В равной мере вознаграждайте за успех и неудачу. Наказывайте за бездействие.

Feb 19, 2014 10:48

"В равной мере вознаграждайте за успех и неудачу. Наказывайте за бездействие"

Прочитал тут цитату Питерса у Колотухина. И слегка рефлекснул.

Перечитал после этого  комментарии, и понял, что "рискованно" надо раскрыть подробнее, слишком уж вырванная у Питерса фраза вышла.
Рассмотрим несколько случаев...

1)Берём классический талмуд любимых ДеМарко и Листера "Вальсируя с медведями" про управление рисками
...в качестве примера хозяина корабля, предназначенного для перевозки эмигрантов, который готов к отплытию со всеми пассажирами на борту. Хозяина в первую очередь тревожат мысли о том, что корабль стар и в плохом состоянии, да и с самого начала он был не очень хорошо построен. Он серьезно сомневается, удастся ли кораблю благополучно совершить еще один рейс. Сделав небольшое усилие над собой, судовладелец побеждает свои сомнения и убеждает себя в том, что не будет большого вреда от еще одного рейса. В конце концов, корабль пережил немало штормов на своем веку и всегда добирался до родного порта. Почему бы не понадеяться на удачу еще раз?
Корабль выходит в море и гибнет со всеми пассажирами.
«Что мы должны сказать об этом хозяине?» - вопрошает Клиффорд, и сам же отвечает:
Конечно, он истинно виновен в смерти этих людей. Признавая, что он искренне верил в надежность своего корабля, нельзя считать искренность его убежденности извиняющим его обстоятельством, потому что у него не было права верить на основании тех фактов, которыми он располагал. Он приобрел свою веру не путем честного и беспристрастного исследования, а заглушив свои сомнения. И, хотя в итоге он мог настолько увериться в этом, что уже не допускал иной мысли, но его следует признать ответственным, поскольку он осознанно и охотно укрепил себя в этом умонастроении.
Затем Клиффорд возвращается к тому же примеру, слегка изменив его. Пусть теперь кораблю удалось все‑таки завершить рейс и никто не погиб. Будет ли хозяин менее виновен?
Ни на йоту. Когда действие совершено, его правота или ошибочность определены навсегда, если случайно удалось избежать положительных или отрицательных последствий, то это ничего не меняет. Человек не станет невиновным, просто его вина не будет выявлена. Вопрос правоты связан с источником веры, а не ее предметом; не в чем состояла вера, а как к ней пришли, не в том, оказалась она истинной или ложной, а в том, было ли право поверить на основании тех фактов, которыми располагали.

2)Берём любимый сборник управленческих притч Тарасова "Путь героя" (да там много пафоса, но я всё равно его люблю)
Искушение алиби
Искушения и соблазны подстерегают всякого человека. Это не новость. Каждый имеет свой опыт противостояния. Искушение может войти в наш дом через двери - это страх, страсти и деньги. Может войти через окна. Это честь, национальные и родительские чувства. Но может родиться прямо в нашем доме. Это алиби для самого себя. "Я сделал все, что мог" - вот его формула. Формула яда,которому так трудно найти противоядие. Ничто так не мешает разглядыванию победы, как желание не бездействовать в критический момент. Когда все вопиет: действуй! Но действовать в такую минуту - значит поддаться слабости перед искушением алиби. Алиби: я действовал, я сделал все, что от меня зависело. Вот я сделал то-то и то-то, не моя вина, что победы не случилось. Что важнее: чтобы была победа или чтобы я не был виновен в поражении? Хорошо, когда эти тропинки не в разные стороны. Когда именно действуя и обретаешь победу. Подобно тому, как таская по полену, перетащишь всю кучу дров. А не таская - не перетащишь. А если эти тропинки - в разные стороны? А кто это знает? Кто это видит лучше вас? Сделаем вид, что они не расходятся и будем таскать по бревнышку?!
Жестокий князь ввел новый вид казни: пытку медным шестом. Медный шест клали на высоте метра три над пылающими углями. Шест смазывали салом, чтобы был скользкий. Если жертва пройдет по шесту и не упадет в огонь - значит жива. Но все падали. И сгорали. Но они как бы сами были виноваты в своей неловкости. Много было различных казней. Но молодой князь соседнего государства прислал богатые дары с тем, чтобы эта казнь была бы все же отменена. Хотя она его народа не касалась, но оскорбляла своим существованием как человека.
Не проведя пустого и твердого разделения внутри себя, не отделив того, что от меня зависит, от того, что от меня не зависит нельзя быть искренним со своим путем.
Не зависит от меня лишь одно. Я не могу не идти по пути. Не ищите алиби. Не изображайте управление, не развивайте кипучую деятельность по достижению победы. А управляйте и побеждайте.

3)Ну и на закуску Форд с его "Достижениями"
В марте 1921 года мы взяли жел. дорогу и сейчас же начали проводить наши принципы. До сих пор в Детройте существовало Исполнительное Бюро. Мы закрыли его и передали все управление одному-единствеиному человеку, занимавшему половину письменного стола в конторе. Юридическое отделение отправилось вслед за Исполнительным. Жел. дорога не нуждается в множестве сутяг. Наши служащие сейчас же ликвидировали многие дела, тянувшиеся в течение ряда лет. Всякие новые претензии сейчас же разрешаются, согласно обстоятельствам, так, что расходы по ним редко превышают 200 долларов в месяц. Вся уйма излишнего счетоводства и бюрократической волокиты была выброшена за борт и персонал жел. дороги сокращен с 2700 человек до 1650.
Согласно нашей деловой политике все звания и должности, исключая предписанных законом, упразднены.
В общем, организация жел. дороги очень строгая, каждое приказание должно пройти через ряд инстанций и никто не смеет действовать без определенного приказания своего начальника. Однажды, рано утром, попал на жел. дорогу и нашел готовый к отходу поезд, под парами и с бригадой. Он ждал полчаса «приказа». Мы отправились на место и управились со всеми работами раньше, чем пришел приказ; это было еще до того, как мысль о личной ответственности проложила себе путь. Вначале было не так-то легко сломить эту привычку к «приказу», люди боялись ответственности. Но с течением времени план становился им все яснее и теперь никто не прячется за ограду своих обязанностей...
...Товарное сообщение удалось ускорить... Вагон, отведенный, на запасный путь, нечто гораздо большее, чем кажется на первый взгляд; он является очень большим вопросительным знаком. Кто-нибудь должен знать, почему он там стоит. Прежде нужно было 8 - 9 дней, чтобы доставить товар из Филадельфии в Нью-Йорк, теперь - 3 1/2 дня. Организация несет настоящую службу.

4)Была ещё такая байка про матроса на корабле царских времён. Из-за его небрежности возник серьёзный пожар. Но сам матрос проявил героизм при тушении этого пожара и катастрофы удалось избежать. Руководство наградило матроса за героизм и расстреляло за халатность.

Общие выводы следующие -

1)если есть возможность и знания предметной области, надо разбирать порядок действий. Симуляция бурной деятельности мало волнует, но у неудачи может быть слишком много родителей. Если сотрудник всё правильно сделал- ну значит не повезло. Разобрали полёты - есть за что - похвалили, если есть возможность - наградили.
Это особенно актуально для процессных работ, долгих работ (когда результата не видно), безнадёжных проектов (у Йордана было хорошо написано)

2)если в эти детали влезать не хочется- надо оценивать результаты на некотором промежутке (пирровые победы, случайные победы, после которых идут провалы и неудачи из-за неправильных рискованных действий всё равно вылезут).
И отмаза "Победителей не судят" может не проканать-  рискнул и удалось прорваться - молодец. А если на большем промежутке несем убытки, разбегается персонал, ну значит что-то тут не то.

3)Безинициативность и нежелание брать ответственность - это разумеется зло, но есть много случаев, когда иногда объективно решение не может приниматься сразу. Работа в поддержке, например много раз подкидывала такие случае, когда пользователь снимал свой  мегасрочный, мегаважный запрос, потому что через 10 минут сам уже разобрался.

4)И да, все эти логические конструкции и мотивационные механики -  очень яркие на военных примерах...

economics

Previous post Next post
Up