Почему турецкие коммунистические организации направляют своих добровольцев на поддержку РПК.
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=9WKGhXqhnck https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=eMO5zG4eccs Курды заслуженно считаются силой, способной успешно противостоять исламским радикалам в Сирии и Ираке. Битва за город Кобани, который исламистам так и не удалось взять, стала вехой в истории войны с «Исламским государством». Немалый вклад в победы курдских вооруженных формирований вносят женщины, сражающиеся бок о бок с мужчинами. Причем зачастую это даже не этнические курдянки, а придерживающиеся марксистско-ленинских идей турчанки. «Лента.ру» постаралась разобраться, что общего у них с курдскими боевиками.
Боевые сводки из Сирийского Курдистана давно стали рутиной. Не первый год здесь идет кровопролитная война между курдским народным ополчением и вооруженными формированиями «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Главную роль в боях в Рожаве (курдское название Сирийского Курдистана) играют Отряды народной самообороны (YPG). Основная часть бойцов - местные и турецкие курды, сторонники Рабочей партии Курдистана (РПК). Бок о бок с ними сражаются и местные христиане - ассирийцы, армяне, арабы. Для них ИГ - смертельный враг.
Вместе с Отрядами народной самообороны действует параллельная вооруженная структура - Отряды женской обороны (YPJ), укомплектованные добровольцами из числа курдских, езидских, ассирийских, армянских, арабских женщин и девушек.
Гибель 28 июня 2016 в бою с игиловцами Эйлем Аташ привлекла к себе большое внимание. Дело в том, что речь идет о совсем молоденькой девушке. Она приехала в Сирийский Курдистан как доброволец из Турции. По национальности Эйлем была не курдянкой, а турчанкой. С юных лет участвовала в выступлениях красной оппозиции. Совсем недавно завершила учебу в лицее, а в феврале 2016-го взяла в руки автомат, чтобы воевать с ИГ.
Образ Эйлем Аташ уже приобрел большую популярность среди турецкой леворадикальной молодежи. Турки вообще чтят павших в революционно-освободителной борьбе героев. Например, Дениз Гезмиш, Ибрагим Кайпаккая или Махир Чайян - бунтари «поколения 1968 года», чья молодость пришлась на общемировой революционно-коммунистический подъем конца 1960-х - до сих пор почитаются едва ли не как святые, хотя с момента их гибели прошло более сорока лет.
На любой турецкой первомайской демонстрации красных флагов с профилем Дениза Гезмиша или Махира Чайяна ничуть не меньше, чем в Европе или Латинской Америке знамен с ликом Че Гевары. Под стягами с портретом Дениза Гезмиша шествует молодежь, родившаяся лет через двадцать после его смерти. И этим здесь никого не удивишь. Теперь и Эйлем Аташ заняла достойное место в пантеоне погибших революционеров.
Еще с 1960-х годов в Турции сложилось очень мощное леворадикальное движение. На идеях Ленина, Сталина и Мао в стране выросло не одно поколение. Правительству, несмотря на жестокую политику в отношении революционно-коммунистических партий и их активистов, так и не удалось победить красных радикалов. До сих пор в Турции действует целый ряд организаций, ориентирующихся на революционную вооруженную борьбу. Своими главными врагами они считают правительство Эрдогана, которое называют фашистским, проамериканским, империалистическим, а в последние годы еще и «Исламское государство».
Новая война турецких коммунистов
Предпосылки для нового витка дестабилизации обстановки в Турции создал сам Эрдоган. Его происламистская правоконсервативная политика, воспринятая на ура религиозно-фундаменталистскими организациями и консервативной частью общества, вызвала резкое отторжение со стороны сторонников светского пути развития - от националистов-кемалистов до ультракоммунистических радикалов. Возобновление боевых действий против РПК поставило крест на одном из важных политических достижений Эрдогана - перемирии турецких властей с курдскими повстанцами.
Курдов поддерживают турецкие левые, давно действующие с ними в альянсе. Собственно говоря, среди турецких левых очень много этнических курдов, а также представителей других национальных меньшинств: заза (близкий курдам горный народ), армян, ассирийцев. Но и этнические турки, симпатизирующие просоциалистическим организациям, в большинстве своем поддерживают борьбу курдов.
Погибшая Эйлем Аташ сражалась в одном из отрядов Объединенных сил освобождения (Birle?ik ?zg?rl?k G??leri) - батальоне «Махир Арпачай». В отличие от многих других вооруженных формирований, B?G - чисто турецкая организация. В ее состав вошли несколько леворадикальных групп различного толка, объединившихся в декабре 2014-го для вооруженной борьбы против ИГ в Сирии и режима Эрдогана в Турции: Революционная партия коммунаров (Devrimci Kom?narlar Partisi), Революционная партия Турции (T?rkiye Devrim Partisi), Революционный корпус марксистско-ленинской вооруженной пропаганды (Marksist Leninist Silahl? Propaganda Birli?i-Devrim Cephesi), Революционная организация освобождения пролетариата (Proleteryan?n Devrimci Kurtulu? ?rg?t?) и даже анархистская группа «Социальное восстание» (Sosyal ?syan).
Объединенные силы освобождения - далеко не единственная турецкая революционная организация, вставшая на путь вооруженной борьбы и отправившая своих бойцов в Сирийский Курдистан.
Эйлем Аташ успела повоевать и в составе Интернационального батальона освобождения (Enternasyonalist ?zg?rl?k Taburu). Это мощное боевое подразделение включает в себя отряды сторонников таких известных революционно-освободительных организаций Турции, как Турецкая коммунистическая партия/марксистско-ленинская (T?rkiye Kom?nist Partisi/Marksist-Leninist) и ходжаистская Марксистко-ленинская коммунистическая партия (Marksist-Leninist Kom?nist Partisi). Ходжаисты - сторонники албанского коммунистического лидера Энвера Ходжи, чьи идеи до сих пор популярны среди части турецких коммунистов. В Интернациональном батальоне освобождения было много не только турецких граждан, но и добровольцев, приехавших из стран Западной Европы - как этнических турок, так и европейцев.
Раскол в турецком обществе имеет под собой не только политическую, но и религиозную почву. Левые идеи традиционно поддерживают алевиты - представители одного из радикальных течений шиизма, настолько непохожие по своим взглядам и поведению на остальных мусульман, что многие исследователи даже склонны выделять их в особую религиозную группу. Около 20 процентов населения Турции - алевиты. В Османской империи они подвергались гонениям - неудивительно, что происламистская политика Эрдогана вызывает у них большие опасения. На Ближнем Востоке главный враг алевитов - все то же ИГ.
Отправляясь на войну с игиловцами, турецкие коммунисты прекрасно понимают, что идут сражаться за собственные интересы - за свою политическую, этническую, религиозную идентичность, за право жить в светском государстве и, рано или поздно, добиться свержения существующего политического режима в Турции.
Рабочая партия Куристана (РПК) переходит на позиции социал-демократии и борьбы против гендерной дискриминации.
Абдулла Оджалан (лидер РПК, отбывающий пожизненное заключение в турецкой тюрьме), или, как его называют соратники, товарищ Апо, за многие годы в тюрьме подверг значительной корректировке собственные политические взгляды. Во-первых, Оджалан, некогда считавшийся марксистом-ленинцем, в своих убеждениях заметно сдвинулся в сторону демократического социализма и даже анархо-синдикализма. Говорят, что на него повлияло общение с американским социологом, экологом и либертарным социалистом Мюрреем Букчиным.
Переписка с пожилым жидовским экспертом мозгоебом мыслителем способствовала тому, что товарищ Апо существенно пересмотрел взгляды на политическое и социальное устройство. Народную самоорганизацию и самоуправление он провозгласил главной ценностью, и именно за такую общественную модель сейчас сражаются бойцы Отрядов народной самообороны в Рожаве. Вторая революционная для Ближнего Востока идея Оджалана - немедленная эмансипация женщин. Для этого, по мнению идеолога курдского сопротивления, женщины должны быть представлены в равной пропорции с мужчинами во всех партийных структурах, органах самоуправления и вооруженных формированиях.
В РПК и подконтрольных ей общественных организациях и вооруженных формированиях действует специальная система квот. Согласно квотам, 40 процентов мест отводится мужчинам, 40 процентов - женщинам, а остальные 20 процентов открыты для представителей обоих полов. Если мужчина занимает пост руководителя, его заместителем обязательно становится женщина, если женщина - начальник, то на втором месте находится мужчина. По мнению сторонников Оджалана, такая система позволяет эффективно преодолевать гендерную дискриминацию.
Позиция РПК по женскому вопросу дает о себе знать не только в Рожаве, где женщины несут все тяготы боевых будней вместе с мужчинами, но и в Турции.
Сурбуз Пери, участница курдского освободительного движения с 1993 года, вступила в РПК еще совсем юной девушкой, почти подростком. «Для меня как для женщины, - говорит Пери, - есть две главные причины участвовать в национально-освободительном движении. Первая - это то, что движение борется за освобождение курдского народа. Вторая - то, что оно борется за свободу женщин».
Отношение к курдскому освободительному движению в Европе
Чаще всего героинями публикаций становятся фотогеничные девушки, позирующие с автоматами - такие кадры привлекают мужскую аудиторию, обеспечивают высокий рейтинг статьям и телесюжетам. Но подавляющим большинством женщин, сражающихся в рядах курдского ополчения, движет отнюдь не романтика. Для них война с ИГ - это вопрос жизни и смерти. Ведь всем известно, что делают боевики исламистских организаций с женщинами на оккупированных территориях, особенно если они принадлежат к другим религиозным группам или течениям.
Недавно в Дании задержали 22-летнюю курдянку Джоанну Палани. Она приехала в Данию с родителями, когда ей не было еще и трех лет - ее семья бежала из Ирана от политических преследований. Год назад девушка оставила учебу в колледже и отправилась на Ближний Восток - чтобы присоединиться к Отрядам женской самообороны, сражающимся в Сирии против ИГ. Когда Джоанна вернулась в Данию, ей запретили выезд из страны, объявив, что она угрожает национальной безопасности. Суд обязал полицию конфисковать у Джоанны Палани паспорт. Такая бдительность датских судебных властей выглядит тем более удивительно, что по Европе под видом беженцев спокойно курсируют боевики и симпатизанты ИГ. Из Дании воевать на стороне исламистов ИГ в Сирию отправились 125 человек. Никто из них по возвращению в страну не подвергся судебному преследованию, а разобраться власти почему-то решили с девушкой, сражавшейся против террористов.
Если в Дании у девушки, воевавшей в Сирийском Курдистане, могут лишь забрать паспорт, то в Турции ее бы ждало тюремное заключение. Власти страны жестко преследуют любых граждан, связанных, по их мнению, с «террористами» из Рабочей партии Курдистана и союзных ей турецких леворадикалов. Но, как мы видим, приток добровольцев не уменьшается.