Борьба с протестом и партизанами по-турецки

Dec 25, 2016 22:40





25-летняя жительница Стамбула Дилек Доган была ранена во время очередного рейда по задержанию подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Спустя 8 дней она скончалась в реанимации. Сегодня все стены в квартале Армутлу, где проживала Дилек, завешаны плакатами с её фотографиями, а судебные заседания над полицейским, убившим девушку, заканчиваются беспорядками и задержаниями.

Квартал Армутлу расположен неподалёку от пролива Босфор. В квартире у местного жителя, где мы остановились на несколько дней во время проживания в Стамбуле, был огромный балкон. С него можно было смотреть за проплывающими по проливу кораблями. На берегу Босфора - коттеджи богачей, земля здесь стоит очень дорого. Армутлу отделён от коттеджей оживлённой магистралью, которая ведёт на мост из европейской части города в азиатскую. Мост тоже хорошо видно с нашего балкона. Большинство домов в Армутлу - это так называемый самострой, заселённый ещё 20 с лишним лет назад. Власть хочет его снести, чтобы продать землю.

Из квартиры, где жила Дилек, Босфорский пролив не видно. Весь микрорайон - это сплошные холмы. Ты то поднимаешься, то опускаешься вниз по натоптанным тропинкам и ступенькам. Мы пьём чай на веранде. Несколько месяцев назад во время очередного антитеррористического рейда сюда ворвался турецкий спецназ.

«Дилек попросила полицию надеть тапочки, чтобы не запачкать пол», - рассказывает мама девушки. В ответ полиция открыла огонь. Дилек была ранена и скончалась через 8 дней в реанимации, не приходя в сознание. В Интернете есть видео этого бессмысленного убийства. На нём слышно, как во время обыска в доме, Дилек спрашивает: «Что вы делаете?», а затем звучит выстрел, после крик матери «Вы убили мою дочь!». Полиция пыталась найти у Дилек пояс смертницы, однако ничего не нашла.

В алевитском народном магазине в Армутлу лежат листовки с Дилек, а все стены в квартале завешаны плакатами с её фотографиями. Местные жители говорят, что Дилек - символ, одна из жертв полицейского беспредела. Турецкая полиция любит применять оружие против мирных жителей. Подобные случаи здесь не редки. Судебный процесс по делу полицейского-убийцы продолжается несколько месяцев, а каждое заседание заканчивается задержаниями. Полицейский, кстати, продолжает работать в полиции и убивать, теперь уже в Курдистане, где идёт настоящая война.

Досмотр посетителей в городском суде Стамбула очень тщательный. Даже в международных аэропортах так не проверяют. Зал судебных заседаний не похож на залы российских судов. Здесь он большой, просторный, но даже он едва вместил всех посетителей. Убийца Дилек стоит к нам спиной и его лица нам не видно. Он что-то долго рассказывает, отвечает на вопросы адвокатов. Потом суду демонстрируют видео спецоперации, затем выступает адвокат погибшей девушки. В зале - родственники Дилек, соседи, друзья. Они возмущены бутафорским процессом и тем, что убийца на свободе и продолжает служить в полиции, а судья и прокурор на его стороне. Периодически в зале начинают что-то скандировать.

Во время допроса полицейского брат Дилек закричал: «Полиция - убийцы! Вы убили мою сестру, за это я убью вас!». Приставы выводят его из зала, по которому проносится гул возмущения. Слышно, как в коридор суда уже подтягивается полиция со щитами и автоматами. Скандирование в зале усиливается. Кто-то пытается выйти из зала, в коридоре начинаются потасовки. Приставы блокируют дверь из зала суда и её сносят вместе с петлями.

Судья уже ретировался и объявил перерыв. Минут через 30, когда порядок вроде бы наведён, возвращается судья и объявляет, что судебное заседание будет закрытым и просит всех покинуть зал. Никто не уходит, тогда в зале выключают свет и начинают задерживать людей. В итоге было задержано 25 человек, включая некоторых адвокатов.

Слухи о жестокости полицейского, убившего Дилек, и постоянном применении им издевательств по отношению к задержанным ходят давно. Если полицейского не посадят, то его, как и судью, скорее всего, ждёт более печальная судьба. За убийство Дилек Доган, наверняка, отомстят, если не брат, то активисты нелегальных революционных групп, которых в Турции несколько. В марте уже свершился один акт возмездия. В квартале Байрампаша две вооружённые девушки обстреляли и забросали гранатами полицейский участок.

Ответственность за акцию взяла на себя  группировка «Революционный народный фронт освобождения» (Devrimci Halk Kurtulu? Partisi-Cephesi или DHKP-C). Эта организация признана террористической в Турции, США и Евросоюзе. В обращении революционеров атака мотивируется местью палачам за смерть Дилек Доган.

Одной из участниц атаки на полицейский участок была турецкая студентка, которая несколько лет назад была арестована и отсидела 18 месяцев за плакат с требованием бесплатного образования.  Коммунисты в Турции вне закона. Помимо «Революционного народного фронта освобождения» здесь действуют и другие вооружённые коммунистические группировки. У Коммунистической партии Турции (Марксистско-ленинской) есть вооружённое крыло - Турецкая Рабоче-Крестьянская Освободительная Армия. У Маоистской Коммунистической партии Турции сразу два боевых крыла - Народно-Освободительная Армия и Народные Партизанские Силы. Рабочие окраины Стамбула пестрят граффити и плакатами с названиями этих организаций. За причастность к ним можно получить пожизненные сроки тюремного заключения.

В январе прошлого года группировка «Революционный народный фронт освобождения» взяла на себя ответственность за взрыв в полицейском участке Стамбула. В распространённом организацией заявлении акция была названа местью за смерть 15-летнего подростка, раненного во время подавления антиправительственной демонстрации.

Мы ехали несколько часов вдоль Мраморного моря, чтобы посмотреть турецкую тюрьму, в которой содержится активистка, обвиняемая в том, что состоит в «Революционном народном фронте освобождения». Женщина второй месяц держит голодовку, требуя, чтобы её перевели в другое место. Ей грозит минимум 6 лет заключения.

«Турецкие тюрьмы - не самое приятное место. Кормят отвратительно, передачки получать нельзя. Политических заключённых содержат отдельно. Они не имеют никаких контактов с администрацией, не ходят в библиотеку или спортзал», - рассказывает нам один из активистов, отсидевших год в турецкой тюрьме.

Каждый день у здания тюрьмы дежурит человек, он раздаёт листовки посетителям, в которых рассказывается о том, что в этой тюрьме сидит такая-то политическая заключённая. Поддержка политических заключённых - это важная часть работы коммунистов в Турции.

В один из дней мы посетили площадь Таксим. 1 мая 1977 года более 30 человек были убиты здесь во время демонстрации. Неизвестные открыли по ним огонь из соседних зданий. Ни один из преступников так и не был пойман. С тех пор на Таксиме запрещено проводить митинги. Это ограничение было снято в 2000 году, но 3 года назад доступ на площадь в праздники снова был закрыт. Однако это не останавливает стамбульских коммунистов. Плакаты с призывом выйти 1 мая на Таксим были размещены во многих кварталах города.

В этом году на Первомай в Стамбуле было задержано более 200 человек, один человек погиб. Полиция применила к демонстрантам водомёты и слезоточивый газ. По данным правоохранительных органов, у протестующих были изъяты плакаты, а также 40 бутылок с зажигательной смесью, 17 ручных гранат и 176 фейерверков.

«Некоторые нелегальные группы, которые хотят навредить миру и безопасности нашего города, пытались устроить незаконные шествия и демонстрации вокруг площади Таксим под предлогом празднования 1 мая», - сообщила пресс-служба губернатора Стамбула.

Удастся ли коммунистам прийти к власти в Турции, покажет время, но в любом случае, режим Эрдогана не может быть вечным.

https://red-penza.org/2016/12/26/%d1%82%d1%83%d1%80%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b4-%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%82%d0%b5%d1%81%d1%82-%d0%bf%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d1%8b-%d0%b2%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%82/

партизаны, народ, власть, протест, буржуи, Турция

Previous post Next post
Up