Оригинал взят у
kata_rasen в
. Почему аутистическая личность - это персонаж, зависший на оральной стадии? В течение первого года жизни он пребывает в первичном симбиозе с матерью - практически совершенно безличностной, отражающей и осуществляющей его потребности, дарящей ему иллюзию всемогущества и ощущение уюта, гармонии и безопасности. Дальше должен произойти переход на следующий этап, когда человек сталкивается с правилом, требованиями, необходимостью ограничивать и контролировать себя - для начала, в области функции мочеиспускания.
Его ставят перед конфликтом - если раньше он был любим вообще, то теперь он будет любимым, когда ведёт себя согласно правилу. В норме человек поддаётся этому шантажу и выбирает следование правилу ради сохранения отношений. Для этого он должен во всяком случае частично отказаться от того, чтобы делать, что ему хочется. В норме с этого момента человек начинает учиться врать. Он может врать или окружающим, делая вид, что подчиняется правилу, а на самом деле не подчиняться, или он может врать себе самому, убеждая себя, что не хочет того, что на самом деле хочет. Или он может делать и то, и другое, как оно обычно и бывает. В дальнейшем весь процесс социализации состоит в том, что те или иные группы шантажируют человека, угрожая ему отказом в любви и принадлежности, а он делает ещё что-нибудь, что ему не хочется, чтобы оставаться среди людей и быть принятым.
Аутистическая личность не принимает требования подчиняться правилу. Поскольку мать перестаёт быть абсолютно подвластной и также начинает чего-то требовать, то на этом месте возникает базовая обида на мать, уничтожившей состояние симбиоза и принявшей сторону внешнего требовательного мира. Эта обида затем окрашивает все дальнейшие отношения с матерью, обрастает сложным рационализациями, но по сути коренится на неудовлетворённом желании тотально обладать ей как полностью безличной и всепринимающей. Также это накладывает отпечаток на все дальнейшие близкие отношения, поскольку они окрашиваются ожиданием катастрофы (повторного "изгнания из рая") и готовностью немедленно прервать их, как только они сделаются угрожающими из-за требований другого человека и вообще проявлений того, что он отдельная независимая личность.
Аутистическая личность будет желать обладать объектом тотально или не обладать вовсе, потому что только так можно избежать повторения катастрофы. Отсюда, например, будут возникать фантазии об обладании объектом после его смерти. Или же объект абстрагируется до такой степени, что реальные люди предстают лишь как его частные случаи и в этом качестве вполне взаимозаменяемы, поскольку отношения выстраиваются не с ними, а с идеей, которую они символизируют. Что касается проявлений, которые оказываются объектом требований, то когда они обретают этический смысл (становятся из простого осуществления потребности чем-то дурным), возникает анальная агрессия. Если нечто дурно, это может быть использовано как средство протеста. Если раньше ребёнок писал просто, теперь он станет писать "из вредности". Это уже активный протест против правила. В последующей жизни человек будет использовать то, что для него просто естественно, как средство агрессии, если столкнётся с сопротивлением. Это трикстер, Локи, который не то что бы злобен сам по себе, но становится крайне мстительным, когда его отвергают.
Если внешнее давление слишком сильно, человек может исключить какие-то области собственного бытия из своего "я". Когда ему не удаётся отстоять своё право свободно распоряжаться собственным телом, он отчуждает тело. Та же судьба может постигнуть эмоциональные реакции. Впоследствии это будет иметь вид проблем с ощущением и выражением телесных и эмоциональных потребностей, но такой ценой достигается ощущение, что во всяком случае в той области, которая осталась не отчуждённой, человек полностью хозяин сам себе. Отношения с отцом нарушаются в силу того, что отец возникает как олицетворение фундаментально враждебного правила, а также как тот, кто претендует на мать, которой ребёнок хотел бы тотально обладать сам, и сторону которого мать принимает. Отец оказывается виноватым в потере рая, потому что он есть правило, а мать - потому что она согласилась с этим правилом.
Аутистическая личность, изначально не приняв мира, наполненного правилами, затем проецирует на него это чувство неприятия и всю последующую жизнь обитает в нём, ощущая себя чуждой ему. Потерянный рай не может быть возвращён в том виде, в каком он существовал, но далее аутистическая личность будет пытаться его реконструировать. В достаточно патологическом варианте мы увидим уход в психоз, где можно снова чувствовать себя всемогущим. В чуть менее патологичном варианте человек заменит мать абсолютно предсказуемой и подвластной ему средой, некоторой "внутренней Монголией". Она должна быть полностью защищена от вторжения других людей, безопасна и гармонична. Образ Флоры из "Отягощённых злом" - это коллективный вариант "внутренней Монголии", такая же среда, но созданная сразу для многих людей. Обыкновенно же это принимает вид ритуалов, стереотипных игр и т.п. Страхи перед любыми переменами, нарушениями режима, незнакомыми местами, незнакомыми ситуациями - это проявления ужаса перед необходимостью выйти из состояния симбиоза и столкнуться с внешним миром, который непредсказуем, требователен и угрожает личным границам.
Страх перед отношениями с другими людьми - это страх перед болью, которую причиняет изгнание из райского симбиотического состояния. Нонконформизм - проявление протеста против выхода из симбиотического состояния и взаимодействия с требовательным миром. Неспособность к чувству привязанности возникает как защитная реакция, оберегающая от боли и страха, связанных с отношениями. С другой стороны, поскольку аутистическая личность изначально принимает сторону своей целостности, то сохраняет большую степень контакта с собственным "я". Она может терять из сознания некоторые области, потому что они для неё слишком болезненны, но не будет терять того, что является социально неприемлемым, как это происходит в норме. Свободно действуя в пространстве, которое для других людей является запретным, пугающим и неизвестным, аутистическая личность становится символом души, обыкновенно отвергаемой ради возможности жить среди людей.
Впрочем, остался ещё интересный вопрос: а почему отдельно взятый годовалый индивидуум отказывается подчиняться среде? Какими свойствами должен обладать он (или его родители, среда)? Почему с одними это происходит, а с другими - не происходит?