Когда я впервые увидела в галерее картину Лучишкина "шар улетел" - она как-то сразу повергла меня в восторг, - мой взгляд устремился на этот шарик, который так легко обретает свободу... такой яркий и маленький уплывает в широкое небо, какая-же у него хрупкая и красивая жизнь! Но. В тот момент я была с другом, и вслед за моей восторженной реакцией последовала еще одна, совсем иная: "да, прикольно. вон чувак повесился на пятом этаже."
Я, конечно, расстроилась тому, что не разглядела детали, но особого значения не придала этому факту. Меня, собственно, мало интересовали окна. Мы просто посмеялись, и пошли дальше.
Но потом, спустя время, я стала задумываться над этой работой. Дело в том, что она целиком построена на контрастах. На этой картине есть всё.. есть новая жизнь, - вот эти деревца, которые еще не окрепли, не пустили корни, женщина с младенцем в одном из окон, и человек, который уже даже не самоубийца. потому что постфактум, а дальше-пустота.
И есть единица - девочка, у которой будто нет выбора, в какую сторону совершить движение, забор - граница, которую она не перейдет, но за забором продолжается небо, которое видит сейчас этот шар. За забором - иные смыслы, иная глубина восприятия. А эти грубые жилые дома - лишь олицетворение осадка нашей жизни, по сравнению с которой те тоненькие деревца кажутся насыщенными стремлением расти вверх!
Тут лишь от самого зрителя зависит - что он увидит вначале - небо или "повешенного чувака"... Мне почему-то грустно стало оттого, что кто-то смог УВИДЕТЬ лишь эту, не самую добрую составляющую данного сюжета. И я считаю, что привычка "смотреть вверх" - во многом меня спасает.