Странные коммунисты

Sep 14, 2016 15:57




Предвыборная агитация КПРФ. © Игорь Петрыгин-Родионов

Самое удивительное в нынешних думских выборах - это то, насколько мало внимания уделяют соперничающие партии и кандидаты социально-экономическим проблемам, с которыми сталкивается страна. Это было бы вполне естественно, если бы голосование происходило в условиях хозяйственного подъема и процветания, когда можно сосредоточиться на второстепенных вопросах или уделить основное внимание личным качествам кандидатов, выбирая среди них самого достойного. Однако в условиях кризиса, казалось бы, разговор должен вестись совершенно по-другому. Что делать с увеличением безработицы? Как стимулировать развитие промышленности? Какие антикризисные стратегии могут быть предложены? Какие законы необходимо ввести или изменить, чтобы обеспечить экономический рост?

Обо всём этом, конечно, время от времени вспоминают, но как-то вяло, как будто нехотя.

Можно понять «Единую Россию», которая связана с правительством, а потому не может его активно критиковать. Взяв на себя роль партии власти, она обречена сосредоточить внимание на успехах и достижениях прошедших лет. Эта позиция логически вытекает из её места в существующей у нас политической системе.

Строго говоря, у нас все партии - за власть. Но тут как в известной формуле Джорджа Оруэлла: все звери равны, но некоторые равнее.

«Единая Россия» равнее других. Среди лояльных партий, поддерживающих существующий порядок, именно она выставляет себя воплощением и порождением этого порядка.

Отсюда и все её нынешние проблемы: агитировать не за что. Нет ни программы, ни идеологии, кроме простой формулы: хотим, чтобы всё оставалось по-старому. Но люди в большинстве своём хотят уже чего-то другого. Не обязательно перемен, но хотя бы каких-то действий, исправляющих ситуацию.

Плакаты «Единой России» безлики и, что куда важнее, аполитичны. Колосятся хлеба, улыбаются дети, красуется на синем или голубом фоне белый медведь, уныло бредущий из ниоткуда в никуда. Всё оптимистично и благожелательно.

Трудно придумать в нынешних, не самых благоприятных обстоятельствах что-то более раздражающее.

Ещё на предыдущих выборах обнаружилось: чем активней ЕР ведет свою кампанию, тем меньше голосов она в итоге получает. Это было правдой 10 лет назад, и тем более это верно сегодня.

Отталкивая избирателя, кампания «Единой России», однако, побуждает людей голосовать. За другие партии. За кого? Роль критиков правительства в нашем политическом спектакле выпадает КПРФ. И это главный претендент на голоса грустных избирателей.

Положение обязывает. И раз уж экономика наша переживает кризис, у думской оппозиции появляется шанс существенно усилить своё влияние и увеличить присутствие в Государственной Думе. Но вот какая беда - со своей ролью официальной оппозиции КПРФ категорически не справляется.

Разумеется, правила парламентской политики предполагают, что критика должна быть конструктивной. Однако это вовсе не значит, будто она должна быть абстрактно-невнятной. Умеренность превращается в сознании лидеров КПРФ в отсутствие конкретности и в нежелание занимать четкую позицию, сводя разговор к общим словам. На билбордах и плакатах партии красуются портреты одинаковых мужчин в галстуках, уставившихся в объектив фотокамеры. Кандидаты КПРФ предпочитают не говорить о проблемах общества, а рассказывать о себе, объясняя публике, какие они хорошие и порядочные люди. Я лично готов в это поверить. Но ещё в советское время говорили: «хороший мужик - это не профессия».

На столе передо мной лежит пухлая пачка избирательных газет, изданных различными партиями в различных регионах России. Вынимаю из неё несколько изданий - прессу КПРФ, изданную в Оренбургской области. Про депутата Законодательного собрания Валерия Асланова сообщают, что он - «надежный человек». Его коллега Владимир Гудомаров тоже очень хороший, всем помогает и «имеет хорошую подготовку». В другой газете депутат городского совета Денис Батурин, претендующий на место в Законодательном собрании области, рассказывает о себе, что он «потомственный коммунист», а затем сообщает читателю, что стоит ему где-то появиться, как «сразу же снижают цены, делают ремонты в подъездах, красят лавочки, чаще убирают территорию».

Конечно, способность столь чудесно менять ситуацию вокруг себя одним фактом своего появления должна цениться. Хотя если человек обладает подобными волшебными качествами, может быть, ему и не обязательно становиться депутатом Законодательного собрания? Достаточно просто ходить по городу и почаще заглядывать в чужие подъезды. Тем более что сам кандидат обещает «зайти в каждый двор, потому что КПРФ - это единственная партия, которая опирается на народ».

От политиков даже регионального уровня хочется услышать что-то более масштабное и значимое. Хотя бы про социально-экономическую ситуацию в области, про её болевые точки и про то, как надо решать накопившиеся проблемы, в чем коммунистическая политика на региональном уровне может отличаться от политики власти.

Увы, когда КПРФ переходит от покраски лавочек к политическим вопросам, её кандидаты ударяются в столь масштабные обобщения, что просто невозможно понять, о чем собственно идет речь.

Оренбургская организация КПРФ ведет кампанию под лозунгом «за разумную национализацию». Честное слово, я тоже за национализацию. И тоже считаю, что она должна быть разумной. Человеческие действия вообще по возможности должны быть разумными… Но вот вопрос: чем конкретно «разумная» национализация будет отличаться от неразумной? Как и кем она будет проводиться? Чем ограничиваться? Какие отрасли вы собираетесь национализировать и в какой форме - отобрать, выкупить, реорганизовать? Ответ на эти вопросы мы находим в той же агитационной газете, где читателю объясняют, что сначала нужно избрать в Государственную Думу новое большинство, состоящее из членов КПРФ, которое потом создаст «специальную комиссию», а уже эта комиссия как-нибудь составит «список предприятий, подлежащих национализации». Из кого будет состоять комиссия, на каком основании она будет принимать решения, в каких отраслях вы собираетесь проводить национализацию, какой будет экономическая стратегия? Об этом ни слова. Но главное, ни слова о том, что собираются делать депутаты от КПРФ в Государственной Думе, если они всё же не получат там абсолютного большинства. Просто ждать следующих выборов?

Поучительно, что автором лозунга о «разумной национализации» является политолог Семен Уралов, ещё недавно работавший с деятелями «Единой Россией».

Легкость, с которой люди сегодня меняют деловых партнеров, партии и убеждения, вообще становится одной из характеристик современного российского общества, а точнее, проявлением на морально-идеологическом уровне кризиса в той же мере, в какой закрытие магазинов или рост безработицы представляет его проявление на уровне экономическом.

Кандидаты меняют партии как перчатки, а партии подбирают себе кандидатов «по договоренности», не слишком задумываясь об их долгосрочных политических целях и перспективах, если, конечно, таковые вообще имеются.

При подобном отношении к политике как разновидности бизнеса, да ещё и не слишком обремененного стратегическими перспективами, не удивительно, что разработка серьезных программ или идеологий перестает кого-либо волновать. А впечатляющие и поднимающие людей на борьбу лозунги рождаются только из программ и убеждений, к которым серьезно относятся сами их авторы. Чиновники могут обходиться общими словами, поскольку их работа сводится к исполнению указаний вышестоящих инстанций. «Единой России» придется обходиться фотомонтажом, изображающим чиновников на фоне колосящихся хлебов, просто потому, что ничего лучшего они уже предложить не могут, даже если бы захотели. У КПРФ теоретически есть пространство для маневра, даже в рамках той не слишком веселой роли, которую они взяли на себя в нашем политическом театре. Но этим пространством никто не пользуется. Не только не могут, но и не хотят.

Те, кто выступает за перемены, должны быть куда более содержательны. Для того, чтобы осуществить в обществе преобразования, нужно не только верить в то, что говоришь, нужна готовность сделать политическую борьбу делом своей жизни, а не просто сферой своей карьеры.

Но в том-то и беда, что политика думских партий вообще не стимулирует людей на какую-то содержательную борьбу. В большинстве случаев эти люди не только не ставят перед собой высоких целей, но даже и не заинтересованы во власти как таковой. Времена шекспировских страстей миновали. Борьба за власть, даже в самом циничном маккиавелистском понимании, совершенно чужда большинству нашей политической публики. Нужны лишь должности, мандаты, посты. Причастность к власти сводится к конкретным материальным возможностям, которые можно получить, перераспределив, например, мандаты в Государственной Думе.

Не удивительно, что нынешняя избирательная кампания почти всеми признается самой скучной за всю постсоветскую историю.

Весело станет потом, когда выборы пройдут и обнаружится, что ни депутаты, ни чиновники не знают, что делать с агонизирующей экономикой и с огромной страной, полной недовольных и рассерженных людей.

Борис Кагарлицкий

выборы, ГосДУра, выборы 2016, шлюхи капитала, Госдума, реклама, КПРФ, псевдокоммунисты

Previous post Next post
Up