Замечание и доклад

Apr 23, 2012 15:09

Полчаса объяснял приятелю, что Христос не был христианином. Вроде товарищ понял.
Ну и доклад, написанный для 51-й Международной научно-практической конференции "СМИ в современном мире. Петербургские чтения", СПбГУ, факультет журналистики, 19-20 апреля 2012 года.
К сожалению, это сообщение прочитано не был. Оживленная полемика, захватившая коллег, не оставила времени до обеда. А после обеда место на панели занял следующий поток ученых. Хорошо, если этот мой донос войдет в научный сборник. Ну а не войдет, мне не привыкать. Это для науки важнее вот, а не вошло. А в представленном докладе скорее не для науки важное, а для нынешней русской общественной жизни. Не страшно, она все равно изменится:
Д. Е. Новокшонов
Санкт-Петербургский государственный университет
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ В МЕДИАТЕКСТАХ ИЗДАНИЙ ООО «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ВПК-МЕДИА»
Русские СМИ создавались как подспорье для ведения войны, как оружие идеологической войны1, а потому военная словесность занимает в них особое место2. Развлекательность классической русской военной словесности - предмет особого исследования3, однако бросается в глаза ее главная черта: она заставляет сопереживать деятелю, человеку на войне.
Более 20 лет назад в России появились так называемые независимые СМИ. Они востребовали труд авторов, в силу своей биографии не имеющих никакого отношения ни к войне, ни к военному делу, ни к армии или вооружению4. Многие из востребованных творцов оказались настолько талантливы и успешны, что, выступая на ниве военной словесности, оказали на вроде бы нерушимую ее традицию серьезное влияние. Это влияние стало заметным даже в СМИ, специализацией которых являются войны, армии и вооружения.
Проиллюстрирую это свое утверждение. Воспользуюсь примерами из еженедельника «Военно-промышленный курьер» (ВПК) и журнала «Воздушно-космическая оборона» (ВКО). Это солидные издания, учредитель и издатель которых, ООО "Издательский дом "ВПК-Медиа", тесно связан с крупными отечественными военными концернами.
Рассмотрим отрывок текста из ВКО:
Все задачи боевого применения и эксплуатации ВТО и БЛА сегодня решаются с помощью нескольких взаимодействующих систем автоматизации. Наряду с АСУ это комплексы планирования боевого применения сил с ВТО и БЛА, подготовки данных и формирования боевых заданий для носителей ВВС, пусковых систем ВМФ и Сухопутных войск, расчета полетных заданий ВТО и БЛА. Автоматизируется все большее количество расчетных, моделирующих и прогнозных задач. Этим в первую очередь вызвана необходимость глубоких изменений в системе профессиональной подготовки персонала органов военного управления (ОВУ) и частей боевого применения ВТО и БЛА.
Вышесказанное подтверждается опытом боевых действий ВС США и НАТО последних десятилетий. Реализация высокого потенциала ВТО в полном объеме была обусловлена квалификацией должностных лиц органов управления войсками и оружием. Для эффективного использования информационных технологий на всех этапах подготовки ВТО и БЛА к боевому применению потребовалось привлечение специалистов по информатике, геоинформатике, вычислительной технике и дешифровщиков.
Таким образом, командующие, командиры, офицеры штабов обязаны владеть теорией, обладать опытом планирования применения и управления высокоточными ударными средствами. Также им необходимы устойчивые знания информационных технологий, твердые умения и навыки использования специального программного обеспечения (СПО) разнородных автоматизированных систем.5
Высказанную в отрывке мысль двести лет назад выдающийся русский военный словесник А. В. Суворов сформулировал просто: «Каждый воин должен понимать свой маневр». Однако уже даже Суворов пользуется для наименования и определения разнообразных движений бойца и командира во время боевых действий иностранным заимствованием «маневр». Для русских солдат Суворова это непонятное французское слово обозначало всю совокупность их правильных движений в боевой обстановке.6
Помимо непредметности описания простых вещей в приведенном отрывке есть и еще кое-что. Обратим внимание:
Все задачи боевого применения и эксплуатации ВТО и БЛА сегодня решаются с помощью нескольких взаимодействующих систем автоматизации. Наряду с АСУ это комплексы планирования боевого применения сил с ВТО и БЛА, подготовки данных и формирования боевых заданий для носителей ВВС, пусковых систем ВМФ и Сухопутных войск, расчета полетных заданий ВТО и БЛА. Автоматизируется все большее количество расчетных, моделирующих и прогнозных задач.
Легко заметить в отрывке отсутствие субъекта, личности, человека воюющего: задачи решаются, системы взаимодействуют, количество расчетных анализируются, а в итоге: воюют разнокалиберные комплексы и АСУ. Человек отсутствует.
Далее:
Вышесказанное подтверждается опытом боевых действий ВС США и НАТО последних десятилетий. Реализация высокого потенциала ВТО в полном объеме была обусловлена квалификацией должностных лиц органов управления войсками и оружием. Для эффективного использования информационных технологий на всех этапах подготовки ВТО и БЛА к боевому применению потребовалось привлечение специалистов по информатике, геоинформатике, вычислительной технике и дешифровщиков.
В этом отрывке человек появляется. Но его роль лишь в привлечении для использования технологий на этапах подготовки. Меж тем, мысль авторов изначально проста: Реализация была обусловлена квалификацией, то есть, говоря языком Суворова, за битого двух небитых дают, или: дело мастера боится.
Однако оформлена мысль речью об обезличенных людях, которым вменяется в обязанность иметь опыт в чем-то невразумительном с точки зрения гражданского человека. И эта невразумительность - важная часть развлекательности текста, написанного двумя генералами Российской Армии. С одной стороны, авторы представляют войну для гражданских как игру, как своего рода высокотехнологичное развлечение. С другой стороны, облагораживающая и обеляющая войну языковая картина мира7 нарисована эзоповым языком, различно воспринимаемым посвященными и непосвященными. Авторы создают пародию на многочисленные обезличенные тексты об армии и войне в либеральных и тяготеющих к ним СМИ. Пародию, всю утонченность которой могут оценить лишь имеющие отношение к описываемому. Нетрудно заметить также в представленном тексте стилевое сходство с текстами гражданских развлекательных журналов: и там, и там деятель, человек, обезличен, а главным предметом написанного становится притягательная маловразумительность, совершенно недопустимая на войне и в среде занятых делом военных.
Чтение подобных текстов завораживает далекого от армии и войны читателя и становится для него досугом, "во время которого личность реализует весь свой возможный социально-ролевой статус частного лица (почти полностью исключается сфера профессиональных интересов) и выступает то членом семьи, то членом определенного неформального сообщества, то зрителем, то читателем, то игроком и таким образом удовлетворяет потребность в разностороннем развитии".8 Для военных же чтение подобных текстов является развлечением, в своей образовательной ипостаси, предлагающим один из способов травить производящие впечатления на гражданских байки.
А вот пример из еженедельника ВПК, пример развлекательного текста принципиально иного рода, перед нами уже сатира:
Думаю, что Дмитрий Олегович Рогозин, продолжая традиции своего отца, выдающегося организатора ОПК генерала Олега Константиновича Рогозина, сумеет укрепить взаимопонимание и сотрудничество между армией и оборонно-промышленным комплексом, в целом повернуть ситуацию в ОПК к лучшему. Во всяком случае, по первым его шагам мы видим, что методы работы он избрал верные.
Приведу такой пример: когда в 1941 году обстановка на фронтах сложилась крайне неблагоприятная, Ставка ВГК решила создать главкоматы на важнейших стратегических направлениях. Маршал Ворошилов был назначен на северо-западное направление. Прибыв туда с небольшой опергруппой, в условиях, когда связь и управление войсками были нарушены, Климент Ефремович никак не мог повлиять на обстановку. Тогда, будучи человеком храбрым и честным, он не нашел ничего лучшего, как сколотить из отступающих солдат роту и повел ее в атаку на Пулковские высоты. Сталин приказал маршалу немедленно возвратиться в Москву.
Дмитрий Рогозин, несмотря на то, что обстановка в ОПК еще более тяжелая, не стал в одиночку бросаться в атаку, а решил создать вначале прочную опору, мощный фронт поддержки Вооруженных Сил и ОПК, дабы организованно переходить в контрнаступление.9
Для того чтобы оценить сатиру в тексте, написанном генералом армии Гареевым, многие годы возглавляющим отечественную военно-историческую науку, надо быть военным.10 Гражданский же читатель запомнит лишь связку Ворошилов-Рогозин, в которой Рогозин предпочтительнее. В приведенном отрывке ясно видно, что автор развлекается сам и развлекает посвященного читателя, сообщая ему свое видение, оценку старого опытного аппаратчика, происходящего в политических верхах страны. Простота речи автора и узость целевой группы посвященных превращают написанное в шедевр, которым массовые развлекательные издания редко могут похвастаться.
Многие медиатексты в указанных изданиях демонстрируют дальнейшее развитие, новый виток эволюции русской военной словесности в СМИ. Характер их развлекательности изменился. Отмечу два самых важных момента. Вызывает интерес акцентуация авторами не главного персонажа войны и военных действий - человека, но инструментария войны - оружия, военной техники, театра военных действий. На страницах ВПК и ВКО инструменты часто одушевляются, посредством метафор и тропов представляются действующими субъектами, а человеческая личность уходит в тень или исчезает совершенно.11 Можно говорить о подмене субъекта и объекта действия в современном русском военном медиатексте, в результате чего война приобретает вид игры, виртуального соперничества мыслей и умов конструкторов, создателей и производителей вооружения и военной техники, невразумительных командиров12. Сопереживание деятелю, человеку на войне, исчезает из текстов.
Между тем любой военный знает, что убивает и гибнет не корабль, а командир корабля с командой, что убивает и гибнет не ракета, а ракетчик. Любой военный знает, что у убийцы и убитого всегда есть ФИО. Это знание позволяет военному моментально отфильтровывать словесность коллеги от словесности профана. Но и коллеги - живые люди, стремящиеся соответствовать речевой моде.
Реализуя свои интенции отечественные авторы и производители ширпотреба новых военных медиатекстов идут за западными коллегами. Отечественные медиатексты военной тематики все же имеют и свои языковые особенности, берущие начало в русской военной словесности и продолжающие ее традиции.

МАТЕРИАЛЫ
Все задачи боевого применения и эксплуатации ВТО и БЛА сегодня решаются с помощью нескольких взаимодействующих систем автоматизации. Наряду с АСУ это комплексы планирования боевого применения сил с ВТО и БЛА, подготовки данных и формирования боевых заданий для носителей ВВС, пусковых систем ВМФ и Сухопутных войск, расчета полетных заданий ВТО и БЛА. Автоматизируется все большее количество расчетных, моделирующих и прогнозных задач. Этим в первую очередь вызвана необходимость глубоких изменений в системе профессиональной подготовки персонала органов военного управления (ОВУ) и частей боевого применения ВТО и БЛА.
Вышесказанное подтверждается опытом боевых действий ВС США и НАТО последних десятилетий. Реализация высокого потенциала ВТО в полном объеме была обусловлена квалификацией должностных лиц органов управления войсками и оружием. Для эффективного использования информационных технологий на всех этапах подготовки ВТО и БЛА к боевому применению потребовалось привлечение специалистов по информатике, геоинформатике, вычислительной технике и дешифровщиков.
Таким образом, командующие, командиры, офицеры штабов обязаны владеть теорией, обладать опытом планирования применения и управления высокоточными ударными средствами. Также им необходимы устойчивые знания информационных технологий, твердые умения и навыки использования специального программного обеспечения (СПО) разнородных автоматизированных систем.13

Думаю, что Дмитрий Олегович Рогозин, продолжая традиции своего отца, выдающегося организатора ОПК генерала Олега Константиновича Рогозина, сумеет укрепить взаимопонимание и сотрудничество между армией и оборонно-промышленным комплексом, в целом повернуть ситуацию в ОПК к лучшему. Во всяком случае по первым его шагам мы видим, что методы работы он избрал верные.
Приведу такой пример: когда в 1941 году обстановка на фронтах сложилась крайне неблагоприятная, Ставка ВГК решила создать главкоматы на важнейших стратегических направлениях. Маршал Ворошилов был назначен на северо-западное направление. Прибыв туда с небольшой опергруппой, в условиях, когда связь и управление войсками были нарушены, Климент Ефремович никак не мог повлиять на обстановку. Тогда, будучи человеком храбрым и честным, он не нашел ничего лучшего, как сколотить из отступающих солдат роту и повел ее в атаку на Пулковские высоты. Сталин приказал маршалу немедленно возвратиться в Москву.
Дмитрий Рогозин, несмотря на то, что обстановка в ОПК еще более тяжелая, не стал в одиночку бросаться в атаку, а решил создать вначале прочную опору, мощный фронт поддержки Вооруженных Сил и ОПК, дабы организованно переходить в контрнаступление.14

Примечания
1. Жирков Г. В. Эпоха Петра Великого: основание русской журналистики. СПб, 2003. С. 20-105.
2. Уже А. В. Суворов и Г. А. Потемкин оставили интересные наблюдения о русском военном слоге. Впоследствии один из офицеров Суворова, вывел военную русскую словесность в отдельный предмет своего исследования, см.: Магницкий М. Краткое руководство к деловой и государственной словесности для чиновников, вступающих в службу. О слоге военном. М., 1835. С. 56-70. См. также: Димов В. А. Потемкин в жизни. М., 2003; Суворов А. В. Походы и сражения в письмах и записках. М., 1990.
3. Вот, к примеру, два журналиста, давшие в своих текстах захватывающие картины войн, свидетелями которых они были: Янчевецкий Д.Г. 1900. Русские штурмуют Пекин. М., 2008;. Симонов К. Собрание сочинений в 10 томах. М., 1979.
4. Например: Латынина Ю. Л. // Википедия. url: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E0%F2%FB%ED%E8%ED%E0,_%DE%EB%E8%FF_%CB%E5%EE%ED%E8%E4%EE%E2%ED%E0 ; Фельгенгауэр П. Е. // Википедия. url: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%EB%FC%E3%E5%ED%E3%E0%F3%FD%F0%2C_%CF%E0%E2%E5%EB_%C5%E2%E3%E5%ED%FC%E5%E2%E8%F7 ; Барабанов М. // Википедия. url: http://news.yandex.ru/people/barabanov_mikhail.html
5. Цымбалов А. Г., Казарьян Б. И. Обучить применению высокоточного оружия // ВКО, №2 (63) 2012. http://www.vko.ru/DesktopModules/Articles/ArticlesView.aspx?tabID=320&ItemID=489&mid=2869&wversion=Staging
6. Воспоминания 101-летнего суворовского солдата / Охлябинин С. Д. Повседневная жизнь русской армии во времена Суворовских войн. М., 2004. С. 274-342.
7. Понятие ЯКМ восходит к идеям В. фон Гумбольдта и неогумбольдианцев о внутренней форме языка, с одной стороны, и к идеям американской этнолингвистики, в частности к гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа - с другой.
8. Дускаева Л.Р. Досуговое направление в Российской журналистике: подходы к типологизации // Досуговая журналистика в России. Материалы межвузовской научно-практической конференции. СПб., 2009. С. 10-13.
9. Махмут Гареев. Мы должны быть сильными и самостоятельными // ВПК. № 14 (431) за 11 апреля 2012 г.
10. В байке Гареева о Ворошилове мало исторической правды. Командующий Ленинградским Фронтом маршал Ворошилов вел в штыковой бой под Дудергофом 11 сентября бойцов 1-й бригады морской пехоты Балтфлота, когда враг подошел на 14 километров к городу. По словам участника этого боя, в 13 часов в бригаду приехал командующий фронтом маршал К.Е. Ворошилов и заявил, что лично поведет моряков в атаку. Эта весть вызвала подъем воинского духа. К.Е. Ворошилов произнес короткую речь: "Товарищи! Отступать дальше некуда. За нами Ленинград. Здесь мы умрем или победим". Затем маршал вынул из кобуры пистолет и, скомандовав "В атаку! Вперед!", пошел в сторону противника. Противник с большими потерями отступил на несколько километров. Несмотря на допущенные просчеты и ошибки, бригада вместе с другими частями успешно выполнила основную задачу - враг был остановлен на самом опасном направлении. При этом маршал получил осколочное ранение в левую руку, а бригада потеряла две трети личного состава. http://flot.com/history/patriotwar/66anniversary.htm
11. Например, статьи в том же номере ВКО: Каслуха А. К единому радиолокационному полю страны (1), http://www.vko.ru/DesktopModules/Articles/ArticlesView.aspx?tabID=320&ItemID=487&mid=2892&wversion=Staging ; Батов П. Л., Травкин А. А. Незаменимый «АЛТЕК-300». http://www.vko.ru/DesktopModules/Articles/ArticlesView.aspx?tabID=320&ItemID=479&mid=2892&wversion=Staging ; Лопин Г. А., Цурков М. Л., Оглоблин В. В. Угрожающая перспектива. http://www.vko.ru/DesktopModules/Articles/ArticlesView.aspx?tabID=320&ItemID=468&mid=2892&wversion=Staging ; или в том же номере ВПК: Фаличев О. Качество оружия определяет успех в бою. http://vpk-news.ru/articles/8795 ; Сатановский Е. Ближний и Средний Восток остается минным полем. Калейдоскоп событий в регионе. http://vpk-news.ru/articles/8796 ; Денисенцев С. Две беды военной топографии - кадры и коррупция. http://vpk-news.ru/articles/8798
12. Такое положение отчасти было вызвано и требованиями военной контрразведки и секретчиков.
13. Цымбалов А. Г., Казарьян Б. И. Обучить применению высокоточного оружия // ВКО, №2 (63) 2012. http://www.vko.ru/DesktopModules/Articles/ArticlesView.aspx?tabID=320&ItemID=489&mid=2869&wversion=Staging
14. Махмут Гареев. Мы должны быть сильными и самостоятельными. ВПК. № 14 (431) за 11 апреля 2012 г.

Да, вот еще всем советую ознакомиться. Новый виток старой истории. И когда она уже закончится?
P.S. И еще любопытное сообщу. Этимологически, по своему происхождению, подобрал еще одное одноименое (синоним) именам: слово, ложь, речь, река, срам, срань, мова, молва, -- виток.

военная история, спбгу, новокшонов, словесность, образование, русская речь, я, христос, история

Previous post Next post
Up