Пензенские коммунисты собрали необходимую информацию по разоблачению путинских высказываний в Госдуме по поводу отсутствия в СССР специального животноводства. За предоставленные сведения и пояснения хочется выразить особую благодарность бывшему начальнику отдела министерства сельского хозяйства Пензенской области Михаилу Петровичу Лапину, работающему и сейчас в сфере сельского хозяйства.
В приведенной ниже статье также говорится о том, почему в России было загублено животноводство.
Напомним слова Путина, которые он произнес 11 апреля в Госдуме после своего отчета: «…Да не о поголовье идет речь. У нас голов много. Мяса мало было всегда в Советском Союзе, вот в чем все дело. И мясные электрички помните, наверное. Длинная, зеленая, мясом пахнет. Это что такое? Электричка в Москву. Ну, мы же это знаем с вами. Ну чего об этом говорить? …Не было мясного животноводства специального. И сейчас мы занимаемся селекцией, занимаемся ввозом этого поголовья из-за границы. …У нас поголовье было большое, только с каждой коровы мяса было с гулькин нос. Вот, в чем все дело. Потому что это выработанное стадо, которое давало молоко».
Вранье Путина можно доказать выдержками из исторической справки о развитии животноводства в Пензенской области (В.В. Ляшенко. Животноводство / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001).
«В 1950-60-х гг. в области широко проводилась специализация во всех отраслях сельского хозяйства …начался переход животноводства на промышленную основу с созданием крупных животноводческих комплексов с высокой механизацией всех процессов. В 1962 году организованы межколхозные откормочные пункты КРС на базе отходов сахарного производства при Бековском и Земетчинском сахарных заводах, межколхозные базы по откорму свиней в Тамалинском, Нижнеломовском и Лунинском районах. Спецхозы по откорму КРС организованы в 1966 году на базе совхоза «Вертуновский» Бековского и «Россия» Земетчинского района с откормом 25 тыс. голов в год. На базе спиртзаводов проводился откорм скота в совхозах им. Тимирязева, Куйбышева, «Тамалинский», «Родниковский»…
«Пензенская область в числе первых в России осуществила внутриотраслевую специализацию: при производстве говядины одни хозяйства выращивали молодняк, затем передавали его в предприятия по доращиванию, оттуда он направлялся в откормочные хозяйства, которые доводили молодняк до сдаточных кондиций и реализовывали скот... Все это позволяло получать высокий экономический и производственный эффект. Комплексы по производству говядины, по сравнению с остальными хозяйствами, имели среднесуточные приросты животных на откорме на 33% больше, производительность труда - в 2,1 раза выше и расход кормов на 1 ц прироста живой массы и себестоимость продукции ниже соответственно на 7 и 30%. В 1988 году в Пензенской области на индустриальной основе было произведено 33% мяса КРС».
В 1987 году на базе бывшего совхоза «Майский» Пензенского района был создан совхоз «Дертевский», который включал в себя новый животноводческий комплекс на 16 тысяч голов крупного рогатого скота, с оригинальной технологией содержания животных, оснащенный современными высокопроизводительными машинами и оборудованием. Комплексом восхищались даже иностранные делегации.
А вот данные статистики по Пензенской области.
Производство мяса крупного рогатого скота на убой во всех категориях хозяйств (включая население) составило в 1990 г. 130,1 тыс. тонн. Еще раз повторим - 33% (43 тыс. тонн) из них было произведено на индустриальной основе. Это было не «выработанное стадо», а молодняк, доведенный в специализированных хозяйствах до требуемых «сдаточных кондиций».
Мясо животного, которое уже выработало свой биологический ресурс, тоже было. Но оно составляло в общем объеме производимого на убой КРС не более 13% (16 -17 тыс. тонн). Причем, прежде чем забить такую скотину, ее сначала откармливали.
Что же произошло дальше?
В 1990-х годах началось «реформирование сельского хозяйства». Возникло фермерство, вместо колхозов и совхозов создавались акционерные общества, товарищества. Крупные коллективы ликвидировались. При отсутствии государственной поддержки, при резком повышении цен на промышленную продукцию, горюче-смазочные материалы, электроэнергию животноводство оказалось в загоне.
В настоящее время хозяйств по откорму крупного рогатого скота в области практически не осталось. Прекратили существование совхозы «Вертуновский» и «Россия» с откормом 25 тыс. голов в год. Попытки областной власти сохранить откормочное производство ни к чему не привели.
На базе совхоза «Дертевский» в 1999 году была создана центральная усадьба ЗАО «Племзавод Дертевский» по доращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота. Однако новый «эффективный собственник» заниматься скотом отказался, и сейчас на комплексе скота нет. Помещения разрушаются.
И вот результат: в 2011 г. производство мяса КРС упало в Пензенской области до 42,4 тыс. тонн. Снижение по сравнению с 1990 годом более чем на две трети. Это после 20 лет объявленных реформ!
И подобная ситуация характерна для всей страны. В феврале 2012 года компания Intesco Research Group завершила комплексное исследование состояния российского и мирового рынков говядины. Исследование «Российский и мировой рынок говядины. Текущая ситуация и прогноз» показало, что с 2007 по 2010 годы в России наблюдалось постоянное сокращение поголовья крупного рогатого скота. Пик сокращения поголовья пришелся на 2010 год. Засуха привела к гибели большей части урожая, недостатку корма и, как следствие, к вынужденному забою части молочного скота.
Как отмечают эксперты, современному сельскому хозяйству до Советского Союза, да и даже до царской России далеко. «В советское время был паритет между животноводством и зерновым производством. Поголовье крупного рогатого скота в 1990 году оценивалось в 57 млн. голов. Естественно, требовалось иметь мощную кормовую базу, под которую были отведены огромные площади. В 2010 году крупный рогатый скот насчитывал всего 20,4 млн. голов. Это меньше, чем в 1861 году, сразу же после отмены крепостного права, когда крестьяне имели 21 млн. голов КРС».
По оценке «Экспресс-Обзор» (компании по выпуску готовых исследований), «объем производства парной и замороженной говядины в России в 2010 году сократился почти на 19%. В целом, доля импортного замороженного и парного (свежего) мяса составляет 70% в объеме рынка говядины в России».
Ситуация практически не изменилась и в 2011 году, когда появились более благоприятные погодные условия для заготовки кормов. Достигнуто всего лишь «прекращение тенденции снижения поголовья крупного рогатого скота». По прогнозу «Экспресс-Обзор», рынок говядины в России в натуральном выражении будет сокращаться и далее, «при этом в стоимостном выражении прогнозируется рост из-за повышения мировых цен на говядину и цен на говядину отечественного производства».
Поэтому вполне объяснима причина вопроса Путину, заданного в Государственной Думе представителем фракции КПРФ А.А. Пономаревым, который в 70-е годы работал генеральным директором Никифоровского агропромышленного объединения по доращиванию КРС в Тамбовской области. Не думаю, что правительство страны и лично Путин не знают истинного положения дел в животноводстве. Просто за время правления «тандема» ничего не было сделано для увеличения производства мяса говядины. По всему видно, что и в дальнейшем конкретных мер не будет предпринято в этом плане. Сказать-то нечего, поэтому и ответ на вопрос был раздраженным, и дан он был в свойственной Путину издевательской манере, путем передергивания фактов, с расчетом воздействия на эмоции обывателя. Здесь и анекдот про электричку, пахнущую мясом и про то, что в советское время было только «выработанное стадо».
Смотрим дальше.
По прогнозам инвестгруппы «Атон», импорт продуктов животноводства должен снижаться - до 2,3 млн. тонн в 2012 году и до 2,1 млн. тонн в 2013 году с адекватным ростом внутреннего производства. Но, по прогнозу Ernst&Young, это проблематично в связи со вступлением России в ВТО: в рамках ВТО экспортеры будут лоббировать интересы своих производителей. А слабая кормовая база в России делает невозможным развитие производства мясных продуктов. В этом контексте фраза Путина о том, что «мы занимаемся селекцией, занимаемся ввозом этого поголовья из-за границы» есть обычное прожектерство, что доказывается практикой развития «специального» мясного животноводства в Пензенской области, где о нем впервые заговорили в 2008 году.
Тогда под рубрикой: КРС «Мясное скотоводство» и заголовком «Мраморное мясо из Пензы» в интернете (
http://mcx-consult.ru/page0505072009) была размещена информация о том, что в Пензенской области началось строительство первой очереди комплекса на 3500 голов производительностью 500-750 т мяса в год: «Она будет построена в начале 2009 г., говорит Виктор Беляк, генеральный директор строящегося комплекса агрофирмы «Сурагро»…. К 2011 г. поголовье планируют довести до 10 000».
В действительности из Австралии в Камешкирский район Пензенской области было завезено около 2900 голов репродуктивного скота Абердино-ангусской мясной породы. Летом корма в необходимом объеме заготовлены не были, и скот практически пришлось спасать от голодной смерти, передав часть поголовья в другие хозяйства области… В настоящее время, в результате отсутствия должной поддержки со стороны государства, в области осталось не более 2500 коров этой породы. Не считая небольшого количества приплода. Амбициозные планы «успешно» провалились. Товарного мраморного мяса так и не появилось.
Да и в целом по России пока мраморного мяса не найти. Интернет-магазин предлагает такое мясо, но оно… из Японии по 4 тыс. руб. за кг., из Австралии - по 2 тысячи рублей, из Америки - по 660 рублей. Кому оно по карману?
Выводы, по сути, сделаны Николаем Немчиновым в журнале «Аграрное обозрение», № 6 за 2011 год.
В статье «Былое и думы мясного скотоводства в России» отмечается, что из имевшихся в начале 90-х 57 млн. голов крупного рогатого скота к октябрю 2011 года на территории России осталось около 20,8 млн. голов. Ситуация в отрасли весьма плачевная. Предприятия, способные производить конкурентоспособный продукт, можно перечесть по пальцам. Более того, даже несмотря на работу и национального проекта «Развитие АПК», и госпрограммы развития сельского хозяйства, ситуация в отрасли практически не изменилась. Поголовье каждый год неуклонно снижается на 3-4%, а большинству инвесторов разведение КРС неинтересно - затраты на производство внушительны, а перспективы туманны.
Далее в статье говорится: «На данный момент мясное производство КРС в России существует скорее виртуально, чем в действительности. В официальной статистике, как и в новостных лентах, показателям по отрасли если и отводится место, то только в самом конце…
Вообще, можно констатировать, что при подобном развитии событий говядина будет постепенно выходить из потребительского рациона».
Итог делается следующий: «На сегодняшний день предпосылок к развитию отрасли в России нет, и единичные предприятия, работающие в данной сфере, только подтверждают общее правило. Более того, ряд экспертов считают, что развитие отрасли только оттягивает средства от других, более перспективных отраслей, и это, в конечном счете, негативно влияет на развитие мясного рынка России в целом.
Отрасль необходимо поднимать практически с нуля, считают другие эксперты. В то же время необходимо понимать, что те проблемы, которые сегодня, к примеру, для свиноводства являются негативными, но не ставящими под сомнение само существование отрасли, для производителей мясного КРС могут быть фатальными. Именно поэтому если и стоит ожидать каких-то подвижек в развитии мясного КРС, то первоочередной задачей должно стать выделение мясного направления в отдельную подпрограмму развития сельского хозяйства. По-другому реанимировать отрасль просто не получится».
Михаил Лапин
kprfpenza.ru
PS: Даже в голодный 1933 г. в РСФСР насчитывалось 25-26 млн. голов КРС. В 2010 г. в РФ насчитывалось около 20 млн. голов КРС.
Источник Источник