40 лет любви

Dec 17, 2009 19:53

40 лет любви.

Сначала, позвольте о любви. А уж затем о числах.

Концертное событие затянуло меня не куда-либо еще, а вот в глубину библейской истины: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
Осознав, что с этим универсальным индикатором можно подходить ко всем, я ко всем и решила подойти. И к тем, кто горделиво заявляет, что кто-кто - а уж он-то знаток творчества, и к тем, кто бесконечно клянется, что вырос на песнях «Машины времени», и к тем, кто считает, что «Машина» обязана соответствовать их пожеланиям и стандартам, а также к тем, кто уж совсем, ни страха, ни совести не ведая, ставит свою неграмотную точку: «исписалась… выдохлась… не та…». И, так сказать, для чистоты эксперимента, еще к самой «Машине времени» с этим же индикатором хочу подойти.

Дамы и господа. Скажите, пожалуйста, ваша любовь и правда ни от чего не зависит? Из всех дам и господ, перечисленных выше, я слышу только один голос - слаженный и достаточно хорошо поставленный многолетним опытом, голос музыкантов «МВ»: «Вот уж наша любовь точно не зависит ни от чего! Делаем то, что любим!»
Остальные голоса, увы, звучат в диссонанс. Цитировать их не очень хочется. Но все, в основном, начинают свою речь: «нет, я, конечно, люблю, но…», забывая про то, что как только появляется «но», слово «люблю» становится хладным трупом.

Концерт был удивительным. Превосходным. Высокопрофессиональным. Концерт соответствовал лучшим мировым стандартам. Последний раз нечто подобное мне довелось увидеть три года назад на презентации альбома Пола Маккартни в Madison Square Garden, в Нью-Йорке. Для «Олимпийского», площадки, скажем так, далеко не идеальной для такого рода мероприятий, все выглядело свыше всякой похвалы: возможно, мне повезло, и я находилась в очень удачном месте, но звук был просто идеальным, и, несмотря на мелкие и незначительные недочеты, он был вне всякой критики. То же самое со световым и видео-оформлением. Мощно, зрелищно, впечатляюще. Наличие трех сцен - замечательный организаторский ход, который не только помог сэкономить время и сделать переход от одной группы к другой плавным и незаметным для зрителя, но и эффектно и интригующе играл на протяжении всего шоу.

Сейчас в статьях и разного рода обзорах о прошедшем 11.12.09 юбилейном концерте, журналисты и просто любители выразиться публично, словно бы стесняются написать красиво и ровно, то есть, так, как того на самом деле заслуживает событие. По-моему, все просто забыли, что это - юбилей. День рождения. Праздник. И вот он, повод, лишний раз признаться в любви и сказать теплые и приятные слова. Нет! Поздравлять мы, оказывается, не умеем.

Все словно бы боятся прослыть подобострастными и необъективными. Поэтому, то там, то тут, подпускают критические ремарки, то тут, то там играют полунамеками «ну мы-то знаем, что там не все так, как хотелось бы» и, для того же имиджа псевдо-объективности, вставляют словесные смайлики. А я не пойму, зачем бояться называть черное черным, а белое белым. Я не пойму, зачем стеснительно прикрывать вуалью то, что не требует прикрытия. И я не пойму, почему еще никто не сказал открыто: это самая честная, самая искренняя, самая качественная группа в нашей стране, не позволяющая себе фальши, халтуры и «творчества а-ля чего изволите?», как на протяжении всех 40 лет, так и на этом, отдельно взятом, концерте? Почему? Потому что модно и интересно найти закавыку и раздуть вокруг нее радужный пузырь? Порадоваться, что в плавное и отлаженное течение концерта вкралась техническая мелочь в виде микрофонной стойки у Леонидова и комментария самого Леонидова по этому поводу? А что, на концертах это такое редкостное дело? Ужаснуться, как повернулся язык у Шнура самовыразиться в ненормативной лексике пред светлы очи первой леди и многотысячной публики? А что, это был первый случай в жизни Шнура? Посетовать, что другой (на выбор!) «машинист» в этот раз спел меньше Макаревича? Простите, а когда-то баланс был противоположным?

Почему в день рождения замечательного коллектива нельзя сказать просто хорошие и добрые слова, тем более, что коллектив именно их и заслуживает? Почему даже соседу дяде Грише, сотруднице Марии Степановне, племяннику Витьке никто в день рождения не додумается сказать: «С днем рождения, ты, конечно, человек классный, да вот только что-то туфли на тебе не в тон шарфу, а Петровых вообще нечего было приглашать!» Почему по-настоящему хорошей и умной команде, в честь юбилея, не сказать честное и искреннее слово, не прикрывая своей благодарности за 40 лет замечательной музыки фиговым листком мнимой журналистской объективности? И я считаю, что эта команда заслужила своим творчеством за все эти годы гораздо больше, чем морфологический анализ отдельно взятого концерта. Загляните внутрь себя. Уверена, почти каждый найдет там кусочек «Машины времени». Ну так и напишите об этом!

Лично мне совершенно безразлично, сочтут ли мои слова дифирамбом или славословием - я-то знаю, что это не так. Я пишу искренне и исключительно свое впечатление. Я люблю «Машину времени». Без всяких «но». Нравится это читателю или не нравится. Высокий профессионализм и безупречное исполнение качественного материала, созданного за эти годы мастерами - вот что обрушилось с центральной сцены юбилейного концерта на головы фанатов, просто зрителей и случайных, не желающих оставаться от (извините за громкое слово) исторического события в стороне, людей.

Мне ни разу не доводилось присутствовать на некачественном концерте «Машины времени». А я их повидала много. Они не умеют работать плохо. Просто не умеют и всё. И было бы более чем странно, если бы на собственном юбилее они сделали нелогичное исключение. Эта строчка написана для тех, кто утешает себя мыслью: «А я не был на концерте, и, судя по откликам тех, кто был, правильно сделал!»

А теперь, дабы показать ту муху, из которой раздули многозначительного слона, разрешите мне перейти к основным претензиям, звучащим рефреном в репликах тех, кто считает себя знатоками и многолетними поклонниками.

Основных претензий было две. Первая, не очень острая, исходила от противников каверов как таковых: перепевать чужие песни - дело неблагодарное и бесполезное, заведомо обреченное на провал, ибо лучше, чем в оригинале, все равно не будет. Отчасти, можно и согласиться - действительно, не будет. И если бы, скажем, я, первый раз в жизни услышала песню «Пока горит свеча» в том исполнении, в котором я ее услышала в первой части концерта в «Олимпийском», я бы не просто никогда не полюбила ее, я бы ее элементарно не запомнила. Скажу сразу - эта же, воистину волшебная песня, исполненная в ее харизматичнейшем оригинале во второй части концерта, отразилась на моем лице неконтролируемым потоком слёз, хотя, я никогда не назвала бы себя излишне чувственной особой. Но, возвращаясь к идее каверов. Многоуважаемый поклонник со стажем! Разве это не интересно - услышать, как может зазвучать уже известный тебе до последней нотки, до последней буковки, до боли знакомый и родной материал? Услышать и сравнить те нюансы, те обороты, почувствовать и еще раз понять, что именно тебя привлекало в оригинале и чего, быть может, тебе расслышать не довелось, а теперь вот оказалось подчеркнутым красной линией, и ты увидел, и услышал: «так вот еще как можно было понять!» Честно говоря, благодаря исполнению песен «МВ», лично я на многих других музыкантов посмотрела несколько иначе: меня приятно удивили, например, и Сурганова, и «Рубль». От них я меньше всего ожидала такой правильной энергетики и такой удачной интерпретации - и тем сильнее оказалось впечатление.

Вторая претензия проистекает от самых заядлых и самых заматерелых поклонников, которые долгое время ходили на концерты, как на работу, впоследствии добросовестно отчитываясь перед коллегами-фанами о своих впечатлениях. Эти товарищи выучили наизусть последовательность песен каждой программы, комментарии и ремарки музыкантов, каждый поворот головы и каждый взмах руки. Оперируя этими своими знаниями, они изливают благородное возмущение тем, что увидели уже где-то виденный взмах руки и услышали где-то слышанный комментарий к песне, а по их, фанатскому, мнению, это не допустимо даже на любом рядовом концерте, а уж на юбилейном - и подавно! Песенный репертуар тоже очень сильно напряг таких граждан. Граждане считали, что «Марионетки» и «Поворот» - избито и вообще навязло в зубах. Но те же граждане с непонятной им самим пружиной внутри, начинали, словно зомби, прыгать и подпевать именно на этих «заезженных», как они же и выразились, вещах. И прыгая-подпеваючи, а также делясь на следующий день своим праведным гневом со своими единомышленниками, эти люди никак не смогли сформулировать, а чего именно они бы хотели услышать? Нет, отдельный Костя или отдельная Галина, возможно, и смогли бы свести свои желания к какому-то приблизительному списку своих любимых песен. Но вся беда (или счастье?) «Машины времени» в том, что таких Галин и Кость в одном «Олимпийском» около 15 тысяч. Уж не говоря о том, что они, вместе со своими - заметьте! - персональными пожеланиями, размещены не только на одной шестой части суши, занятой нашей необъятной страной, но еще и на других участках земного шара, где также говорят по-русски и, как это ни удивительно, любят всё ту же группу. Каким образом, ответьте мне, о возмущающиеся, учесть пожелания каждого? Пожалуй, выход был только один: спеть весь, созданный за 40 лет, репертуар.

Да, было проведено интернет-голосование, где основная масса предпочла, в обльшинстве своем, все тот же набор. По какой причине предпочла - по необразованности-неподкованности своей ли, по тому ли, что и правда не мыслит эту команду без марионеток-поворотов, по другим ли причинам - сие неведомо. Известно одно. Процент истинных знатоков «Машины», как и истинных знатоков чего угодно, гораздо ниже общего процента тех, кто просто слушает «МВ». Обратите внимание: просто слушает. Без глубинных познаний, без тонкостей, без исторических и биографических фактов. И это нормально! Так же, как и вы, фаны-машинисты, хотите услышать на концерте у Гарика Сукачева, у «Аквариума» или у «ДДТ» те вещи, которые вам запали в душу и без которых вы не мыслите этих музыкантов, так же и фаны, скажем, БГ, желают услышать у «Машины» то, что считают их визитной карточкой.
По-моему, все будет проще, если все завзятые фанаты просто поймут, что музыканты поют и выступают не только для них, и далеко не только для них. И доведут свою любовь до такой филигранности, что не будут требовать взаимности! Понимаю, что это высший пилотаж любви, которого достигнуть не так-то просто. Но это сразу снимет все претензии и приблизит к пониманию истинной ситуации!

Что-то я уделила любви слишком много внимания, а ведь обещала еще и о числах.

40 лет - достаточно солидный испытательный срок. И если бы за это время в коллективе шел перекос не в ту сторону, он никогда бы не дожил до этой даты. Мне иногда кажется, что секрет их долголетия как раз в том, что они никогда не слушали ни чьих советов и не подстраивались под пожелания публики. Четкий сильный стержень, который держит весь каркас «Машины» - он не гнется и не извивается в угоду сложившимся обстоятельствам и более удобной ситуации. Он может только сломаться. Но, слава Богу, этого за 40 лет не произошло. А значит, все это время всё делалось правильно и сообразно их совместному общему духу. И мое единственное пожелание музыкантам «Машины времени» - будьте вместе. Просто будьте вместе. И, как и раньше, не слушайте никого, а идите туда, куда ведет вас ваша волшебная ниточка, связывающая ваше творчество с чем-то там, наверху. И все будет так, как нужно. Как нужно вам и как нужно нам, тем, кто вас слушает и для кого вы - часть их духовного мира, неотъемлемая уже часть.

На прощание еще одна библейская истина, которую, как я считаю, каждый журналист должен выгравировать на медной дощечке и повесить над своим непосредственным рабочим местом:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая. (Первое Послание Коринфянам; 14:6-9)»

Несмотря на то, что Валерий Ефремов утверждает, что тарелки фирмы «Meinl» сделаны очень хорошо - они здорово звучат, я, все-таки, не тарелка. Я люблю «Машину времени» и не стесняюсь признаваться в этой любви во всеуслышание еще раз.

С сорокалетием, дорогие наши! Ваш вклад в наши сердца невозможно переоценить!
Previous post Next post
Up