Жанну Мкакренкову (на фото), председателя профкома смоленской музыкальной школы, уволили по обвинению в прогуле. Суд восстановил ее на работе. Однако руководство учреждения до сих пор не отменило один из незаконных приказов о ее увольнении, не давало уйти в отпуск и вынуждало проходить медкомиссию в заведомо нереалистичные сроки. В итоге профлидер снова судится с администрацией. А вместе с ней еще пять работников школы обратились в суды, оспаривая дополнительные соглашения к трудовому договору.
28 июня Жанна Макаренкова, председатель профкома Детской музыкальной школы № 1 им. М.И. Глинки, была восстановлена на работе решением апелляционной инстанции Смоленского областного суда. Напомним, что после ряда трудовых конфликтов профкома с руководителем школы Макаренкова была уволена якобы за прогул. Прогулом было объявлено отсутствие на работе по причине поездки в Москву к врачу (см. “Солидарность”,
№ 16, 2016). Ленинский районный суд Смоленска 6 апреля отказал ей в восстановлении на работе.
ПОДДЕРЖАЛА ПРОКУРАТУРА
Областная же инстанция отнеслась к делу Жанны Макаренковой совсем иначе. В ходе судебного заседания было выявлено: в музыкальной школе были подделаны документы с целью организовать увольнение председателя профкома. К примеру, в судебном протоколе отмечено, что “подписанный акт об отсутствии Макаренковой на работе подписан Бурцевой Т.А., которая не находилась 15.01 в школе, а была на мероприятии, в связи с чем подписать акт не могла”.
- К заседанию областного суда на мою сторону внезапно встала прокуратура, - сообщила Макаренкова. - Если в суде первой инстанции она была на стороне работодателя, то сейчас приняла мою сторону.
Представитель прокуратуры в судебном заседании отметил, что причину отсутствия Макаренковой на рабочем месте нельзя назвать неуважительной, а тот факт, что преподавательница писала заявление о предоставлении ей отпуска без сохранения заработной платы на день посещения врача, подтверждается свидетельскими показаниями. Сомнение у прокуратуры вызвало и то, что расчет зарплаты был произведен как за день в отпуске за свой счет, а также то, что объяснительную за “прогул” потребовали спустя более чем две недели после отсутствия Макаренковой на рабочем месте.
Суд учел все эти обстоятельства. К тому же нашлись свидетели того, как предпрофкома расписалась под приказом об отпуске без сохранения заработной платы. Были учтены и показания главного бухгалтера, которая пояснила, что удержание из зарплаты педагога было сделано из-за того, что та брала день отпуска за свой счет.
Областная инстанция вынесла решение: восстановила педагога на рабочем месте, взыскала с работодателя заработную плату за время вынужденного прогула, а также компенсацию морального вреда в размере 10 тысяч рублей. Приказы об увольнении Макаренковой с должности преподавателя и с должности концертмейстера суд постановил признать незаконными.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Впрочем, на этом история не завершилась.
Макаренкова написала заявление в Следственный комитет с просьбой возбудить в отношении директора музыкальной школы Жанны Каплиной и ее представителя в суде Натальи Адашкевич уголовное дело по ч. 1 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем).
- Кроме того, директор отменил лишь один из приказов о моем увольнении, второй приказ не отменен, - рассказывает председатель профкома. - 9 февраля 2016 года директор издала два отдельных приказа: об увольнении меня с должности преподавателя и с должности концертмейстера. Но в трудовую книжку внесла запись только об одном - об увольнении с должности преподавателя. И только приказ об увольнении с должности преподавателя отменен.
Отношения председателя профкома с директором, мягко скажем, не улучшились. В частности, от Макаренковой потребовали пройти медкомиссию за неполные два дня - 4 и 5 июля. Задача невыполнимая, так как некоторые анализы делаются в течение пяти дней. При этом Макаренковой не дали направление на прохождение комиссии и отказались выдать на руки копию комиссионного акта, предписывающего пройти медосмотр в рекордные сроки.
И еще момент: суд восстановил Жанну Макаренкову на работе после даты запланированного отпуска. Поэтому в день восстановления на работе она написала заявление на отпуск с того же дня, с 28 июня. Заявление было проигнорировано. Следующее заявление на отпуск профактивистке пришлось написать 6 июля. И только со следующего дня в отпуск ее отпустили.
Жанна Макаренкова обратилась в инспекцию труда с жалобой на ненадлежащее ведение трудовой книжки и непредоставление ежегодного отпуска. Инспектор Лизунков Р.Э. никаких нарушений не нашел. Тогда Макаренкова обратилась к главе инспекции труда по области с жалобой на бездействие инспектора.
- В этом вопросе меня снова поддержала прокуратура. В целом же сейчас ситуация накаленная. Следственный комитет опрашивает свидетелей. Сама я участвую в трех судебных процессах против руководства музыкальной школы: по взысканию расходов на адвоката, по признанию незаконным дополнительного соглашения к трудовому договору и по приведению в порядок самого трудового договора. Еще пять преподавателей нашей школы также пытаются в судах оспорить дополнительные соглашения к трудовым договорам - ведь согласно этим соглашениям вся их нагрузка, помимо ставки, считается “дополнительной” и может быть снята в любой момент. То есть фактически с 1 сентября любой неугодный преподаватель может оказаться “на ставке”, и его зарплата упадет.
Полина Самойлова