«Если Господь человека любит, то он его постоянно испытывает, он его бросает из мира в войну, из болезни в здоровье, обратно в болезнь, из безопасности в опасность. Если общество живет спокойно, сыто, самодостаточно и самоудовлетворенно, это значит, что Бог его бросил»
Всеволод Чаплин., Интервью.
В 1990-е годы наше государство взяло резкий и решительный курс «вправо», к экономике Рейгана и Пиночета. Под речи о свободе, поп-музыку, антисоветские фильмы и передачи вроде «Капитал-шоу Поле Чудес», слишком многие поверили в новый курс, в общество «доллара и креста». Мы не сомневаемся в том, что главные последствия «Перестройки» ждут Россию впереди. Но в этой статье поговорим не о последствиях, а о неразлучной спутнице нашего капитализма (что в начале, что в конце 20 века) - Православии.
Чему учит православие? Вот небольшая выдержка из православных текстов:
«монастыри наши своим молитвенным подвигом и доброделанием созидают и исцеляют душу народа, вновь [?!] научая его благочестию»
«Мы должны думать только о Вечном… Мы идем навстречу смерти… То, что мы унесем с собой, будет только душа и добро, которое мы сделали. Это единственное богатство, которое пересечет вместе с нами границу смерти.»
1 «род человеческий, в беззакониях зачавшись и в грехах родившись, от материнской утробы делался отчужденным и от материнского чрева пребывал в заблуждении…»
2 «…ум наш, сей яростный и сластолюбивый пес…»
3 «Понуждай себя на многие молитвы со слезами: может быть, Господь помилует тебя и совлечет с тебя ветхого человека грешащего»
4 «Блажен, кто волю свою умертвил совершенно и все попечение о себе предал своему учителю о Господу»
«Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом… человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших»
«Судить значить бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать значит погублять свою душу»
«Во всех случаях, когда бесчестие падает на одних нас, должно молчать (ибо это время духовного приобретения)»
5 Из этих и других христианских текстов следует, что богу милее всего человек плачущий, пресмыкающийся.
Странно, что для многих верующих бог - в высшей степени доброе и милосердное существо. В библии сказано, что «суд божий» нередко заканчивается проклятием человека, отправлением его души на вечные муки в ад.
6 Т. е. «милосердному» богу угодно, чтобы над душами людей, - его образов и подобий, - вечно издевались черти. В церковной литературе и проповедях ад недвусмысленно изображается как место, страшнее которого нет на земле - страшнее гестаповских застенок и ГУЛАГа. По крайней мере, в ГУЛАГе у многих была надежда на освобождение; многие даже освободились. Но «кроткое» христианство грозит ослушавшимся ужасными карами, недоступными даже самой страшной диктатуре.
Христианское божество соединяет полную власть над людьми - «тварями» и намерение властвовать: либо бесконечно карать, либо бесконечно вознаграждать душу умершего человека. Бог не на шутку испытывает человека, проверяет его крепость веры в себя, судит, милует, награждает блаженством или наказывает
7. Человек позиционируется в христианстве одновременно и свободным, и рабом: в отношениях с другими людьми человек изображается свободным, в отношениях с богом - вечным рабом. Видимо, свобода человека введена в христианство только для того, чтобы богу было за что гневаться и наказывать человека.
Грех (человека-раба перед богом-господином) - центральное, краеугольное понятие христианства. «Человек - нечист, а бог - непорочен и всемогущ!» Грех понимается как низменный проступок человека, его виновность, неблагодарность по отношению к великому и непогрешимому создателю. Но понятие греха привносит в христианство неразрешимое противоречие: если всемогущий бог создал человека по своему образу и подобию, но человек все же погрязает в грехе, то или бог тоже склонен к греху, или бог не знал, что творил и не является всесильным, или бог специально создал человека грешным. Но в последнем случае - если бог создал человека чтобы его испытывать, как подопытного кролика, - за что он гневается на человека? Зачем отправляет в ад?
Очевидно, что если ад существует по божьей воле, если угроза попасть в ад нависает над миллиардами людей, бог далек от милосердия. В этом случае церковь должна открыто признать склонность бога к ужасной мстительности и жестокости. Но если, по мнению церкви, ад существует вопреки воле бога - необходимо признать его ограниченность.
Парадоксальная идея «милосердного» христианства состоит в том, что за человеческой ошибкой непременно должно следовать искупление: страдание: плач, боль, самоуничижение. Недостаточно осознать и исправить ошибку. За проступок против бога- господина должно обязательно следовать наказание. В этом - еще одно заимствование из «этики» и законодательства времен рабовладения. Христианство содержит идеализированное, крайнее, запредельное, пусть и спрятанное в мифологию, выражение идей рабовладельческого строя: господь - всемогущ, ему все дозволено, а человек - раб, грешная тварь, без бога - ноль.
Из библии мы знаем о божественной заповеди, запрещающей человекоубийство. Но сам бог, как мы знаем, людей убивал. Зачем? Неужели для того, чтобы побыстрее доставить людские души в ад на вечные муки? Видимо, христианские авторы так убеждали невежественную паству в божьем всемогуществе.
Часто приходится слышать, как православные, «доказывая» бытие бога, уверяют, что Ноев ковчег был найден на горе Арарат или где-то на Кавказе. Конечно, православие могло бы обойтись и без истории о великом потопе. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь. Легенда о великом потопе интересна еще и тем, что ярко иллюстрирует религиозное сознание, готовность верующего ставить все, что написано в авторитетных текстах, выше реальности.
Читаем в библии: И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю
8 Сразу заметим, что автор забыл или ничего не знал о нелетающих птицах: пингвинах, страусах и бакланах.
Согласно библии, бог обратился к Ною с наставлением: Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей
9. Иначе говоря, бог указал Ною размеры ковчега (в локтях), поведал, как строить ковчег («из дерева гофер», «отделения сделай…», «осмоли его смолою»). Ясно, что ковчег строил Ной, а не бог. («Сделай себе ковчег…») Семья Ноя, как мы увидим ниже, состояла из 8 человек, которые и могли строить ковчег (об этом, однако, в библии не сказано). Едва ли можно допустить, что праведник Ной «втемную» привлекал к строительству ковчега людей, которым суждено было погибнуть. Иначе говоря, паства должна верить, что 8 человек в доиндустриальную эпоху построили плавучее убежище для всех видов животных. По сравнению с этим даже построение коммунизма не кажется фантастикой!
Согласно библии, когда ковчег был готов, бог обратился к Ною с таким наставлением:
«войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему».
10 Иначе говоря, Ною предстояла новая титаническая задача. И семь дней на ее выполнение!
Но сколько времени нужно, чтобы собрать все виды кузнечиков, бабочек, пауков, жуков, муравьев - справится ли с этой задачей тысяча биологов в течение года? Едва ли справится. А праведник Ной всего за неделю справился! И даже смог верно отличить самцов от самок, - хорошо разбирался в биологии! Старый мотив: недельный срок - и мир сотворен. Конечно, неясно, что такое был «день», когда Земли еще не было и она не вращалась вокруг Солнца. Но вот еще один недельный срок - и животный мир спасен. Пожалуй, если верить в библейский потоп, можно верить во все, что угодно.
За все ту же неделю Ноево семейство из восьми человек, если верить библии, - должно было собрать всех этих животных и запастись для них кормом: Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею
11. За неделю Ноево семейство не успело бы даже внести эти запасы пищи в ковчег. Странно, что Ноя не почитают как героя или чудотворца. Перед таким подвигом бледнеет Геракл, тускнеют греческие боги.
Что еще мы не знаем о великом потопе?:
- Вносил ли Ной в ковчег колорадского жука? Зачем? Как попали в ковчег блохи, вши, клопы, тараканы?
- Как выжили в ковчеге муравьи, не способные выживать в одиночку?
- Как семья Ноя уживалась в ковчеге с бегемотами, крокодилами, медведями, змеями, бесчисленными насекомыми?
- Как все эти животные уживались друг с другом в тесноте, темноте и качке?
- Было ли в ковчеге электричество? Чем он освещался?
- Был ли ковчег одноэтажным или многоэтажным?
- Кормил ли Ной одних животных другими? Или все животные тогда были миролюбивыми вегетарианцами? Но в этом случае, как могла в то дивное время так упасть человеческая порода - божий образ и подобие?
- Достиг ли потоп цели - меньше ли стало греха? Может ли непорочный бог убивать для того, чтобы стало меньше греха?
Напоследок заметим, что героическая семья Ноя тоже состояла из пар:…вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними… Ною было пятьсот лет и родил [ породил? ] Ной Сима, Хама и Иафета
12. То есть у Ноя были только сыновья, все они были женаты, но детей ни у кого из них не было. Как все просто и складно!
Остановимся на другом эпизоде христианской, на этот раз - сугубо православной, догматики. Нас интересует житие «святой равноапостольной великой княгини российской» Ольги (ок. 925-969 гг.)
13 Но ведь России в то время еще не было! Как же могла Ольга быть «российской» княгиней? Здесь явное искажение истории со стороны РПЦ. Но главный вопрос таков: как получилось, что княгиня Ольга стала святой, да еще «равной апостолу»? И вообще, какие требования РПЦ предъявляет к святым - что нужно человеку сделать, чтобы РПЦ его канонизировало?
Церковь не смущается оттого, что Ольга не жила по Евангелию, библейские заповеди не соблюдала. Ее величают «начальницей веры», «корнем православия» на Руси, «духовной матерью русского народа»
14. РПЦ не скрывает, что Ольга была коварна и жестока: хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти…
15 Это же подтверждает «Повесть временных лет»: …и повелела Ольга зажечь ее [баню] от дверей, и тут сгорели все
16. Неужели в РПЦ считают, что заповедь «не убий» касается не всех? Неужели для правителей - особые нормы, особые стандарты? Может, РПЦ предъявляет разныетребования к благоверным князьям и благоверной черни? Нам кажется, что от аристократии требуется расширение удела и помощь церкви. От черни - послушание и терпение, «умерщвление плоти». Т. е. власти могут простить то, чего не простят обычному человеку.
Также заметим, что византийско-клерикальная мораль сильно отличается от современных представлений о плохом и хорошем: многие «святые» совершали подлые, даже чудовищные поступки. Вспомним войны «равноапостольного святого» императора Константина, дела «святого страстотерпца» Николая II, подвиги его жены святой Александры. Вспомним библейского апостола Петра. А ведь христианство дает на редкость яркие образы «праведников»! Даже в образе святых церковь не устает напоминать о греховности человека. Церковный идеал человека - это или щедрый князь-победитель, или пустынник, который стоит на коленях на камне «Христа ради», с утра до вечера, каждый день, в течение двадцати лет. Вот какую духовность дает России византийская религия! Даже православные святые - казалось бы, идеал человека - и те нарушали заповеди, убивали, предавали. Но жестокость киевской княгини - песчинка по сравнению с идеей вечно мучить тысячи, миллионы, или - кто знает? - миллиарды человеческих душ, с идеей «сотворить» человеческую душу, а потом вечно жечь ее в аду.
В чем же причина того, что христианство прижилось, а затем пышно зацвело и разрослось в полуварварском, отчасти рабовладельческом средневековом обществе? Может быть как раз в том, что христианство красиво рисует и освящает аурой божьего замысла самые крайние, гиперболизированные отношения рабства? Вершина - это всемогущий бог, всесильный рабовладелец, который может одарять вечным блаженством, а может проклясть на вечные пытки. Низы - это те, которых испытывают, гонят через трудности, на которых лежит печать греховности, которым нужно ежедневно вымаливать господскую милость. Легко понять симпатию эгоистичной, самодержавной власти к такой системе мировоззрения.
Вот и несменяемое путинское чиновничество предпочитает клерикальный капитализм светскому - так надежней!:
«По-хорошему, холодная война [ с Западом ] началась еще во времена княгини Ольги, когда она решила, что православие она будет принимать в Византии»
17 «культурологический разрыв… призван ликвидировать курс по истории Православия для средней школы, в рамках которого дети осознают универсальность десяти заповедей и взаимосвязь духовности и нравственности. Современная педагогическая наука разложила воспитание на составляющие, и только православной педагогике [!] удалось сохранить его целостность»
18 «любознательность, не подкрепленная нравственным началом и глубокими истинными знаниями, позволяет человеку деградировать, а не развиваться. [ любознательность должна быть подкреплена глубокими знаниями! ] Я полагаю, что сегодня требует жесточайшей ревизии [!] качество и объем знаний, которые предлагаются ребенку»
19 «Запад устанавливает нам идеологические мины на пути в цивилизованное общество».
20 «Раз предков нет, то и Бога нет. Значит, все можно»
21 У ребенка, родившегося в Ираке или Индонезии, мало шансов стать неверующим. Но и в России ситуация не намного лучше. Вера навязывается населению примерно так же, как избирательный список из Путина, Зюганова и Жириновского. Едва ли можно сомневаться, что после пяти-десяти лет безальтернативной, пусть и ненавязчивой, пропаганды религиозного мировоззрения по телевидению, 90-95% населения любой страны с подавленным гражданским обществом станет религиозным.
РПЦ идет в школу не просто так. Приобщение к религии детей - убийственно эффективный метод сохранения религиозного сознания в массах. Для того, чтобы «вселить» религиозность в ребенка, нужно куда меньше усилий, чем чтобы сделать набожным взрослого. Не нужно отвечать на сложные вопросы, можно просто «задавить авторитетом» - ведь дети приходят в школу, чтобы учиться. Можно обойтись куда менее квалифицированным персоналом, можно вести дело массово. Но закрепившись в детстве, религиозные предрассудки повлияют на взрослую жизнь, способны сделать из человека набожного холопа, считающего каждого грешником, тварью, негодяем.
Чему учит РПЦ школьников? Откроем учебник «Основы православной культуры». Читаем: Важнейшие ценности человека - семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония. Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию [ а без традиции - нельзя? ] … Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей [монополизация духовности]
22 В списке «ценностей человека» нет жизни и здоровья. Нет дружбы и товарищества. Нет и материального достатка. Кураеву невдомек, что без еды и крыши над головой человек очень быстро теряет «человеческое». Зато слово «отечество» он пишет с большой буквы и ставит его перед богом, что вполне по-православному. Первая в списке «семья» - дань традиционности, клановости, закрытости жизни.
Религиозная пропаганда ведется в рамках гуманитарных школьных предметов, в частности, истории, для которой разработана «единая линейка» учебников с церквями на обложках, с повышенным вниманием к православию и воспитанию патриотизма. На всем протяжении курса отечественной истории безосновательно утверждается, что православие помогало России выигрывать войны, что православие - это бесценное культурное достояние, фундамент русской культуры. Православие выставляется только в положительном свете. О жесткой оппозиции Синода к всеобщему образованию, избирательному праву и хотя бы 12-часовому ограничению рабочего дня на фабриках царской России - ни слова.
23 Такая педагогика учит не думать о прошлом, настоящем и будущем, а любить прошлое и настоящее.
Современный вуз - миниатюрная копия всего общества. В большинстве самых главных пунктов, вуз - это противоположность классическому университету: формализм, а не жажда знаний; опять же формализм, а не интеллектуальная свобода; безразличие vs. интерес к проблемам общества; плагиат, а не критическое мышление. Не этим ли объясняется то, что РПЦ - «своя» в российской «науке»? По мировоззрению наша профессура вполне близка духовенству. Обе - за «византийский» путь. Вот и заседают архиереи в ученых советах.
Путинское государство поддерживает РПЦ на всех уровнях. Строительство храмов часто ведется на средства государственных компаний (таких как Транснефть, 100% акций которой принадлежит государству), вузов, региональных правительств.
24,
25,
26 Схема обхода Конституции проста: государственные учреждения финансируют не РПЦ, а некоммерческие фонды - посредники, находящиеся под полным контролем РПЦ. Такой формальности в наши дни достаточно, чтобы действия власти считались законными. Более того, на основании федерального закона 327-ФЗ, государство подарило РПЦ недвижимое имущество на миллиарды долларов: здания храмов, многочисленные земельные участки, прихрамовые постройки, даже здания, конфискованные у РПЦ советской властью.
27 Православная Церковь находится в симбиозе не только с государственным аппаратом. Православие как мировоззрение идеально подходит для сохранения в России олигархического, кумовского капитализма. Известный своим бурным патриотизмом, патриарх Кирилл как-то очень по-гайдаровски высказался о безработице: реальная безработица сразу отрезвляет, она заставляет людей мобилизоваться, собрать все свои силы, работать хорошо, опасаясь потерять работу.
28 Очевидно, патриарха заботит не столько судьба безработных, сколько их нравственность. Его рецепт прост как колесо: работай лучше, и тебя не выгонят! Видимо, ему в немецком лимузине не приходит на ум, что причины у безработицы могут быть и внешние, системные, - что если группа людей захватила производительные силы, и не желает обременять себя производством - в стране будет безработица.
Путинизм - это, в том числе, экономика батрачества. Его обратная, производительная сторона - это миллионы людей, работающие в «серой» экономике, по 12 часов в сутки, 6 дней в неделю, без прав и социальных гарантий, с нарушением техники безопасности. Но предстоятеля РПЦ волнуют не аппетиты бизнесменов, не их спрос на недвижимость в Майами - его волнует трудовая нравственность работяг. Конечно, если вкалывать «мобилизовавшись», «собрав все свои силы», - даже у самого посредственного бизнесмена будет какой-нибудь финансовый результат. Но тогда у граждан не останется сил для участия в управлении страной, для защиты своих прав от наглых мошенников, для самообразования. В этом случае власть имущие станут еще наглее, - аппетит приходит во время еды. Ясно, что ставка на дешевый и бесправный труд - это путь под откос, в застойную, неконкурентоспособную, малопроизводительную экономику.
Итак, с социологической точки зрения, наше византийство - это оплот олигархии и кумовского общественного уклада. РПЦ призывает россиян служить государству, склониться перед властью, призывает бороться с «упадническими» западными ценностями - по-видимому, за крепостные цепи. Ясно, что каждый построенный храм - это больше, чем непостроенный дом. Это часть восстанавливаемой феодальной империи, в которой большинство россиян - крепостные, холопы, рабы (всех и всяческих господ). Холопы безграмотные, загруженные работой, презираемые, полуголодные.
Развитие православия - это такие же инвестиции в политическую стабильность, как Сочинская Олимпиада. Власть инвестирует часть нефтедолларов в общественное сознание, чтобы и в будущем можно было «зарабатывать» нефтедоллары. В никогда не прекращающейся предвыборной кампании Сияющего Императора - защитника Отечества православие подается как сокровище, скрепляющее наше государство.
Плоха же государственная власть, если она не может скрепить страну без религии! Но если православие и скрепляет теперь наше государство, то лишь в негативном смысле - как громадную кастовую структуру, в которой одним «суждено» вечно биться за кусок хлеба, работать по 60 часов в неделю на хамов-бизнесменов, а другие будут жировать и передадут все привилегии своим любимым чадам. Эти другие будут сохранять привилегии даже будучи осужденными. Вот он - неофеодализм, нищета путинской России! Разделение на гибнущих на стройке работяг и «успешных» «дочек» и «сынков» на иномарках. Пропасть между спивающейся провинцией и «золотой молодежью» - наверное, очень «экономически эффективной». Охраняемая государством классовая стена. Бизнес- элита «зарабатывает». Ничего материального не производит, но «управляет» так успешно, что уже 20 лет страна сидит на нефтяной игле, а почти 40 млн. трудоспособных россиян работают в «серой» экономике.
29 «Заработанное» элита хочет демонстративно потреблять, и РПЦ не возражает. Власть должна подчеркивать «статусность» - что патриархат, что президент, что мелкий чиновник. Больше власти - больше роскоши. Больше «народности» - больше смирения. Неслучайно РПЦ призывает терпеть и любить страдания - в патриархальном государстве - государстве, которое служит власти, от народа требуют жертв.
https://red-penza.org/2016/12/28/%d1%80%d0%bf%d1%86-%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%b5-%d1%85%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be-%d1%80%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%b3%d0%b8/