В редакцию обратились представители Росхимпрофсоюза с рассказом о нарушении прав работников и профсоюзной организации на ставропольском предприятии “Аллерген”. Профком лишили средств связи, его председателя - возможности бывать на территории, а людей принуждали выходить из профсоюза. В ситуации разбиралась наш корреспондент.
НИ СИСТЕМЫ, НИ ОПЛАТЫ
“Аллерген” - предприятие с более чем столетней историей, выпускающее жизненно необходимые миллионам людей иммунобиологические препараты. Оно является филиалом ФГУП “НПО “Микроген” Минздрава России. “Микроген” же входит в холдинг “Национальная иммунологическая компания”, принадлежащий Государственной корпорации “Ростех”.
Внимание газеты филиал привлекает не впервые. Четыре года назад в нескольких публикациях уже освещался конфликт коллектива и работодателя из-за противозаконных действий последнего. Окончился он тем, что в Ставрополь, привлеченный шумихой, прибыл руководитель головного объединения “Микроген”. После этого как по волшебству зарплату работникам повысили на 10%, тогдашний директор “Аллергена” уволился, а на его место был назначен новый.
Сначала все шло более-менее хорошо. Но в 2014 году, когда настал очередной срок индексации зарплаты по условиям колдоговора и отраслевого тарифного соглашения, повышения не последовало. Как и на следующий год. Профком писал обращения в головную контору (зарплатные дела решаются на уровне “Микрогена”) - безрезультатно.
К слову, средняя зарплата на госпредприятии, обеспечивающем здоровье нации, - 15 тысяч “с хвостиком”. Люди на рабочих специальностях со всеми доплатами и надбавками получают около 11 тысяч рублей.
В этом году профсоюз вновь поставил перед руководством зарплатный вопрос. Накопились и обращения работников, недовольных нарушениями норм трудового законодательства. В числе жалоб - мутная система оплаты труда и премирования, отмена компенсаций за вредность (никто из работников не видел, как и когда проводилась СОУТ), снижение доплаты за совмещение трудовых обязанностей с 30 до 10%…
Поскольку руководство осталось глухо, профком обратился в Ставропольскую краевую организацию Росхимпрофсоюза за поддержкой. На предприятии появились правовые инспекторы краевой федерации профсоюзов. За один день более 30 человек пришли к ним на прием. Юристы проанализировали коллективный договор и положения об оплате труда и о премировании. Другие документы руководство “Аллергена” дать отказалось, нарушив Трудовой кодекс и закон “О профсоюзах”.
Правовики сделали вывод: на предприятии нормы труда не установлены, положение об оплате труда не легитимно и не подлежит применению, утвержденной системы оплаты труда нет. Это было в феврале. Нарушения до сих пор не устранены.
ОТ ТРУДА ОДНИ УБЫТКИ
Весной председатель профорганизации предприятия Виктория Сафонникова обратилась с очередным письмом к гендиректору “Микрогена” Кириллу Гайдашу с тем же вопросом - об индексации зарплаты. Приложила подписи более 230 работников. Гайдаш ответил: “…по причинам, связанным с неудовлетворительными производственными и хозяйственно-финансовыми показателями деятельности филиала и тяжелой экономической ситуацией в стране, отразившейся на финансовом состоянии предприятия, возможность повышения заработной платы отсутствует”.
Отметим только, что по словам предпрофкома, сотрудники планы выпуска, утвержденные работодателем, выполняют в полном объеме.
Коллектив писал и в краевую прокуратуру, и в Государственную инспекцию труда в крае. Представители Госинспекции предприятие посетили, но их вердикт вызвал недоумение: все в порядке, а индексации нет, поскольку предприятие “планово-убыточное”.
“С заключением проверки мы не согласны, надеемся, что будет повторная”, - сказала председатель краевой организации профсоюза Наталья Гладкова.
А ВАС Я ПОПРОШУ ВЫЙТИ!
Летом коллектив настигла “оптимизация штата”. Уволили более 70 человек (из примерно 500). Хотя, как свидетельствует Виктория Сафонникова, план производства не упал.
Половина из потерявших работу являлись активными членами профсоюза. Без согласия профкома была уволена заместитель председателя - квалифицированный и опытный сотрудник, занимавший единственную на предприятии должность мастера отделения розлива. “Есть объективная необходимость в осуществлении такой трудовой функции, - не согласна с решением Сафонникова. - Имеются основания полагать, что действия администрации носят дискриминационный характер по признаку принадлежности к профсоюзу”.
Виктория Сафонникова - не освобожденный профлидер, и сейчас по основному месту работы находится в отпуске по беременности и родам. В конце лета ее вдруг перестали пускать в помещение профкома, сославшись на личное распоряжение главы “Микрогена” Кирилла Гайдаша, накануне приезжавшего сюда на совещание. Сафонникова написала Гайдашу письмо с просьбой разъяснить основание странного запрета. Ответа не получила, однако в профком ее пустили.
Директор “Аллергена” Вячеслав Горбачев, внезапно встревоженный влиянием вредных производственных факторов на здоровье матери и ребенка, обратился в крайком Росхимпрофсоюза с идеей о выборах нового лидера первички и предложением оборудовать для Сафонниковой рабочее место на территории крайкома. Заботливому руководителю было отказано.
Через несколько дней Горбачев письменно предложил профлидеру освободить помещение - теперь уже в связи с ремонтом. Опять “не прокатило”: Сафонникова письменно же ответила, что ремонт не нужен.
ТОВАРИЩ СУХОВ ПИСЕМ НЕ ПИШЕТ
В профкоме - внушительный архив переписки. Гладкова пишет Горбачеву и Гайдашу, Горбачев - Гладковой, Сафонникова - всем, Гайдаш - некоторым, и только Сухов не пишет никому.
Александр Сухов - новый директор филиала, 1 сентября он сменил Горбачева, написавшего заявление об уходе. Профком сразу направился к новому руководителю: познакомиться, обсудить накопившееся. Директор не принял. Профком написал письмо с просьбой назначить дату приема - ответа нет. Уже скопилась приличная стопка безответных писем к Сухову.
Вскоре профлидеру запретили ходить на территорию производственных цехов. Ограничили и время пребывания на предприятии строго рабочими часами: от и до, ни минутой дольше. В профкоме отключили городскую телефонную линию, интернет, внутреннюю сеть.
“Я не могу проверить условия труда работников, не могу разместить на профсоюзных стендах информацию, - говорит Сафонникова. - Люди не могут позвонить, боятся прийти в рабочее время, а в получасовой обеденный перерыв физически не успевают. Такое ощущение, что все делается для препятствования работе профсоюза”.
Несколько лет для сотрудников “Аллергена” проводили спортивно-оздоровительные занятия йогой. Сухов и их отменил. Говорят даже, он лично забрал с проходной ключ от актового зала. Работники жалуются: они не то что позаниматься - даже свои вещи из зала забрать не могут.
Из профсоюза стали массово выходить люди. В день подавали по 30 заявлений! В устных беседах с председателем люди признаются, что им угрожали увольнением.
ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДАЛИ
Эти события разворачивались при полном бойкоте профсоюза со стороны работодателя. Редакция “Солидарности” обратилась с вопросами и к директору “Аллергена” Сухову, и к главе “Микрогена” Гайдашу. Из “Микрогена” 22 сентября пришло письмо, что ответы готовятся. Сухов же, хоть и не ответил, но зато наконец пригласил председателя профорганизации.
“В присутствии представителей службы безопасности и кадровой службы “Микрогена” меня расспрашивали, зачем мы обращались в редакцию газеты, - рассказывает Виктория Сафонникова. - Я тоже задала свои вопросы: про ограничение моего передвижения по предприятию, отключение связи, отмену занятий йогой и другие. Во всем получила отказ, аргумент один: “режимный объект”, а связь подключить - “нет возможности”.
Директор установил расписание общения с профкомом и коллективом: вопросы в письменном виде, а прием раз в месяц, каждый третий понедельник с двух до четырех. Ну и, наконец, было объявлено, что с 1 октября зарплата работников будет повышена на 10%. То есть спустя почти три года после последней индексации работники, которые получали 11 тысяч рублей, будут получать на тысячу больше.
Будем следить за тем, как разворачивается ситуация.
Комментарии
Александр Ситнов, председатель Росхимпрофсоюза:
- В “Микрогене” много филиалов, и индексацию нигде не проводили. Но на других предприятиях - относительная тишина, а на “Аллергене” нашла коса на камень, потому что идет принципиальная профсоюзная работа. Как дальше сложится, трудно сказать. Но если не будет профорганизации - над работниками будут издеваться и вообще платить не станут.
Росхимпрофсоюз бороться умеет. В конце концов, если ситуация не разрешится на этом уровне - будет правильно объясниться на верхнем. Сказать в “Ростехе”: вся ваша команда плывет на корабле в одну сторону, а эта часть - в другую. Так не должно быть: надо им или объяснить, куда плыть, или что-то еще сделать.
Наталья Гладкова, председатель Ставропольской краевой организации “Росхимпрофсоюза”:
- Нам удается выстраивать социальное партнерство с другими предприятиями в регионе, и только на одном “Аллергене” не получается наладить взаимодействие.
Я считаю, что это - неэффективная работа менеджмента. Хотелось бы, чтобы руководство пришло к пониманию - без взаимодействия с профсоюзной организацией, которая поднимает волнующие работников вопросы, сложно будет решать и производственные задачи. Мы надеемся на конструктивный диалог на благо всего коллектива и предприятия.
Виктория Сафонникова, председатель профсоюзной организации предприятия “Аллерген”, г. Ставрополь:
- Мы хотим договариваться. Но работодатель не идет с нами на диалог. Считаю, что руководство старается намеренно разрушить профорганизацию. В письме, полученном весной из “Микрогена”, нам предложили обсудить вопрос формирования объединенной профсоюзной организации в филиалах. Дали прямой намек, что собираются создать свой профсоюз. Мы ответили, что у нас есть организация Росхимпрофсоюза, входящая в структуру ФНПР, и работает она эффективно. После этого давление на нас активизировалось. Члены профсоюза в личных звонках, при частных встречах говорят о давлении на них. Кто-то сдается, а кто-то нет. Я тоже не собираюсь отступать: коллектив должен видеть, что профсоюз существует и будет делать все для защиты людей.
Ирина Середкина
https://red-penza.org/2016/09/29/%d1%80%d0%b0%d0%b1%d0%be%d1%82%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0%d0%bc-%d0%bf%d0%be%d0%be%d0%b1%d0%b5%d1%89%d0%b0%d0%bb%d0%b8-%d0%bf%d0%be%d0%b2%d1%8b%d1%81%d0%b8%d1%82%d1%8c-%d0%b7%d0%b0%d1%80%d0%bf%d0%bb/