Вот говорят, что с паршивой овцы хоть шерсти клок. То же и с "Кодом да Винчи". Прочитал я его и забабахал текст, чтоб пипл хавал. Популярно изложил так сказать. 200 рублей получу.
С этим текстом все понятно. Я редактор, я банкую. А под кат ставлю текст годичной давности. Заказал мне как то один журнал про бизнес. Тема номера была типа "бренды или изобретения двинувшие цивилизацию". Я написал, а текст не взяли: шибко сложно. Пипл не схавает. Так и осталась текстовка никому не нужной.
Ну так хоть вы почитаете. Кому интересно будет, а афтор тщеславие потешит.
Пелотка Грааля
В запрещенной Ватиканом и весьма популярной в Америке книге "Код да Винчи" писатель Дуен Брайан дает интересное толкование христианского символа - чаши Грааля. По мнению писателя, святой Грааль это женщина, а по-простому - баба.
Дуен Брайан вкладывает свое объяснение христианского символа в рассуждения английского профессора. Из них мы узнаем, что сосуд, напоминает чашу или вазу, но, что гораздо важнее, лоно женщины. Символ этот призван подчеркивать женское начало, женственность, плодородие.
Легенда говорит о том, что святой Грааль есть не что иное, как сосуд, чаша. Но это описание Грааля, упор на сходство с сосудом, на самом деле аллегория, призванная защитить тайну истинной природы Грааля. Иными словами, легенда использует сосуд в качестве метафоры женщины.
Грааль есть не что иное, как древний символ женственности, он символизирует священное женское начало и богиню. Но со временем значение это было утрачено, и тут уж на славу постаралась Церковь. Власть женщины, ее способность дарить жизнь, некогда считалась священной. Но она представляла угрозу подъему и возвышению христианской Церкви, где всегда доминировал мужской образ, главенствовало мужское начало. И вот церковники стали демонизировать священное женское начало, называть женщин нечистыми. Именно человек, а никакой не Бог придумал концепцию первородного греха: Ева вкусила от яблока и вызвала тем самым падение рода человеческого. Женщина, некогда священная дарительница жизни, превратилась во врага.
Грааль, - утверждает писатель, - есть символ потерянной богини. С появлением христианства старые языческие религии не умерли. И легенды о поисках рыцарями чаши Грааля на самом деле представляли собой истории о запрещенных поисках утраченного священного женского начала. Рыцари, якобы занятые поисками "сосуда", закодировали истинный смысл своих стараний, чтобы защититься от Церкви, которая низвергла образ женщины, запретила богиню, сжигала на кострах неверных, запрещала даже упоминание о священном женском начале.
Символом Грааля, в частности, стала Роза. Она же - символ жены Христа Марии Магдалины. Поскольку имя жены Спасителя было запрещено Церковью, она получила несколько псевдонимов. Ее называли Сосудом, чашей Грааля и Розой.
Символ Розы напрямую связан с пятиконечной звездой Венеры и Компасом Розы. Кстати, само слово "роза" звучит одинаково в английском, французском, немецком и многих других языках. Роза является также анаграммой слова "Эрос", в латинском написании Eros. А Эрос - бог плотской любви в Древней Греции.
Роза всегда была главным символом женской красоты и сексуальности. В первобытных культах богини пять лепестков символизировали пять ипостасей жизни женщины: рождение, менструация, материнство, менопауза и, наконец, смерть. И, наконец, цветок розы напоминает женские гениталии, тот прекрасный бутон, из которого вышло на свет Божий все человечество. И если вы когда-нибудь видели картины Джорджии О'Кифф, вы бы точно поняли, что имел в виду писатель.
Дмитрий БАРАНОВ
Экскурс по истории нелицензированного бренда
В истории человеческой цивилизации есть изобретения уникумы. Широко внедрить их на потребительский рынок невозможно, массовое выставление на потребу немыслимо.
Изобретения такого сорта может использовать лишь каждый потребитель индивидуально, причем индивидуальный опыт употребителя никем другим не может быть фактически воспроизведен. Тем не менее, такие изобретения дают немыслимой силы толчок развитию как товарных, так и денежных отношений, а иногда становятся стержнем для развития целых национальных рыночных систем.
Именно такое изобретение было сделано почти две тысячи лет назад знаменитым Иисусом из Назарета. Он изобрел для людей бессмертие, блестяще подтвердив свой приоритет экспериментальным воскрешением с последующим вознесением на небеса.
Интересно, что технология получения потребителем бессмертия на вид очень проста. Ее можно выразить перифразом собственных слов Иисуса: "Делай как я".
Однако проблема в том, что в полном объеме воспользоваться know how изобретателя или даже просто повторить его исторический опыт оказалось проблематичным для массового потребителя. Дело в том, что до вознесения инженера бессмертия на небеса жизнь его документировалась плохо, ход же самого опыта фиксировался спорадически, причем людьми, далекими от науки: рыбаками, налоговыми инспекторами и т.п.
Потому-то, хоть спрос на бессмертие после открытия Иисуса, прозванного Христом, многократно вырос, дать его потребителю в полном объеме оказалось некому.
В результате, возникло много коммерческих структур, которые предлагают не совсем бессмертие, но эксплуатируют один общий бренд - христианство. Надо сказать, что так, как права на бренд сразу не были закреплены в соответствующей лицензионной палате кем-то одним, торговцев его использующих развелось за две тысячи лет превеликое множество.
Идея торговать бессмертием оптом и в розницу пришла в голову бизнесменов не сразу. В I в. н. э. не было сложившихся бизнес-структур (церковной организации) с должностными лицами. Господствовала челночная торговля, розница и мелкий опт: по городам и деревням расхаживали коммивояжеры-пророки, учителя, как правило, выделившиеся из рядовой массы верующих потребителей. Любой христианин - последователь Иисуса -- мог называть себя харизматиком и заниматься в розницу учительством-пророчеством; если он имел достаточное число приверженцев-потребителей.
Со временем бизнес стал укрупняться. Руководство предприятиями сосредоточивалось в руках пресвитеров - тогдашних топ-менеджеров (старейших членов предприятия по возрасту либо по времени начала деятельности).
Руководство это носило в значительной степени хозяйственный и административный характер и на первых порах было связано с совместными трапезами-агапами (вечерями любви). Официанты, работавшие на корпоративных посиделках, именовались диаконами. Со временем с накоплением для посиделок любви денег и увеличения запасов для трапез появились кладовщики, кассиры и надзиратели-епископы. Последними становились обычно старейшие, наиболее зажиточные члены неформальных еще предприятий.
Эти епископы уже через двести лет оттеснили коммивояжеров-пророков и учителей, не поддававшихся ни надзору, ни регламентации и получили в организациях верховную власть.
Так и возникли церковные компании с епископоми-надзирателями во главе. Они положили конец бесконечным пророчествам, содержавшим нападки на богачей, предсказывавшим неизбежную гибель старого греховного мира и близкое торжество царства бессмертных. Причина понятна - подобный маркетинг только отпугивал наиболее платежеспособных клиентов.
Они же -- епископы -- стали бесконтрольно распоряжаться имуществом коммерческих структур нового типа и начали активно приумножать его. Это естественно -- любой капитал стремиться к увеличению и глобализации.
Компании, торгующие бессмертием, разбухали персоналом: епископы окружали себя должностными лицами, в круг обязанностей которых входила маркетинговая-проповедническая деятельность, аудит, юриспруденция и безопасность -- работа по улаживанию финансовых, судебных, полицейских и иных вопросов.
Епископское понимание предлагаемого товара выкристаллизовалось в своеобразные ГОСТы-догматы, обязательные для всей массы потребителей, и никто из них, все чаще и чаще сравниваемых со стадом овец, не смел выступать против епископа - пастыря (pastor), невозбранно стригущего свою покорную паству.
Эволюция создания таких компаний сказалась и в слове "церковь" (ecclesia), под которым сначала понималась компания, совокупность производителей и потребителей христиан, а затем определенное учреждение. Так сложилась единая крупная компания под громким брендом Вселенской христианской церкви.
Так как ко времени образования этой корпорации все основные документы, повествующие об изобретении Иисуса, были уже хорошо изучены, и стало ясно, что know how бессмертия остается загадкой, споры аналитиков компании в основном сосредоточились на вопросах маркетинга и менеджмента, а также личности изобретателя. Иногда эти споры буквально разваливали компанию и сопровождались массовыми кадровыми чистками и полной сменой топ-менеджмента.
Например, уже в IV веке группа аналитиков компании во главе с Арием предложила считать, что изобретатель был не "вполне человек", как до этого считалось, а "подобен человеку". Такой лихой маркетинговый ход, по мнению школы Ария, был более понятен потребителю. Споры продолжались несколько десятилетий и закончились массовым увольнением менеждеров, одобрявших нововведение.
Еще одно потрясение компания пережила после того, как в V веке аналитик Несторий придумал тонкий рекламный ход. К тому времени в маркетинге корпорации было общим местом, что мамой такого гениального человека как Иисус, могла быть только необыкновенная женщина. Несторий, полагая, что потребителю это будет льстить, предложил продвигать маму Иисуса на рынке как женщину "обыкновенную".
Однако инициатива не нашла поддержки в корпоративной среде. Многочисленные последователи Нестория были уволены без содержания.
Но самый сильный удар по единству корпорации был нанесен из-за расхождений в вопросах использования оборотных средств. В X веке, воспользовавшись очередной аналитической дискуссией по вопросам использования бил-бордов-икон в Восточноевропейском центре компании Римская кафедра объявила о своем отделении от Вселенской Церкви. Здесь консервативно считали, что бизнес в основном должен опираться не на визуальные ряды наружной рекламы, а на конкретную работу с потребителем. Кроме того, по мнению менеджмента западного филиала, отделение от компании-матки должно было способствовать более инициативному и агрессивному продвижению христианского бренда на рынках.
Для оправдания своего откола компания дочка выдвинула тезис, что изобретение Иисуса в равной степени сделано не только им, но и его отцом, сумевшим воспитать такого гениального сына.
Именно эта компания, по-прежнему эксплуатировавшая бренд христианства, достигла впоследствии наибольших маркетинговых успехов в продвижении бессмертия на мировом рынке. Однако ее раскольнический порыв породил слабость в ней самой. Каждый ее активный и творческий менеджер мог теперь, с чистой совестью добавив или изменив что-то в маркетинге, открыть собственное дело.
Таким, например, стал ученый менеджер-расстрига Мартин Лютер. В 1510 году ему лично пришлось наблюдать распущенность топ-менеджеров Западного филиала, а в 1516 году, в связи с очередной активизацией продажи индульгенций (квитанций о приобретении бессмертия), Лютер выступил с обличениями. Завязался словесный поединок, в результате которого в 1520 году Лютера уволили из компании, и ему пришлось открыть собственное дело.
Еще одним удачливым бизнесменом стал француз Кальвин, который, в вопросах маркетинга пошел значительно дальше Лютера. Он ввел в свое теорию продаж понятие безусловного предопределения. По нему, безусловное предопределение - это предвечное избрание бессмертием одних людей, а других - смертью, независимо от их воли.
Менеджеры Кальвина особенно закрепились в Англии, где основали Английскую Епископальную Христианскую Церковь.
Еще одна компания в те же годы возникла по инициативе менеджера Сервета. Он, правда, за это был сожжен на костре, но последователи его сумели отстоять самостоятельность и зарегистрировать свою унитарную христианскую фирму с филиалами в Англии и Америке. Они продвигали бренд христианства, называя Христа обыкновенным человеком, который благодаря самообразованию и самодисциплине смог сделать свое открытие.
Вообще, в новое и новейшее время организация маленьких христианских компаний приобрела массовый характер. Какому-нибудь талантливому менеджеру приходила в голову плодотворная маркетинговая идея, после чего он открывал собственный лицевой счет и регистрировал собственное дело.
Так в Саксонии в 1520 году была зарегистрирована компания Анабаптистов. Эти предлагали потребителям бессмертие вместе с пакетом из свободы, отвержения всех существующих властей, общественных отношений, и установления полного равенства в пользовании имуществом и общностью женщин.
Другую фирму удалось зарегистрировать на свое имя бизнесмену Симону Меннону. Он предлагал бессмертие с пакетом включавшим уклонение от присяги, от военной и гражданской службы и от обращения в суды. Потребителей меннонитам удалось завоевать в Германии Голландии, России, Англии и Америке.
Одновременно с компанией баптистов в Англии и Шотландии возникла фирма квакеров, гендиректором которой стал Георг Фокс. Фокс позиционировал себя за новооткрывателя know how бессмертия, и оттого продвигал его под слоганами "Истинное", "Мое", "Каждому отдельно". В пакете услуг он также предлагал отрицание госвласти, военной службы и присяги. До сих пор компания успешно ведет дела в США, Англии, Голландии и Германии.
Еще один бизнесмен - Джон Веслей -- основал в XVIII веке компанию-дочку от Англиканской церкви. Поначалу он был коммивояжером и пиар-менеджером, но потом уволился из англиканской компании и создал из единомышленников "Соединенное общество". Его маркетинг получил название "методизм", причем в настоящее время услугами компании пользуется до 12 миллионов человек в основном в Америке.
Не менее удачливым предпринимателем эксплуатирующим христианский бренд стал фермер Вильям Миллер. Изучая источники, рассказывающие об изобретении Иисуса, он сделал вывод о скором конце мира и наступлении всеобщего бессмертия В 1831 году он организовал шумную рекламную акцию, в которой в пакете с бессмертием предлагал потребителям точную дату его приобретения. Удачный рекламный ход нашел множественного потребителя, отчего дату каждый раз приходится отодвигать, чтобы охватить всех желающих. Так уже прошли следующие даты: 1843, 1844, 1932-33 и 1995 года.
Удачна оказалась и бизнес история компании "Пятидесятников". Ее основал менеджер-методист Чарльз Парем. В канун нового 1901 года он пришел к выводу, что скорей всего причина недополучения бессмертия потребителем кроется в отсутствии возможности приобретения им "дара говорения на иных языках". Он считал, что раз Иисус мог говорить на иных языках, то и последователям его не мешало бы приобрести такую способность. На одном из рекламных шоу Парем возложил на одну из присутствующих девушек руки, и она сразу же заговорила на непонятном языке. Легкость стяжания такого умения, равно как и необыкновенные переживания в момент говорения, обеспечили новому движению широкую популярность и быстрое распространение на рынке.
Удачно сложилась рыночная судьба компании, основанной Иосифом Смитом. В 1820 году ему привиделось, что Иисус со своим отцом, рассказали ему подлинный секрет бессмертия, который заключается в том, что надо открыть свое дело. В 1823 году ему опять привиделось посещение его апартаментов вестником Иисуса по имени Мороний. Тот рассказал Смиту о спрятанных "золотых листах" на холме Кумора, которые покрыты иероглифами "измененного египетского языка", которые содержат важные сообщения древней истории Америки. Результаты переживаний Смит опубликовал в 1830 году. С тех пор "Книга Мормона" многократно переиздавалось и дело наладилось. Фан-клуб Смита был открыт 6 апреля 1830 года в Файети (Нью-Йорк), и с тех пор дела компании пошли в гору.
В XX веке распространение маленьких компаний использующих христианский бренд приняло обвальный характер. Больших успехов удалось достичь такому предпринимателям как Сун Мьюнг Мен, он же Мун Сан Мен. Этот привлек состоятельных клиентов, предлагая среди прочего в пакете к бессмертию "По три привлекательные девушки каждому".
Заканчивая краткий экскурс в историю выдающегося нелецензированного вовремя бренда, стоит также отметить следующие успешные компании: "Церковь Христа", "Семья", Церковь "Завета", "Церковь адамитов", "Благодать" (Grace), "Ревнители истинного благочестия", "Свидетели Иеговы", "Белое братство", "Церковь Последнего Завета Виссариона" и "Аум Синрике".
Надо полагать, что развитие IP технологий приведет к дальнейшему развитию бизнеса, эксплуатирующего бренд христианства. Возможность общения с потребителями on-line предлагает сейчас удачливым и изобретательным бизнесменам невиданные до сих пор возможности атаки потребителя и продвижения своего, оригинального рецепта достижения бессмертия, реальность получения подтвердил своим экспериментом далекий от Интернета Иисус из Назарета.
Дмитрий НОВОКШОНОВ