Психологическая Зрелость

Aug 31, 2013 14:20


Большая статья Елены Моник про архетип нарциссической травмы в свете юнгианской и экзистенциальной психотерапии или Трансформацию на пути индивидуации. Кто в курсе, тому может понравиться:)

Рассмотрев на всех предыдущих семинарах структуру зависимой личности, мы попытаемся теперь понять - каким же образом она претерпевает Трансформацию на пути индивидуации. В моем представлении эта структура очень близка к феноменам, описываемым как нарциссическое расстройство личности и нарушения идентичности. Потому что именно Нарцисс бесконечно зависит от наличия других как Зеркал, которые подтвердят его существование.

По Шварцу Н: Исходным «материалом», которое является фундаментом нарушенной личностной организации, служит такое «устройство» психики:

1. Слившееся Эго - Персона: преобладающая потребность - социальная восприимчивость. Персона становится жесткой маской, которая отрицает потребность в другом человеке.
Причем Персона не является индивидуальной - она требует всемогущества и совершенства, соответствия коллективным ценностям.
2. Тень - ее самые характерные черты: зависть и связанная с ней ненависть. Нарциссическая ярость не прощает травматических переживаний возникших из - за самооценки Эго. Злопамятность и зависть (ничего никогда не будет для меня, поэтому я буду вредить и мстить всем) хронически препятствует изменениям и интеграции Анимы - Анимуса.
3. Черный Маг - психический фактор, стремящийся установить контроль и служащий воплощением беспредельного величия. Он настаивает на полной определенности во всем, защищаясь от любого проявления спонтанности и случайности. Реальность приравнивает к своим мыслям и потребностям, что вызывает постоянную демонстрацию силы. Ему нужно «все знать» и все контролировать - архетип Яхве. Такому всемогуществу постоянно требуется зеркальное отражение, без которого появляется угроза самому существованию
4. Фальшивая невеста (спутница черного мага) - фемининная часть н. л. - все мысли и действия постоянно направляет на повышение самооценки, Необходимо постоянное подтверждение «что он (она) прекраснее всех на свете» - архетип Лилит. Вместо установления связи между Эго и Самостью, возвращает психическую энергию обратно Эго. Следовательно, человек всегда связывает все внешние события со своим Эго. Ей очень трудно проявлять свои страдания (это будет признаком слабости), поэтому она демонстрирует видимость своего благополучия (у меня все в порядке)

Все эти элементы у н. л. существуют в однородном конгломерате вследствие растворения эго в самости. В процессе трансформации этой структуры происходит круговой процесс одухотворения материального и материализация духовного с постоянным чередованием возрастания и убывания энергии.

Суть процесса трансформации НЛ:

1 стадия - трансформация мускулинности
Вспоминая миф о Нарциссе следует подчеркнуть, что Кефис - отец Нарцисса являл собой воплощение избыточной мужской силы и энергии - примитивной, неуправляемой и навязчивой, которая сама испытывает негативное влияние архитипической мускулинности. Соответственно - избыточная мускулинность - очень характерная черта самой НЛ. Ей свойственны - утрата связи с чувствами, способностью к бытию, навязчивая деятельность, садистская контролирующая энергия, блокирующая индивидуальное сознание Персона Нарцисса постоянно требует отзеркаливания (заткнись и слушай) со свойственным демоническим стремлением к власти. Сущность мускулинности НЛ - в слиянии с Самостью и инфляции.
Терапевтическими шагами к преобразованию ее в Мускулинное Проникающее Сознание могут стать:
- осознавание зависти и фрустрированной эксгибиционистской (тщеславной) потребности - это и есть -Тень
- принятие незнания как постоянно существующей реальности
- отказ от постоянно склонности проявлять себя наружу - советовать, наставлять, итп.
- уход в интроспекцию и рефлексию

2 стадия - Трансформация фемининности
Мать Нарцисса - Лириопа поглощена собой и совершенно нерефлексивна
Эхо же являла собой саму уступчивость и. податливость (потому и умирает)
Появление же настоящей фемининной проникающей энергии наступает именно через переживание насилия и вторжения мужской силы и характеризуется:
- снижением уступчивости
- ростом внимания к телу, которое ставит ограничения в инфляции
- внимание к внутренней мудрости, совершенно отличающейся от знаний хорошо дифференцированного Анимуса
- совладание со страхом наслаждения - именно этот страх лежит в основе цепляния за болезни, депрессии и внешне мазохистическое состояние
- принятие дионисийских энергий, которые прямо противоположны нарциссическим. Дионисийские энергии утрачиваются у ребенка при вступлении в мир объектов. А возрождаются при соединении тела и сознания. Но именно это состояние целостности и вызывает бессознательный ужас, т. к в этот период ребенок утрачивал растворение в матери
- рост доверия
- появление сильной эротической энергии

Самость человека, по мнению Шварца, желает прожить свой жизненный эксперимент, а НЛ очень этого боится. Осознать желания Самости можно только через Тело

В итоге трансформации возникает такая структура:
1. Эго расстается с Персоной и становится носителем личной идентичности. Появляется способность ощущать и выражать потребность в другом человеке, осознавать гнев и выражать в приемлемой форме, осознает свои зависть, ничтожность как естественные человеческие переживания
2. Тенью в новой структуре становится само нарциссическое расстройство. Таким образом нарциссические черты - эксгибиционистская грандиозность не исчезают совсем, а становятся для новой личностной структуры потенциально регрессивными.
3. Позитивный Дух - вместо черного мага: Самость ощущается как источник Эго, как отец и сын. Одновременно. возникает позитивная констелляция: puer - senex. Навязчивая деятельность превращается в рефлексивную.
4. Истинная Душа (вместо фальшивой невесты): у страданий появляется позитивный смысл, способность Быть приобретает истинную ценность, отношения, а не правота становятся по - настоящему ценными. Вместо желания демонстрировать себя появляется желание заботиться о душе. Развивается способность к эмпатии. .

Эго приобретает новое качество - растущее осознание собственной непроницаемости. Оно чувствует, соединившись с Самостью, интенсивную жизнь и обладает собственной энергетической аурой, которую само же и выделяет. Оно начинает «видеть» и «знать» и это означает что восстанавливается способность присущая каждому ребенку, который видит души своих родителей. . Человек начинает доверять своему взгляду и у него отпадает необходимость в паранойяльных защитах. Теперь Эго очень часто занимает позицию созерцания, потому что именно в молчании и тишине оно способно «видеть».

В процессе трансформации возникает много гнева, связанного с потерей ощущения всемогущества и этот гнев должен быть переработан, чтобы Эго перестало идентифицироваться с ребенком - мазохистом. Такая прочное цепляние за этот внутренний интроект происходит оттого, что ребенок - мазохист имеет свою территорию, пространство, которое можно сравнить с материнскими объятиями.

Растворение привычных нарциссических защит, которые охраняли личность от переживания чувств, и прежде всего депрессивных. Соответственно успешное переживание депрессии совершенно необходимо для интроекции проекции Самости (Кляйн). Возникает ощущение тревоги и важно, чтобы человек мог отнестись к ней объективно, т. е признать за ней право на существование, не отождествляя себя с ней. Очень часто во снах и других событиях появляется образ матери, который следует интерпретировать как собственную Тень - завистливую и садистическую. Только тогда можно ожидать появление радостного «внутреннего ребенка»

Изменения, связанные с Персоной. Каждая Нарциссическая личность обычно очень идентифицирована с Персоной. Их 2 характерных крайностей: одна - та, которая вызывает жалость и надеется быть принятой, другая - эстетически одинокая и отчужденная. Теперь человек знает, что он носит эту Персону и зачем, а не живет, слившись с ней и разрушая себя. То что раньше было ядом, становится полезным инструментом. Эго становится оживленным во взаимоотношениях с людьми и получает осознание владений Богини. Прелесть власти, которой обладает Богиня, заключается в том, что она не ценит одно выше другого, а принимает все рядоположенные двойственности.

Следует помнить по мнению Шварца, что зависимое (нарциссическое ) расстройство личности -не только следствие материнской депривации в детстве. Он представляет собой архитипический паттерн.  Жизнь и психика становятся единым целым!!

Понятие Суверенности

Развитие человека всегда предполагает усиление его субъектности, . т. е способности к спонтанной активности, принимающей форму отчетливых предпочтений в виде действий по отношению к психологическому пространству.

Зрелость как период подведения определенных итогов часто сопровождается кризисом с пересмотром основных экзистенциальных вопросов: о смысле собственного бытия, смене идентичности, пересмотру границ психологического пространства. Важнейшим критерием психологической зрелости является личностная суверенность (ЛС)
Под ЛС подразумевается внутреннее эмоциональное согласие человека с обстоятельствами его жизни. Суверенность проявляется в переживании человеком аутентичности собственного бытия, уместности, уверенности в том, что он поступает соответственно собственным желаниям и убеждениям.

Зависимая же позиция личности характеризуется тем, что человек поступает, следуя логике обстоятельств и воле других людей. Доминирующими переживаниями при этом будут ощущение подчиненности, отчужденности, фрагментарности собственной жизни: человек ощущает себя или на «чужой территории» или не в своем времени. Суверенность личности проявляется в отношении персонализированной части среды - психологическому пространству (ПП) личности и ее границ

Границы ПП человека - это физические и психологические маркеры, отделяющие область личного контроля и приватности одного человека от другого.
Функции психологических границ :
1.    на границе с миром рождается Субъектность, они показывают где заканчивается Я и начинается кто - то другой
2.    определяют личную идентичность - т. е способы самовыражения и самоутверждения. При нарушении функции - размытая идентичность
3.    устанавливая границу, человек создает возможность и инструмент равноправного взаимодействия. Зрелые контакты осуществляются именно на границе, где сохраняется разделение друг от друга, а возникающее объединение не нарушает цельность личности. При нарушении функции - контакт подменяется либо пассивной манипуляцией либо агрессивным неуважением к другому
4.    селекция внешних влияний и защита от разрушительных воздействий. Нарушение функции приводит к позиции жертвы
5.    определяют пределы личной ответственности. Нарушение этой функции приводит к: сверхответственности и психическим перегрузкам, невротическому чувству вины, инфантилизации окружающих, неспособности обратиться за помощью

Слабость ПГ влечет за собой неспособность человека стать автором своей жизни. » варианта:
1. уязвимость в отношении социальных воздействий, притязаний на личную собственность и территорию, мировоззрение и тело. Для этих людей характерно депривированное (лишенное)личное пространство
2. отсутствие внутренних сдерживающих сил перед внедрением в пространство других людей. Для таких людей характерно собственное сверхсуверенное пространство, т. е пространство с ригидно закрепленными границами

Зрелость характеризуется наличием суверенного собственного психологического пространства с прочными границами, которые он передвигает по собственному усмотрению с учетом интересов других людей.

Социально - психологическая зрелость (теория Роберта Зелмана).
Социализация ребенка -это научение его смотреть на себя глазами обобщенного Другого. «В процессе коммуникации индивид должен стать другим прежде, чем становиться собой». Соответственно соц - психологическая зрелость трактуется как способность к рефлексии, понимать и принимать точку зрения других, как соотнесенность позиций, способность к децентрации и эмпатии и чувству доверия, а незрелость как эгоцентризм. Также важным является достижение уровня постконвенциональной морали. Современные тенденции психологии склонны трактовать человека как незавершенный проект - при этом зрелость рассматривается как обратимое состояние - она может быть утрачена и вновь приобретена, а может быть так и не достигнута до конца жизни

Зрелая интегрированная идентичность и Я - концепция характеризуется конгруэнтностью всем опытам индивида, когда «все сенсорные и висцеральные опыты допускаются к осознанию через точную символизацию и организуются в единую внутренне согласованную систему, которая является структурой «Я» (К. Роджерс). Такая ассимиляция всех опытов во взаимосвязи с Я - концепцией приводит:

- к большой свободе от внутреннего напряжения
- психологической приспособленности
- большей открытости
- спонтанности поведения, т. е. способности непосредственно выражать внутренние желания и установки

Противоречивость, фрагментированность Я - концепции препятствует формированию устойчивых личностных предпочтений (внутренней мотивации) и ведет либо к зависимости, либо к отчуждению.

Спонтанность (по Маслоу) - глубинная, сущностная характеристика зрелой или самоактуализирующейся личности. Она означает не бесконтрольность и импульсивность (как доличностный уровень развития), а простоту, естественность и неконвенциональность. При этом неконвенциональность не означает нарушения норм. Она обнаруживает себя только в тех ситуациях, которые построены на стереотипах, искусственно созданных препятствиях, необоснованных правилах и заблуждениях.

Спонтанность возможна именно потому что человек умеет четко осознавать свои собственные желания, импульсы и предпочтения. Причем мотивы зрелой личности строятся не столько на потребностях «дефицитных уровней», сколько на мотивах роста.Характерная черта Спонтанности (в отличие от импульсивности) - ее обусловленность намерением или внутренней мотивацией (а не внешней). Современные исследования мотивации резюмируют, что ведущей особенностью внутренней мотивации является ее функциональная направленность, которая состоит не в редукции напряжения, а в удержании этого напряжения, вызванного соответствующими намерениями. Согласно Олпорту, лишь мотивы нужды основаны на на восстановлении гомеостазиса, тогда как высшие мотивы, т. е развития не подчиняются этому принципу. Внутренняя мотивация направления не на достижение цели или состояния, а на сам процесс, который сопровождается ощущением эффективности, расширением компетентности, ощущением себя источником изменений в мире. Связь личностной зрелости с внутренне мотивированным поведением проявляется в том, что собственно активность человека становится относительно автономной деятельностью, независимой от внешних источников стимуляции

Границы спонтанного поведения определяются интегрированностью и устойчивостью Суперэго (О. Кернберг). Имеется в виду наличие такого внутреннего цензора, когда есть прочное ядро нравственных принципов и гибкая периферия, чувствительная к адекватности / неадекватности внешних требований. Суперэго регулирует уровень спонтанность. Усиление Суперэго повышает контроль поведения, ослабление усиливает импульсивность. Во обоих случаях происходит снижение (!!)уровня спонтанности, что влечет за собой снижение уровня зрелости. Специфический для зрелой личности контроль отличается таким образом направленностью не на регуляцию напряжения или блокирование поведения, а на соответствие поведения -актуальному мотиву и контроль внешних для этого помех. Он включен незаметным образом в сам процесс поведения и умерен по интенсивности

Еще одним критерием зрелости признается феномен Жизнестойкости (hardiness)
Автором теории является Сальвадор Мади.
ЖС понимается как одна из наиболее интегральных характеристик личности. Определяется способностью к получению и осмыслению обратных связей от внешнего мира
Предполагает признание человеком своей уязвимости и своих возможностей

Определение (Мади) - жизнестойкость это катализатор поведения, который позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности.
ЖС определяется тремя личностными аттитюдами:
- 1. вовлеченности (commitment), а не ухода или отдаления от жизни
- 2. ответственность -поиск путей влияния на результаты стрессогенных изменений (в противоположность беспомощности и пассивности)
- 3. вызов (challenge) - восприятие ситуаций как вызова и испытания лично себя.

Мади указывает что существует всего 2 Пути развития личности :
1. Индивидуальный (неизвестность)
2 Конформистский (неизменность)

1 - это поиск собственного смысла событий, выбор в пользу будущего, в итоге -множество новых способов понимания своего взаимодействия с миром, активная работа символизаций, воображения -в поиске решений
2- собственные психологические потребности -источник тревоги и подавления. Принимает смысл, накладываемый на него обществом и телом, которые воспринимает как абсолюты, требующие от него подчинения или служения буз возможности выбора.

Hardiness является общей мерой психического здоровья

Интересна концепция Зрелости, предложенная Шарлоттой Касл.

Она использует термин «Различение», введенный Мюрреем Боуэном (семейным терапевтом) и термин Слияние. Именно эти два понятия «Слияние - различение» и описывают континуум от зависимости, инфантильных паттернов к зрелости. Это движение. По мнению Касл и есть процесс эволюции и росту духовности личности, продолжающийся всю нашу жизнь.

Различение - означает способность поддерживать свою идентичность, вступая в тесную связь с другими людьми или конфликтуя на почве убеждений: различая вы способны ощутить покой внутри себя и не попадать в плен эмоций других людей, не подвергаться влиянию их мнений и настроений. В то же время - это открытость другим людям. Различение порождает честность и чувство ясности. Духовность и различение - это 2 способа понимания одной и той же концепции.

Слияние - обратный процесс, означающий психологическое, а иногда и физическое смешение с проявлениями Эго других людей. Если они остались без работы, мы читаем объявления о найме (именно это во многих семьях принимают за любовь). Если ты не расстроен, когда я расстроена, то ты меня не любишь. Если ты не хочешь секса, когда я его хочу, то ты меня отвергаешь. Находясь в слиянии (где все правильно или неправильно), различение воспринимается как угроза. Слияние очень далеко от истинной близости.

Эго, которое любит делить все на правильно и и неправильное, может решить, что слияние - плохо, а различение - хорошо. На самом деле это просто то, что есть на данный момент.

Характеристики Слияния:

1. Потеря себя в близких отношениях: предугадывание желаний, отслеживание поведения партнера, чтобы ему угодить, беспокойство о том, что о вас думают
2. Негативное влияние настроения другого на ваше настроение и отношение к себе.
3. Оценка собственной ценности по внешним критериям: похвала, образование, деньги, соц. статус.
4. Бессознательные детские реакции на основе чужих мнений или травм детства: вспышки страха, обиды, боли, злости, но более интенсивные чем ситуация требует
5. Обвинение других: мы принимаем людей и мир как внешних по отношению к нам, тех кто «делает что - то с нами» вместо того, чтобы осознавать собственное участие в драматических ситуациях и личных проблемах.
6. Самооправдание перед критикой, иных мнений или подходов
7. Необходимость быть всегда правым или постоянно считать себя неправым.
8. Зависимость от других в плане внешнего удобства и эмоционального комфорта.
9. Неспособность делиться или мысли о том, что человек должен каким - то образом возвращать вам отданное
10. Представление себя праведником или страдальцем, точка зрения - что жизнь полна боли
11. Навязчивое поведение
12. Изменение нашей личности или поведения в угоду партнеру.
13. . Потребность постоянно кого - то спасать, волноваться за кого - то, чрезмерно включаться в их проблемы
14. Поддержание болезненных жестоких, бессмысленных отношений из страха или нежелания остаться в одиночестве.

Характеристики Различения:

1. Искренность - способность определить собственные желания и сказать «да», «нет», «может быть», выразить свои чувства даже перед лицом неприятных последствий
2. Способность оставаться в себе, независимо от воздействий на нас чужих тревог и беспокойств. Мы можем сопереживать и помогать, но при этом эмоционально не вовлекаться в гнев, депрессию и иные проблемы близкого человека. Вместо того, чтобы впитывать эти чувства или ощущать ответственность за чужие проблемы, мы можем сгладить их, дать полезный совет и оставаться простыми свидетелями происходящего, проявляя при этом любовь
3. Удержание собственной ценности и своих ценностей - наша самооценка остается неизменной перед лицом побед и поражений. Успеха и падения, боли и радости
4. Улучшение своих качеств через размышление и экспериментирование
5. Поиск и осмысление своих ценностей, часто сопровождающийся отказом ориентироваться на то что мы выучили в школе, в семье. Обучение доверять собственной внутренней мудрости
6. Отсутствие заведомого предубеждения к различным верованиям, теориям и развитию событий. Разница во мнениях - это естественно и нестрашно. Проявлять любопытство: как это убеждение работает. Как оно помогает другому человеку, что же оно на самом деле значит
7. Осознание искушений на Пути: своих и чужих. Сюда относятся попытки контроля, манипулирования. Точно также мы отслеживаем свою мотивацию и не обманываем себя. Не скрываемся на заигранной невиновностью, обаянием, простотой.
8. Сосредоточенность на своем внутреннем мире: размышлять и анализировать свои поступки :как я способствовал разрешению этой ситуации, как справился с этой скучной сексуальной жизнью, почему я остаюсь таким недалеким и злым человеком. Мы умеем признавать свои ошибки, извиняться, если это необходимо, прерывать отношения, если они наносят нам какой - то вред.
9. Способность просить о поддержке или предоставлять ее другим, не чувствуя себя слабым или уступчивым. Мы принимаем нашу человечность и право на ошибки. Мы позволяем другому испытать счастье поделиться с нами своей силой и помочь нам.
10. Способность давать не из долга и не ощущая что отдаем часть себя: испытываем удовольствие от щедрости своей души, свободной от корысти и ведения подсчетов.
11. Ясное видение других -не оценивать по категориям, не требовать их изменений. Учимся принимать других такими как они есть
12. Умение успокаивать себя в стрессовых ситуациях и справляться со сложностями. . Осознавать смысл трудностей, посмотреть на ситуацию со стороны, сохранять самообладание.

Обретя способность различения, мы переходим от страха к восторгу, от общения на расстоянии - к близкой связи, от чувства незащищенности к уверенности, от подавляющей серьезности к легкому настрою. . Мы можем взглянуть на себя со стороны с добротой, любопытством и чувством юмора. Мы создаем прочную основу для здоровых наполненных отношений

В центре Зрелого Эго по мнению Вудман, стоит ДОВЕРИЕ:
« Доверие ведет к компромиссу. Растворение в компромиссе требует женственного сосуда, достаточно крепкого, чтобы добровольно выбрать подчинение власти неизвестного. Мир компромисса - это мир метафоры, мир Игры. А Игра - это всегда скачок в Вере»

Упражнение Анализ личного мифа (по Холлису)
Составить три столбика: Мама, Папа и Я (сегодняшний), а в строку ответить для каждой позиции на 5 вопросов. Все вопросы - не про то, что было на самом деле, а что вы - сегодняшний думаете об этом.
1. Что в основном волновало, заботило, беспокоило вашу маму, папу, вас теперь?
2. Что приносило больше всего удовольствие?
3. Как ваша мама (папа) понимала свою основную роль в социуме?
4. В чем у них было ощущение связи с трансцендентным? С какими всечеловеческими ценностями, большими, чем я сам? Куда реально вкладывалось больше всего энергии?
5. Придумать девиз повседневной жизни, как вам кажется.

Это упражнение очень просто, но оно начинает «тормошить» бессознательное и полезно его делать несколько раз - с интервалами - и каждый раз будут все более глубинными ответы.  Подлинный Миф и будет в субъективном прочтении ребенком (вами) ведущих идей.

Существует 3 ведущих паттерна:
1. повторение родителей
2. гиперкомпенсация родителей
3. попытка выработать собственный план жизни, осознанно разобравшись

Посмотрите на свои ответы и поймите - какому паттерну вы следуете.

сценарий жизни, модели, экзистенция, архетипы, рекомендую, психотерапия

Previous post Next post
Up