Оригинал взят у
qualar в
О вкусной и здоровой жизни ) Наверное, у каждого человека, приходящего впервые на прием к психотерапевту, или же посещающего его уже какое-то время хотя бы раз было такое сказочное, почти волшебное ожидание. Что, вот, сейчас психотерапевт возьмет с полки какую-нибудь особенно крупную книгу с множеством желтоватых от возраста, запыленных страниц.. И откроет ее
на какой-то совсем не начальной странице, а где-нибудь в середине, или даже во второй половине, ближе к концу, возможно.. И, сделав многозначительную паузу, внушающим безграничное доверие голосом зачитает решение моей проблемы. И от этого сразу станет так ясно, голова посвежеет, мысли потекут стройными рядами, на душе станет легко и спокойно и настроение вместе с самооценкой взлетят на немыслимую высоту. И, что немаловажно, делать для всего этого ничего нужно не будет. Все произойдет как бы само по себе, просто от самого факта слушания этого текста.
Как говорил один мой знакомый: "Волшебной таблетки не существует. Но, даже если она существовала, ее уже давно съели". В каждом из нас живет по-своему прекрасное детское ожидание, что нечто разрешится само собой. Или же с помощью какой-то значимой фигуры, личности, которая избавит нас и от необходимости трудных действий, и, вместе с этим, от ответственности. Как ребенок, которого уже один или два раза приходили в комнату ранним утром будить родители, все равно продолжает нежиться в постели и спать, рассчитывая, что если ничего не делать слишком уж активно, то про него, как минимум, забудут, и все образуется само собой. Что характерно, с высочайшей вероятностью не забывают.
В книгах, которые часто у нас в двадцатом веке выходили под грифом "О вкусной и здоровой пище", все было расписано досконально. Какие продукты и чем полезны, когда их нужно употреблять, каков должен быть распорядок приемов пищи, что с чем можно сочетать и т. д. Просто бери и применяй, есть четкий план, и задача сознательного гражданина - просто его придерживаться. И часто бывает так, что и к такому "блюду", как Жизнь (если уж применять гастрономические сравнения), люди подходят с желанием получить четкий план. А, если уж, в этой жизни есть проблемы, трудности, кажущиеся безвыходными ситуации, или даже болезни и страдания, то тут уж точно без плана, без рецепта, без поваренной книги не обойтись. И от психотерапевта тоже порою ждут, что он выступит этаким наемным поваром, который приготовит нужное блюдо быстро, легко и доступно, и вручит его в торжественной обстановке под звуки фанфар. "Сектор "Приз" на барабане!!" - выражаясь словами одного известного телеведущего.
В реальности же работу психотерапевта и работу с психотерапевтом можно сравнить с названием другой телепередачи на гастрономическую тематику - "Готовим вместе". Совместное приготовление блюда своей жизни, своего здоровья, своего эмоционального равновесия и множества других,дает пациенту возможность научиться это делать самому и обрести через это ответственность за свою жизнь, а вместе с ней и свободу и независимость. Каждый случай работы с пациентом - это, скорее, совместное исследование проблемы, трудности, в котором на выходе получается найти уникальное и подходящее только этому человеку хорошее решение.
Если же и попадаются такие повара, которые говорят: "Без меня вы не справитесь, только я знаю рецепт вашего блюда", возможно это повод задуматься, а не заманивают ли вас мягкой лапкой в темный лес?
Хотя, конечно, есть множество опыта, накопленного людьми за время существования разумной мысли. И тот же психотерапевт имеет свой опыт работы с различными случаями, и в проблемах людей часто бывает много общего. И, если уж, и приводить какие-то подобия "советов" на тему вкусной и здоровой жизни - жизни гармоничной, осмысленной, за которую не будет "мучительно больно" - , то я привел бы идеи австрийского психиатра Альфреда Адлера на тему ключевых жизненных задач, которых он выделял четыре:
1. Найти близких людей и установить с ними контакты. - На самом деле, достаточно найти одного такого человека, даже если придется по примеру Диогена днем ходить с фонарем по улице. Это стоит того.
2. Выстроить свою семью.
3. Найти свое дело.
4. Выстроить взаимоотношения с самим собой.
Как сказал на одной из терапевтических групп, в которой мне посчастливилось быть, питерский экзистенциальный психолог Сергей Братченко: "Лучшее, что мы можем дать нашим детям, - это умение решить эти четыре задачи".
Можно дать это детям, а можно и обрести самим.
И, напоследок, завершая гастрономическую тему. Если готовить блюдо своей Жизни, исключительно следуя букве поваренной книги, не отступая ни на шаг и всегда сверяясь только с ней, то можно вместо насалждения получить то, о чем писали в свое время Ильф и Петров в "Золотом теленке": "Александр Иванович не ел, а питался. Он не завтракал, а совершал физиологический процесс введения в организм должного количества жиров, углеводов и витаминов.". Довольно скучное дело.