Установление капитализма отбросило назад страны Восточной Европы, как в плане экономическом, так и социальном. В одном из докладов ООН отмечается, что “переход от плановой экономики к рыночной сопровождался серьезные изменениями в распределении национального богатства и благосостояния. Данные показывают, что произошедшие изменения стали наиболее быстрыми из когда-либо отмеченных. Этот драматичный процесс повлек за собой серьезны затраты человеческого фактора”. [1]
В период с 1990 по 2002 гг. доля внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения в странах Восточной Европы снизилась на 10%, в то время как тот же показатель для стран со сравнимым уровнем развития вырос на 27% [2]. То есть в действительности потери составили порядка 40%. Названная цифра относится ко всем странам Восточной Европы, за исключением Польши и Словении. На сегодняшний день ВВП дна душу населения в бывших коммунистических странах Центральной и Восточной Европы на 25% ниже того же показателя для стран Латинской Америки [3]. В республиках бывшего Советского Союза сложилась еще более драматичная ситуация. В 90-ых годах ВВП здесь снизился на 33% [4]. В период между 1996-1999 гг. на Украине этот показатель упал на 48% [5], а в России - на 47% [6].
Акции государственных предприятий были распроданы по до смешного низким ценам. Существенная часть мощной экономической и промышленной структуры оказалась уничтожена. Всего лишь за несколько лет из некогда крупной промышленной державы Россия превратилась в страну третьего мира. ВВП России (144 миллиона человек) ниже того же показателя для Нидерландов (16 миллионов человек). Советский Союз оказался отброшен на 100 лет назад. К моменту социалистической революции 1917 года доля ВВП на душу населения в Российской Империи составляла 10% от ВВП Соединенных Штатов. В 1989 году, несмотря на то, что Советский Союз оказался сильно изнурен и частично разрушен после Второй мировой войны, ВВП на душу населения достиг 43% от того же показателя для Соединенных Штатов [7]. Сегодня он составляет менее 7%.
Положение в социальной сфере
В начале 90-х годов порядка 150 миллионов жителей бывшего Советского Союза (иными словами, суммарная численность населения Франции, Великобритании, Нидерландов и скандинавских стран) оказались на пороге бедности. Их доход составляет менее 4 долларов в день [8]. Число тех, кто живет менее чем на 1 доллар в день, увеличилось в двадцать раз. В Болгарии, Румынии, России, Казахстане, Украине, Киргизстане, Туркменистане, Узбекистане и Молдавии численность тех, кто живет за чертой бедности, составляет от 50 до 90% от общего количества населения [9].
Согласно недавно опубликованному докладу ЮНИСЕФ, каждый третий ребенок из бывших соцстран живет сегодня в бедности [10]. Полтора миллиона детей растут в детских домах. В России, несмотря на серьезное падение уровня рождаемости, число брошенных детей увеличилось вдвое. В столице Румынии Бухаресте сотни детей живут на улице, более 100 тысяч детей были брошены родителями. Более 100 тысяч детей из стран бывшего соцлагеря вынуждены заниматься проституцией. Существовавшая прежде структура опеки подрастающего поколения была практически полностью уничтожена. Переход к капитализму стал настоящей катастрофой и для многих женщин: “Постоянно растет число женщин, которые становятся жертвами насилия. Многие женщины, отчаявшись найти достойную работу и зажить нормальной жизнью, вынуждены заниматься проституцией, которая находится под контролем преступных группировок” [11]. Каждый год около полумиллиона женщин из восточноевропейского региона в буквальном смысле слова экспортируются в Западную Европу [12].
Перед переходом к капитализму население региона имело социальные гарантии. В одном из докладов ООН указывается: “До девяностых годов социальное обеспечение жителей стран Центральной и Восточной Европы, а также стран СНГ [13] находилось на очень хорошем уровне. Существовали крепкие социальные гарантии. Людям была пожизненно гарантирована занятость на полный трудовой день. Даже если доходы были не очень высокими, они все равно оставались стабильными и были гарантированы. Многие основные услуги и предметы первой необходимости субсидировались, снабжение было регулярным. В достаточно количестве имелись продукты, одежда, жилье. Образование и медицинские услуги были бесплатными. Пенсии были гарантированы, и население этих стран могло пользоваться различными формами социальной защиты”. [14]. И далее: “На настоящий момент достойное образование, здоровая жизнь и достаточное количество продуктов питания больше не гарантированы. Уровень смертности растет, новые потенциально опасные эпидемии угрожают жизни и превращают ее (а также и сам факт выживания) в растущую и пугающую опасность”. [15].
Как следствие: идет драматичное сокращение численности населения многих стран. Начиная с 1991 года, численность населения Украины сократилась на 1,2 миллиона человек. В России в период с 1992 по 1997 гг.. несмотря на въезд в страну 3,7 миллионов эмигрантов из соседних государств, численность населения сократилась на 5,7 миллиона человек. Это означает, что каждый день становилось меньше на 3500 россиян. По прогнозам Организации Объединенных Наций, при сохранении подобной тенденции численность населения стран бывшего соцлагеря сократится еще на 20%: с 307 до 250 миллионов человек. [16].
Что думают люди?
Чувства населения бывших соцстран варьируются между разочарованием, смирением и раздражением. Некоторые примеры.
Легче всего переходный период преодолела Польша. В этой католической стране существование коммунизма никогда не было простым. Тем не менее, сегодня около 44% поляков отзываются о прежнем социалистическом периоде жизни страны положительно. 47% считает, что социализм был хорошей, но “неверно использованной” доктриной. 37% поляков даже отзывается положительно о коммунистической партии, находившейся у власти с 1945 по 1989 гг. 31% жителей Польши выражает свое недовольство тем периодом, и лишь 41% населения полагает, что как система капитализм лучше. [17].
76% жителей бывшей Восточной Германии считают, что социализм был “хорошей идеей, которую плохо применили на практике”, лишь каждый третий “восточный” немец доволен тем, как функционирует демократия [18].
Согласно проведенному в 1999 году опросу общественного мнения, 64% румын предпочитают нынешней жизни жизнь при Чаушеску [19].
В России по-прежнему остается популярен Ленин. 67% жителей этой страны отзываются о нем положительно, и лишь15% отрицательно относятся к его роли в судьбе России. [20].
Раны прошлого все еще не зажили, и в обществе ощущается серьезное идеологическое смущение, но не исключено, что в ближайшем будущем произойдет возвращение к социализму, на этот раз “правильно примененному”.
Типичные проблемы стран третьего мира
С момента установления капитализма Восточная Европа все больше становится похожа на страны третьего мира.
- Каждый десятый житель стран бывшего соцлагеря испытывает недостаток продуктов питания. В России каждый седьмой ребенок хронически недоедает.
- Впервые за последние 50 лет вновь возникла проблема неграмотности.
- Заболевание туберкулезом стало почти также распространено как в странах третьего мира
- В России число больных сифилисом в 1998 году было в 40 раз больше того же показателя для 1990 года
- Продолжительность жизни среди мужчин в России лишь за два года (между 1992 и 1994 гг.) снизилась с 63,8 до 57,7 лет. На Украине: с 65,7 до 62,3.
- Начиная с 1992 года, количество алкоголиков в России выросло вдвое.
- В России на 100 случаев беременности приходится 60 абортов: как следствие - 6 миллионов женщин остаются бесплодными.
- В Польше число самоубийств выросло на 25%. В некоторый странах бывшего Советского Союза этот показатель даже удвоился.
- В Болгарии по сравнению с 1989 годом число преступлений увеличилось в 4 раза; в Венгрии и Чешской Республике - в 3 раза. Количество смертей в Польше увеличилось на 60%, в некоторых бывших соцстранах этот показатель вырос на 250%.
- По данным Организации Объединенных Наций, количество смертей в бывших соцстранах, наступивших в результате новых заболеваний (легко излечимых) или насилия (войн), за первые пять лет перехода к капитализму составило 5 миллионов человек.
……………………………………………………………………
Примечания:
1. UNDP, “Доклад о развитии человечества”, 1999, стр. 39 и 79.
2. UNDP, “Доклад о развитии человечества”, 2004, стр. 187.
3. там же.
4. Экономическая комиссия ООН для Европы, см. www.unece.org/stats/trends/ch5/5.2.xls.
5. Financial Times, 12 октября 2004.
6. Le Monde Diplomatique, июль 1998.
7. Harpal Brar, “Imperialismo. Decadente, Parasito, Moribundo Capitalismo”, Лондон, 1997, стр. 210.
8. James Gustave Speth, “The Plight of the Poor”, Foreign Affairs, май-июнь 1999; UNDP, “Доклад о развитии человечества”, 1997, стр. 35.
9. UNDP, “Доклад о развитии человечества”, 2000, стр. 172; ЮНИСЕФ, “Poverty, Children and Policy”, Report nr. 3, New York 1995; UNDP, “Доклад о развитии человечества”, 2004, стр. 150-151; Michael Chossudovsky, “Global Poverty in the late 20th Century”, стр. 296.
10. ЮНИСЕФ, “Eastern Europe & Central Asia: Millions of Children bypassed by Economic Progress”, Москва, 2004.
11. UNDP, “Доклад о развитии человечества: Центральная и Восточная Европа, страны СНГ”, 1999, стр. 7-8 .
12. UNDP, “Доклад о развитии человечества”, 1999, стр. 89.
13. “CEI, confederacion de Estados independientes, una organizacion desaparecida de antiguas republicas sovieticas” (“СНГ: Содружество Независимых Государств, исчезнувшая организация бывших советских республик”).
14. UNDP, “Доклад о развитии человечества: Центральная и Восточная Европа, страны СНГ”, 1999, стр. .
15. там же, стр. 10.
16. The New York Times, 4 мая 2000; Le Monde Diplomatique, март 1999; Le Monde Diplomatique, июль 1998.
17. Le Monde Diplomatique, январь 2001; La Libre Belgique, 2 августа 2002.
18. The Guardian, 9 сентября 2004.
19. NRC Handelsblad, 14 декабря 1999. 20. NRC Handelsblad, 18 апреля 2001.
Марк Вальдепитт - писатель, автор изданных на голландском языке книг о Кубе, Ираке и проблемах глобализации.
Источник статьи