Альберт Валентиен и его гигантский труд по зарисовыванию диких цветов Калифорнии.

Apr 23, 2016 10:43

Оригинал взят у rikki_t_tavi в Альберт Валентиен и его гигантский труд по зарисовыванию диких цветов Калифорнии.
Читала тут книгу про Альберта Валентиена и его огромный труд по зарисовыванию калифорнийских растений.


Plant Portraits: The California Legacy of A. R. Valentien

Он получил образование художника и больше двадцати лет в конце девятнадцатого века проработал на фабрике керамики в Цинцинатти. Это было время движения arts and crafts в Америке, и художники делали предметы обихода красивыми и артистичными. Еще тогда он много рисовал с натуры растения и цветы для использования в керамике. В самом начале двадцатого века он с женой побывал в поездке в Калифорнии. За время поездки он нарисовал 150 акварелей  местных цветов и растений и устроил в Сан-Диего выставку. Все в Калифорнии его очаровало - природа, климат, жизнь. Так что  он уволился с фабрики и в 1908  году переехал с женой в Сан-Диего.

И там богатая дама,  Эллен Браунинг Скриппс,  филантропистка, интересующаяся ботаникой, заказала ему огромный труд - нарисовать все дикие цветы Калифорнии.  Оба они не представляли размаха этого предприятия. Все, конечно, он нарисовать не смог, но за десять следующих лет нарисовал 1094 листа, размером примерно А3, с подробнейшими изображениями различных растений. Мелкие он часто рисовал по нескольку экземпляров на листе, так что всего он запечатлел 1500 разных растений. В Калифорнии учеными насчитывается больше семи тысяч диких цветов и растений, и примерно четверть из них - эндемики, то есть нигде, кроме этих мест, не встречающиеся.

Это какой-то невероятный, огромный труд, учитывая, что он не был ботаником. Но тщательность, выразительность и достоверность его рисунков  такова, что представляет огромную ценность, как с ботанической, так и с художественной стороны.



Все эти десять лет он провел в разъездах, бесконечных путешествиях в поисках новых растений. Его сопровождала и во всем ему помогала жена. Слава художника его обгоняла, и в каждом месте кто-то с радостью представлял ему свой дом для житья и отдельную комнату для мастерской. Здоровья он был неважного, и походы его утомляли, но повсюду находились люди, доставляющие цветы и растения прямо к порогу.

Для работы он выбрал плотную серого оттенка бумагу - чтобы можно было передать и белые цветы. Рисовал акварелью с добавкой гуаши, тщательно вырисовывая малейшие детали и оттенки цвета. Он уже тогда понимал, что со временем некоторые растения могут исчезнуть или стать крайне редкими, и его свидетельство будет иметь большую научную ценность.



Путешествовали они с большими корзинами и запасом газет. После того как Альберт виртуозно выписывал каждое найденное растение, его жена Анна Мари засушивала растения под прессом, и их отправляли профессору ботаники в  университете Беркли, чтобы он мог их опознать, описать, внести в номенклатуру, если нужно, и прислать им обратно названия их на латыни и общепринятые.

Вот национальный цветок штата - дикий оранжевый калифорнийский мак.



Хотя  рисунки не соответствуют строгим правилам ботанической иллюстрации, когда на листе нужно изобразить и корни, и полное растение, и цветы, и плоды, плюс разрезы и семена, если нужно, научная точность их поразительна. Кроме того, все отмечали, что при такой абсолютной достоверности, рисунки Валентиена не выглядели вымученными, строгими, герабариеобразными. Они всегда сохраняли легкость и свежесть художественного этюда с натуры.




Разнообразных диких лилий Альберт перерисовал огромное количество. Особенно любимыми у него были розовые лилии марипоза - напоминающие присевшую на стебель бабочку.



Книга  представляет собой, кроме всего каталог большой выставки его работ, впервые проходившей в наше время. Все рисунки снабжены ботанической информацией, очень интересной - название на латыни, как называют цветок в обиходе, где встречается, как использовали его местные индейцы в старые времена, что необычного есть в его запахе или поведении.

Часть иллюстраций крупные - во всю высоту листа. Самые выразительные вот такие большие. А часть представлена в небольшом виде, по четыре на странице, но все равно  их можно разглядеть и опознать.


Это вот как раз белые цветы, изображать которые так помогает тонированная бумага.




Законченные рисунки Валентиен подписывал, монтировал на листы изо льна - специально, чтобы при рассматривании и перелистывании оригиналы не трепались и не рвались, затем к каждому добавлялся защитный лист, и эти "бутерброды" переплетались в тома по 50 рисунков в каждом, с обложкой из телячьей кожи. Всего у него вышло 22 таких тома, по мере завершения он передавал их заказчице.

И как это бывает со многими художниками и неизменно меня печалит, при жизни Валентиен не получил ни должной славы, ни хотя бы достойного денежного вознаграждения. То, что платила им в качестве гонорара мисс Скрипп, едва хватало на жизнь.  Еще в процессе рисования и разъездов, Валентиены начали организацию большой гончарной мастерской, в планах у них было создание фабрики по образцу той, на которой они работали. Нашли банкира, который это предприятие финансировал. Но предприятие это преследовали непрерывные несчастья - ломались печи, пропадали целые партии, не выходили глазури. И  спустя несколько лет и 20 тысяч потраченных долларов Валентиен должен был признать катастрофическую неудачу. До сих пор непонятно, отчего у него не вышло ничего, исследователи полагают, что шанс, наверное, был бы, если бы он не должен был все время проводить в разъездах. Так что наладить производство, которое их бы кормило, не удалось.

Колекция рисунков же осела в доме мисс Скрипп. Интернета не было, телевидение не брало интервью, и гигантской работы Валиентиена никто не видел. После окончания их сотрудничества в 1918 г. Альберт зарабатывал как мог - картинами и пейзажами. Дела его могли бы сильно поправиться, если бы работы были напечатаны, продавались бы  в виде книги или отдельных репродукций. Однако хозяйка их не была готова вкладывать в это дополнительные деньги - репродукция в цвете в те времена стоила очень дорого.

Валентиен, который сделал эту работу за очень умеренные деньги, расчитывая потом на выставки и публикации, на получение роялти за продажу книг и репродукций, начинал понимать, что с надеждами на то, чтобы увидеть весь труд в печати придется расстаться.  В 1924 году, через 16 лет после начала работы, он составил список из 224 самых лучших работ (из 1094, напомню), которые имели бы успех в публикации. Но мисс Скрипп посчитала, что и это будет слишком дорого. Валентиен мог бы получить большую славу, известность, любовь народа - но ничего не получил.

Здоровья он был и так некрепкого и в 1925 г внезапно умер от сердечного приступа. Ему было 65 лет. Жена его продолжала биться за публикации, но надежды эти умерли вместе с самой мисс Скрипп в 1933 г. Кроме хозяйки и нескольких ее близких никто даже не знал о размахе этого труда.

Еще при жизни Валентиена на одной из его выставок, местный ботаник написал им, что чрезвычайно важно было бы, если бы для каждого изображения было указано место, где растение было найдено, потому что с бурным развитием промышленности и строительства, есть опасность, что многие виды исчезнут. После смерти Альберта его вдова засела за бумаги, дневники, письма, записи и собрала места, где нашли растения для каждого из 1904 рисунков. Тщательно описанное собрание сведений она отослала мисс Скрипп. Но сведения эти пропали, никогда и никто их больше не видел.

Мисс Скрипп свою коллекцию очень ценила и  заявила, что не отдаст ее ни в один музей, если она не будет помещена в полностью несгораемое здание. Ее саму напугал пожар в ее доме, к счастью коллекция хранилась в отдельном, изолированном от огня помещении.

После смерти ее наследники передали всю коллекцию до последнего листика в  Общество Естественной Истории в Сан-Диего (которое основало  естественно-исторический музей  Сан-Диего). На деньги семьи Скрипп в музее таки было построено здание, защищенное от пожаров, туда и отправилась коллекция. И спустя сто лет работы эти увидели наконец свет на большой выставке в Сан-Диего. У музея самая большая коллекция. Кроме музея пятьдесят листов находится в частном собрании и 46 в библиотеке штата в Сакраменто.

Теперь еще и в книге наконец-то:
Plant Portraits: The California Legacy of A. R. Valentien



Прошу прощения за быстрые инстаграмовские картинки из книги - очень хотелось саму историю рассказать.

Колоссальный труд, грустная история...

жизнь, история, иллюстрации, книга

Previous post Next post
Up