Создание туннелей реальности

Mar 27, 2015 09:45

Оригинал взят у olegmatveev в Создание туннелей реальности
Наши модели вселенной - наши фразеологии и игры - имеют по крайней мере следующие ограничения:


1. Генетика.
Так уж получилось, что наша ДНК произошла от ДНК приматов. Она до сих пор имеет 98-процентное сходство с ДНК шимпанзе и 85-процентное - с ДНК южноамериканских паукообразных обезьян. Поэтому у нас, в принципе, та же анатомия, что и у остальных приматов, такая же нервная система, почти такие же органы чувств и т. д. (Наша более развитая кора головного мозга позволяет нам выполнять некоторые “высшие” или более сложные ментальные функции по сравнению с другими приматами, но наше восприятие в значительной степени остается в пределах нормального для приматов.) ДНК и производный от нее нейро-сенсорный аппарат создает то, что этологи называют немецким словом umwelt1. Это “мировое поле”, то есть окружающий мир, как он воспринимается данным субъектом.

2. Импринты.
Кажется, у животных бывают краткие периоды “импринтной уязвимости”, когда нервная система может неожиданно создать некий личный туннель реальности для самой себя. Импринты связывают нейроны в рефлексные сети - связывают, похоже, на всю жизнь. Фундаментальные исследования импринтирования (например, исследование, за которое Лоренц и Тинберген разделили Нобелевскую премию в 1973 году) показали, что статистически нормальный гусь импринтирует свою мать - то есть начинает отличать ее от других гусей - вскоре после рождения. Этот импринт создает нейронную “связь”, благодаря чему и сам гусенок привязывается к матери. В моменты уязвимости импринтироваться может буквально что угодно. Лоренц, например, описал случай, когда гусенок в отсутствие матери импринтировал шарик для пинг-понга. Он повсюду следовал за шариком, устраивался к нему поближе, а когда достиг половозрелого возраста, попытался вовлечь шарик в половые отношения. Другой гусенок импринтировал самого доктора Лоренца - с теми же роковыми последствиями.

Но генетика и импринты - это еще не все “программное обеспечение” для наших “я” и наших воспринимаемых вселенных. Следует также упомянуть:

3. Кондиционирование.
В отличие от импринтирования, при котором единственного переживания достаточно для установления постоянных нейронных связей, кондиционирование требует многократных повторений одного и того же переживания и при этом не устанавливается навсегда. Любой бихевиорист знает, как можно снимать кондиционирование при помощи контркондиционирования, но один лишь доктор Тимоти Лири утверждал, что он знает, как снимать импринты. (Интересно отметить, что нынешние законы запрещают ученым повторять и подвергать проверке эксперименты доктора Лири. Застигнутым при попытке повторить его исследования угрожает тюрьма. Похоже, что инквизиция вовсе не умерла 170 лет назад - это такой же миф, как и то, что церковь сейчас отделена от государства, миф, никакие связанный с действительными методами “нашего” правительства.)

4. Обучение.
Как и кондиционирование, обучение требует многократного повторения. Но, кроме этого, оно требует еще и мотивации. Вот почему обучение, похоже, играет менее важную роль в человеческом восприятии и формировании убеждений, чем генетика и импринтирование, и гораздо менее важную, чем кондиционирование. Сейчас, в 1990 году, похоже, все змеи воспринимают практически один и тот же туннель реальности - с весьма незначительными импринтированными различиями. Млекопитающие демонстрируют больше различий в своих туннелях реальности, в том числе больше различий, связанных с кондиционированием и обучением. (Истории об “умных собаках”, которые можно найти в газетах, свидетельствуют как раз о том, что данный конкретный пес импринтировал модель мира, непохожую на модель любой другой собаки.)

Похоже на то, что мы, люди, сильнее отличаемся друг от друга, чем представители любого другого вида млекопитающих, благодаря развитым коре и лобным долям нашего головного мозга, а также благодаря тому, что у нас детство длится очень долго (это, по-видимому, позволяет нам получать больше импринтов, причем импринтов более необычных).

Полный текст

модели, Уилсон, эволюция

Previous post Next post
Up