При Путине в СПбГУ было все-таки почеловечнее. И жалование чуть больше. Но лучше всего было при тов. Сталине, а до него при Государе Императоре. При Государе даже бабологию не надо было создавать. Она была естественной в народе.
Тезисы доклада на
Жебелевских. Кто в теме поймет: снимаю сто лет нерешенные вопросы о происхождении Кушанского царства:
Римская эмиграция в Центральной Азии
Эмиграция, то есть вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну, является непременным спутником продолжительной гражданской войны. Однако вопрос о римской эмиграции времени гражданской войны и роли этой эмиграции в мировой истории изучен недостаточно.
С 53 по 35 г. до н. э. в Центральную Азию были перемещены с Запада несколько десятков тысяч мужчин цветущего возраста. В основном это были пленные италики, но были среди них также кельты, уроженцы Сирии, Палестины и подвластной в то время Римской республике Малой Азии.
Укоренению римской эмиграции в Центральной Азии способствовали кочевники саки-юэчжи, с которыми постоянно приходилось контактировать стражникам восточных границ Парфии. Юэчжи явно имели недостаток мужчин, истребленных в проигранной войне с гуннами. Римляне заводили хозяйства и новую родню еще более массово, чем в упоминаемой Горацием Мидии.
Некоторое время спустя мы узнаем у античных авторов о новом племени, появившемся в местах тесного общения пленных с юэчжи и явно выделяющимся среди прочих, и которое Птолемей называет «великим народом» (mέga έqnoV) Бактрианы: тохары.
Происхождение тохар не определено со времени А. Херрманна. Не стоит искать прародителей тохар в бесписьменной истории миграций Бронзового века, когда мы достоверно можем указать на наличие в местах, где появляются тохары, десятков тысяч римских пленных. Откуда взялось само название Тохары? Полагаю простым и логичным выводить его из латинского togati - обычного самоназвания свободнорожденных италиков. Ротацизм интервокального t зафиксирован в архаичных индо-иранских языках.
Признание роли римской эмиграции в появлении народа, создавшего Кушанское царство, сразу решает много загадок, связанных с появлением и историей этой мировой державы античности. Давно известные источники начинают читаться иначе. Да, и сама постановка вопроса о римской эмиграции и ее роли в мировой истории мне представляется актуальной.
Литература
Новокшонов Д. Е. Гораций о римских пленных (Carm. III, 5) // Классическая филология. Материалы секции XL Международной филологической конференции. 14-19 марта 2011 г., СПб. Стр. 8-14.
Боровкова Л. А. Кушанское царство (по древним китайским источникам). М., 2005.
Материалы Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. Выпуск 2. М., Л., 1951.
Herrmann A. Tocharoi // RE. (1937), Sp. 1632-1641.
Migration, trade and peoples. Europian Associations of South Asian Archaeologists Proceedings of the Eighteenth Congress. L., 2005, Parts 1-3 / Ed. Michael Willis, British Academy, L., 2009.
Пьянков И. В. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997.
Ставиский Б. Я. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., 1977.
Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. М.-Л., 1964.
Труды Таджикской археологической экспедиции Института археологии АН СССР и Института истории им. А. Дониша АН Таджикской ССР. Том VII. Л., 1975.
Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции / Под ред. С. П. Толстова. XI. М., 1979.
Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства. М., 1987.