Оригинал взят у
verbarium в
Покой и воля.
Поразительно самоупоение - самомнение - воли. Волящему кажется, будто, осуществляя волевой акт, он хозяин своей воли, творец собственной свободы. Тогда как воля зрелого (да и просто едва пробудившегося к бытию (очнувшегося в бытии) существа уже конгломерат разнообразных, разнонаправленных и разновременных волений, превращающихся, как правило, в один неосознанный порыв желания, намерения, жажды, поступка. Так называемая "личность" осознает (если осознает) это движение воли как личное побуждение, поток самопорожденной волитивной энергии. Тогда как она сама всецело порождена всей суммой, всей беспрерывной каузальностью прошлых и настоящих волевых импульсов, и никогда не известно во что выльется каждое следующее проявление этой "личности" - в мысли, слове, действии. "Личность" - простой нарыв на текучем теле становления - всеобщем абсцессе феноменального. Когда гнойник прорывается, это называют "аффектом", преступлением", "страстью", в предельном протяженном выражении - "жизнью".
Существо явилось, т.н. "табула раса", вся записанная в несколько несмываемых слоев страстными письменами его прежних жизней. Что можно противопоставить этому спонтанно рвущемуся наружу опыту, кроме как не постоянный самоконтроль, внутрь обращенное самосозерцание? Есть метод. Для этого надо увидеть свою "личность" извне, "себя" как "чужого", что невозможно без исходной установки на "саморазрушение". Ясно, как должен отнестись к этому "цивилизованный" человек, пребывающий во всеоружии своего незнания. На самой глубине своего невежества.