Правила дискуссии

Feb 25, 2015 10:26

(с) Игорь Зайцев
Руководство по ведению уважительной, конструктивной и развёрнутой философской дискуссии

Составлено Дэвидом Чалмерсом. Оригинал тут. Перевод в меру сил сделал я, Дарья Чирва любезно поправила ошибки и предложила ряд улучшений.

Указания, следующие далее, касаются главным образом устных философских дискуссий, ведущихся в формальных обстоятельствах: на коллоквиумах, конференциях, семинарах, учебных занятиях и т.д. Многие из советов также приложимы (до известной степени) как к неформальным философским дискуссиям, так и к дискуссиям вообще.

Конкретные правила служат средством для усиления более общих норм уважительного, конструктивного и развёрнутого поведения. Это не категорические требования, существуют ситуации в которых эти нормы можно нарушить (ситуации, в которых уместно быть неуважительным, деструктивным и отталкивающим), но тем не менее во многих случаях они полезны и уместны. Философским сообществам рекомендуется подогнать и модифицировать это Руководство для своих целей как им представляется сообразным.

Всё ниже приведённое в высшей степени незавершённый труд. Предложения по добавлениям, сокращениям и исправлениям более чем приветствуются. Мы уже должны поблагодарить многих философов за их вклад.
I. Нормы уважения
  1. Будьте доброжелательны.
  2. Не прерывайте (говорящего).
  3. Не представляйте возражение как полное опровержение (всегда допускайте возможность ответа на возражение).
  4. Не будьте недоверчивым.
  5. Не закатывайте глаза, не корчите рожи, не смейтесь над участниками и т.д., в особенности над сидящими на противоположной стороне. (Допустимы исключения для сигнализирования председательствующему о нарушениях порядка.)
  6. Не общайтесь с соседями параллельно основной дискуссии.
  7. Признавайте идеи вашего собеседника.
  8. Возражайте на тезис, а не человеку.
II. Нормы конструктивности
  1. Возражения -- дело хорошее, но также всегда хорошо быть конструктивным, встраиваться в замысел докладчика или даже укреплять его позицию. Даже возражения часто могут быть приведены к конструктивному виду.
  2. Даже если возражение деструктивно (но с уважением к разрушаемой позиции), оно нередко помогает обнаружить конструктивное понимание, предполагаемое возражением.
  3. Если по вашему разумению тема обсуждения пуста и бесполезна, подумайте дважды, прежде чем задавать свой вопрос.
  4. Задавать вопросы о предпосылках темы (или области исследования в целом) совершенно нормально, но если обсуждение этих вопросов начинает подавлять другие -- это может быть непродуктивно.
  5. Не следует продавливать (не важно -- в одиночку или коллективно) одно и тоже возражение до тех пор, пока докладчик не признает поражение.
  6. Помните, что философия не игра с нулевой суммой. (Другой вариант: философия не бойцовский клуб.)
III. Нормы вовлечённости
  1. Не подминайте обсуждение под себя (допустимо делать исключение для докладчика).
  2. Задавайте по одному вопросу за раз (с остальными вопросами направляйтесь в конец очереди).
  3. Не позволяйте вашему вопросу (и ответу) длиться вечно.
  4. Признавайте точки зрения, выдвинутые предыдущими вопрошающими.
  5. Это нормально -- задавать вопросы, которые кажутся вам бестолковыми или обнаруживают вашу неосведомлённость.
  6. Не используйте оскорбительные примеры без необходимости.
IV. Нормы ведения

Главным образом этот раздел касается сессии "вопросов и ответов" после доклада; некоторые из них специфичны для системы "поднимать руку или палец".

1. Если время позволяет, сделайте 3-5 минутный перерыв перед сессией "вопросов и ответов" (чтобы отдохнуть, подвигаться и сформулировать вопросы). Воздержитесь от задавания вопросов до конца перерыва.
2. Скорее председателю, нежели докладчику следует упорядочивать вопросы, чтобы избегать той или иной предвзятости; также председателю следует вести список задающих вопрос.
3. Чтобы задать новый вопрос к любому тезису поднимите руку и держите до тех пор, пока председатель не заметит вас и не добавит вас в список. Чтобы присоединиться к вопросу, заданному кем-то другим, поднимите палец.
4. Если вы не докладчик, не председатель и не задали только что вопрос вы не должны говорить без приглашения (допустимы исключения: шутки к месту, другие очень краткие перебивки, но не злоупотребляйте этим).
5. Дополнение к собственному вопросу обычно приветствуется (конечно если нет ограничения по времени), но повторное развитие вопроса обычно должно быть чрезвычайно кратким, вам следует подумать дважды -- так ли необходимы третье и последующее дополнение.
6. Уточнение должно непосредственно развивать существующее обсуждение, а не иметь косвенное или отдалённое касательство к обсуждению (в последнем случае поднимите руку).
7. Председатель должен стремиться сбалансировать обсуждение между участниками, отдавая предпочтение тем, кто ещё не выступал (что не означает, конечно, предоставления слова первому, кто попался на глаза).

8. Председатель должен попытаться задать такой темп, который позволил бы всем имеющим вопросы их задать. Что может быть трудным, если отведено (или осталось) на дискуссию мало времени; в таком случае следует игнорировать поднятые пальцы.
V. Самые общие нормы
  1. Когда порядок нарушается, председателю следует мягко указать на нарушение; и все участники имеют право словом или жестом привлечь внимание председателя к нарушению.
  2. Также неплохо отметить нарушения уже после семинара (или подсказать председателю кто мог бы поговорить с нарушителем), если это представляется сообразным.
  3. Если сам председатель нарушает порядок не стесняйтесь заявить об этом сразу или впоследствии.
  4. Старайтесь не оправдываться после указания на нарушение.
  5. Помните, что совсем не обязательно быть плохим человеком, чтобы нарушить правила. (Да я и сам конечно нарушал многие правила.)
  6. Уважайте усилия председателя по поддержанию порядка.
  7. Лёгкое прикосновение обычно помогает поддерживать порядок.
VI. Дополнительные нормы

Эти нормы по большей части предложены другими людьми, по разным причинам я не включил их в каноческий список, но я почти согласен со многими из них и все они безусловно заслуживают внимания.

1. Не более 2 минут на вопрос (или: после 2 минут позволительно прерывать говорящего).
2. Отдавайте предпочтение более молодым вопрошающим (или: не отдавайте предпочтения зрелым участникам).
3. Спрашивайте разрешения на дополнение к своему вопросу (или: спрашивайте разрешения на каждое дополнение после первого).
4. Не старайтесь впечатлить людей.
5. Будте осмотрительны, старайтесь не докучать докладчику в перерыве или после доклада (возможно он хочет отдохнуть).
6. Обсудите в группе эти Нормы перед началом курса (или любой другой формы совместной работы).

общение, модели, дискуссия, рекомендую

Previous post Next post
Up