Оригинал взят у
rubstein в
ЖеланиеПродолжаю знакомить вас с мужской частью команды Гештальт-центра. Публикую заметки
Ильдара Давлитшина о природе желаний. Сухо, по-мужски.
А.Блок в одном из своих писем писал: «Если чего-нибудь очень хочется - это обязательно сбудется, если не сбылось - значит, и желания не было. Если сбылось не то, разочарование только кажущееся - сбылось именно то»
В чем разница между потребностью и желанием.
Потребность - то в чем мы нуждаемся. Не реализация потребности ведет к физическим и психологическим проблемам. Наличие потребности ведет к возникновению желания. Все просто, Желание - это то, что я хочу.
Желание направлено на удовлетворение потребности.
В один и тот же момент человек может иметь несколько потребностей и желаний, но только одна потребность и одно желание - доминирующее (то есть, энергетически сильнее других). Сейчас, когда вы читаете это, физиологическая доминирующая потребность (ДП) - дышать, но если вас уколят иголкой, то ДП станет одернуть руку, а дыхание может задержаться.
Другой пример: вы лежите в комнате с открытым окном. Холодает. Не встаете, пока желание встать и закрыть окно не станет сильнее желания продолжать лежать под одеялом.
Если смертельно хочешь пить, но окунешься под воду, то захочешь не пить, а дышать и будешь плыть на поверхность, а не пить эту воду
То есть, какое-то одно желание всегда доминирующее (ДЖ).
Потребность, даже доминирующая, удовлетворяется не всегда.
Например, в метро гаснет свет, запах дыма, мне страшно, я зажат другими людьми, ничего особо сделать не могу, чтобы безопасность восстановить. Удовлетворить потребность в безопасности не могу. А вот доминирующее желание, в отличии от потребности, осуществляется всегда.
Мне страшно в этом вагоне, я кричу, например. Если мое ДЖ кричать - я кричу. Или не кричу, хотя хочется вроде… Тогда мое доминирующее желание в этом случае - не выглядеть трусливым при людях… Показаться смелым, особенно девушке рядом. В обоих случаях, я исполняю доминирующее желание.
Действуя, человек ВСЕГДА исполняет свои доминирующие желания. То есть, маркером ДЖ является ДЕЙСТВИЕ.
Выполнение доминирующего желания приводит к результату - удовольствию или разочарованию, ассимилируется и попадает в ОПЫТ и изменяет его.
Желание бывает прямое: знакомые позвали на пикник. Я еду (действие), потому, что люблю шашлык, мне хочется с ними общаться, мне нравится лесной воздух.
А вот когда желание «кривое»: знакомые позвали на пикник. Я еду (действие). Правда, я не ем мясо, мне не интересно с ними общаться, у меня аллергия на лесной воздух. Но раз я еду (действие), то за этим действием, вернее, перед ним, живет желание, например: там будет Петр Петрович, с которым можно поговорить о поступление сына в институт. Или Галя… Которая пока меня не замечает, а вдруг там заметит? Или на месте пикника было мое первое свидание 30 лет назад. И так далее.
Такое «кривое» желание (назовем его Мотивационным, то есть имеющее не прямой мотив) часто не осознается.
Не осознаются как физиологические желания (дышу ли я, с какой частотой? Хочу ли действительно есть сейчас или просто время обеда?), так и психологические (муж гуляет, пьет, а я с ним живу. Какое свое Мотивационное желание я исполняю, живя с ним?).
Однажды я предложил слушателям лекции назвать свои желания прямо сейчас, и выделить доминирующее. Из 30 человек, только одна девушка назвала доминирующим желание слушать эту лекцию. А ведь все сидели и слушали, то есть действовали, а действие - это маркер ДЖ.
Чтобы понять свое доминирующее желание, надо посмотреть, какое действие я совершаю, имея тот результат, который имею.
Таким образом, чтобы понять свое ДЖ, необходимо идти хронологически от финала к началу (стрелка вверх), то есть от результата своего действия к потребности (начинать читать от пункта 5 до 1):
1) Потребность
2) Желание
3) «Выбор»
4) Действие
5) Результат (ассимиляция, попадание в опыт)
Итак, зная результат (живу с алкоголиком), действие - живу, не развожусь, «выбираю» жить с ним, Мотивационное желание может быть, например, из таких:
А) выглядеть, казаться «замужней», «не брошенной», «не одиночкой» в социуме и окружении. Потребность - быть принятой социумом.
Б) когда пьяненький, то тут рядышком, а не пил две недели, так глазами все соседок оприходовал. Вдруг уйдет? Потребность - не быть действительно брошенной.
Дальше, из этой схемы я убираю «выбор». О «выборе» будет в ниже.
Как появляется желание?
Возникновение желания можно представить так: желание возникло, когда воздушный шарик наполнился газом (энергией) и полетел (начинается действие).
Энергия в желание поступает из трех источников: ОПЫТ, СРЕДА, ОСОЗНАННОСТЬ.
Итак, желание порождается потребностью, а формируется:
1) ОПЫТОМ (пол, раса, национальность, воспитание, образование, психика, личностные качества. По Юнгу, так мы рождаемся еще и с табличкой, на которой записана память прошлых поколений. Хронологически опыт можно назвать прошлым.
2) СРЕДОЙ (контакт со средой). Хронологически это - настоящее.
3) ОСОЗНАННОСТЬЮ. Хронологически - некий прогноз в будущее.
Роль ОПЫТА в формировании желания:
Я уже знаю, что гамбургер такого-то вкуса, тогда, увидев его, я хочу (желание) его съесть. Если я вижу зеленых желеобразных кракозябр, в моем опыте это не съедобно. Желание съесть их не возникает.
В одной и той же ситуации (например, агрессия в автобусе) один человек дает отпор (у него в опыте служба в десанте), другой - наоборот выходит из автобуса (он скрипач). Каждый из них действовал, то есть выполнял свое ДЖ (ответить или уйти), которое сформировалось опытом каждого.
У животных тоже есть опыт. Заяц уже имел опыт выстрела по себе. Тогда, увидев человека, вскидывающего ружье, его ДЖ - убежать.
Влияние СРЕДЫ на формирование желания:
На улице мороз, мне холодно, хочу надеть шубу, но если оказываюсь вдруг в бане, шубу хочу снять.
Если на острове нет женщин, у меня не возникнет сексуальное желание, а если есть молодые, но красивые - возникнет. Если всем женщинам на острове за 95 лет, опять не возникнет.
Контакт со средой у животных тоже есть. Заяц, оказавшийся на плоту на озере, не побежит (не будет желания) по воде, даже увидев охотника с ружьем.
Кроме этого, на формирование желания влияет социальная среда. Об этом ниже.
ОСОЗНАНОСТЬ.
Вот этим человек отличается от животного. У животного нет осознанности, как некого прогноза в будущее.
Что такое Осознаность? Она состоит из трех частей:
1) Понимание. Но Понимание - не есть Осознаность. Курящий понимает, что он убивает себя. Но осознает ли? Вряд ли.
2) Чувствование. Вот когда курящий видит, как скорая увозит его друга - соседа с инфарктом, причиной которого 2 пачки в день, по словам доктора, тогда поднимаются чувства (жалость, грусть, печаль про свое здоровье, страх смерти и так далее). Чувствовать можно и в одиночестве.
3) Переживание чувств. Он едет в больницу, видит умирающего друга, говорит с ним, возникшие чувства начинают переживаться.
Переживаются чувства только в контакте с другими (родители, родственники, священники, терапевты, друзья). Я могу чувствовать злость к другому, но переживать ее, проживать то есть, я могу только в контакте с другим человеком.
При этом уровне Осознанности, желание бросить курить возникает, и ресурс появляется его реализовать.
Итак, Осознанность - это Понимание, Чувствование и Переживание чувств.
Пример как Опыт, Среда и Осознанность вместе формируют желание. Я люблю экстремальные примеры, ну они нагляднее. Человек идет на эшафот. Может ли у него быть такое желание? - вроде, очевидно, не должно быть.
Но импульсы в мышцы ног, которые шагают на эшафот, чей мозг посылает? Его же. То есть он действует (идет) и значит, хочет идти на казнь (доминирующее мотивационное желание ДМЖ). Может, у него нет выбора? Про выбор еще поговорим. Теоретически выбор есть всегда. Он может не шагать, а лечь, например.
Казалось бы, что доминирующим его желанием должно быть - не быть убитым, и он должен его как-то выполнять. Но он не пытается, он шагает на казнь. Почему?
В его опыте нет умения летать, а есть знание, что отсюда еще никто никогда не убегал за 100 лет, он ОСОЗНАЕТ (прогноз в будущее - неизбежность смерти), что, если он ляжет- его поволокут, тут 500 человек охраны, не сбежать, и 1000 зрителей, которые смотрят на него (СРЕДА). И тут его ДМЖ (доминирующее мотивационное желание) становится уйти (умереть) достойно, не выглядеть жалко, если его поволокут прилюдно. Вот его он и выполняет, шагая на эшафот. То есть опыт, среда и осознавание сформировали его доминирующее мотивационное желание шагать на смерть.
Изменим Опыт - предположим, что он умеет летать. ДЖ спастись, действие - машет руками и улетает.
Изменим Среду. Его ведут на казнь двое пьяных охранника в глухом лесу, скорее всего у него возникло бы желание вырваться и убежать, и он бы его осуществил.
Осознанность, к сожалению, или к счастью быстро не изменить.
А животное не умеет осознавать, и всегда упирается, если понимает (по-своему как-то), что его ведут на бойню. Потому что опыт и среда есть, а осознанности нет.
Уровни Осознанности.
Опыт изменить нельзя, по крайней мере, цивилизовано. Хотя в психиатрии, таблетками, током или лоботомией можно стереть память, например (как часть опыта). Или ударив по голове и повредив мозг. В этом случае, желание и действие, безусловно, изменятся.
Среду цивилизованно поменять нельзя. Нецивилизованно можно - посадить человека в психушку. Желание и действие его изменятся.
А вот что можно изменить (расширить) цивилизованно, так это осознанность. Здесь и работает психотерапия, в области осознанности. Терапевт предоставляет пространство и возможность клиенту увеличить уровень его осознанности путем обучения (увеличивается понимание, какая-то теория), уважение и поддержка возникающих чувств клиента и переживание (проживание) их клиентом в контакте с терапевтом.
Когда Осознанность увеличивается, желание формируется на основании этого другого уровня Осознанности, начинается действие, которое обслуживает это новое желание, получается результат, который ассимилируется и записывается в опыт. На следующий день, человек обладает другим опытом, другим уровнем Осознанности и при контакте со средой, возникает другое желание, нежели то, которое бы возникло при прежнем опыте и осознанности. Вот такой цикл.
Примеры уровней осознанности.
1) Первый пример.
Один уровень: Купил оливье в магазине, залил майонезом с кетчупом, круто посолил, поперчил, и начал есть, смотря телевизор, общаясь в одноклассниках, ругая ребенка, слушая радио, говоря по телефону.
Какие-то вкусы удается распознать? Вряд ли. Результат - понос или язва. Ну и конечно мир - дерьмо, продукты ужасные, все вокруг плохое.
Другой уровень : Сходил на рынок за картошечкой, яйца и огурцы привез из деревни бабушки, майонез сделал сам. Легонько солишь и ешь, не отвлекаясь… Распознаешь аромат дубовой бочки бабушки, раскусывая маленький кусочек огурчика.
Осознанно - помедленнее, потщательнее, поспецифичнее (не смешивая).
2) Второй пример.
Ситуация - папа (полковник милиции) говорил поступать в школу милиции. Я поступила, хотя вроде не хотела.
Хорошего ничего не получилось, пять лет мучений и ушла с депрессией.
Один уровень: Он виноват, потому, что настаивал.
Другой уровень: Я поступила, хотя не хотела. Но я хотела быть хорошей дочерью, не расстраивать папу (доминирующее мотивационное желание ДМЖ).
То есть, я сильнее хотела (ДМЖ) не расстраивать папу, чем следовать своим интересам. Если это СВОЕ ДМЖ осознать, принять на себя ответственность за него, то в следующий раз ДМЖ может быть другим - я люблю папу, но не хочу (ДЖ) терять свои потребности и интересы, делая так, как хочет он. В моем опыте уже есть то, к чему может привести отказ от своих интересов. При этом осознавании и измененном опыте формируется другое ДЖ - «Папа я тебя люблю, но работать пойду в Красном Кресте»
3) Третий пример формирования ДМЖ:
Я, вроде, хочу отношений с мужчинами, но их (отношений) нет.
Потребность - сохранять «статус кво», не приведи бог обо мне скажут, что я с сантехником… .
Желание - Вроде хочу отношений, но с мужчиной высшего образования, высокого красивого, не таджика, не сантехника, обеспеченного, без детей, с жильем и так далее. А таких двое в городе - мэр и диктор на радио. То есть ДМЖ - не заводить отношения с мужчинами, которые не соответствуют моим требованиям. Оно реализуется действием и приводит к результату.
Действие - первая на контакт не иду, на импульсы ко мне не особо отвечаю. Одета в «бронежилет».
Результат - нет отношений.
Низкая осознанность: Мне «просто» плохо, Мир просто «дерьмо», я неудачница, мужчины - козлы и т.д.
Более высокая Осознанность: Сейчас мое желание (ДМЖ) не быть в отношениях, чем начинать их с сантехником Петей, хоть он мне и нравится малеха. Это есть мое осознанное желание. Когда происходит осознавание желания, то мучения «а правильно ли я делаю» уходят.
На опыт (прошлая жизнь, воспитание и т.д.) и среду (количество мужчин в городе) повлиять нельзя. И я начинаю Осознавать, то есть понимать, чувствовать и переживать чувства, что:
Понимание - мужчин, с моими требованиями двое в городе и отношения с ними маловероятны, идет время я не молодею;
Чувства: мне жаль себя, грустно, что тело стареет, зависть к подругам;
Переживание чувств - в контакте с замужними подругами, играя с их детьми
И это Осознавание формирует другое ДЖ - хочу отношений с мужчиной, семью. То есть, желание отношений, семьи становится сильнее желания не быть в отношениях, сохраняя те требования к мужчине. И тогда требования постепенно отваливаются. Возможно и с сантехником Петей, и с не кристально чистокровным украинцем и образование не так уж и важно, и так далее. При таком осознавании готовность к контактам увеличивается, бронежилет снимается.
Не мои Желания.
Человек выполняет только свои желания. Чужие желания человек не исполняет. «Чужие желания» - не бывает
Мама просит отвезти ее в магазин. Я вроде не хочу ехать, но везу маму (действие). Вроде я выполняю не свое желание, но раз везу (действую), значит - «Я хочу» (мое ДМЖ) сделать приятно себе, увидев что мама радуется, или я винюсь за вчерашнюю ссору и хочу извиниться таким образом, и тогда я хорошая дочь/сын, мама похвалит, то есть я сделал/а себе приятно. Я выполнил/а свое ДМЖ..
«Желание к другому» - не бывает
Например, «я хочу, чтобы сын поступил в юридический институт».
За этим стоит мое ДМЖ:
- Мне самой не удалось стать юристом, сын - мое (нездоровое) расширение, то есть, это я хочу стать юристом посредством сына.
(Серьезная такая тема, особенно у отцов, которым не удалось добиться успехов в спорте, и они делают из своих детей спорт-машины)
- Я хочу соответствовать моему окружению, дети которого учатся в престижных институтах
- Я хочу (будучи поваром в детском саду) войти в сообщество мам, у которых дети в престижных вузах
Это - потребность в самореализации, в принятии социумом. К сыну все эти потребности мамы ни разу не относятся.
Сын, для которого желание в тот момент "не огорчать маму" было сильнее (ДМЖ), чем отстоять свои границы, поступает, хотя тянулся в театральное. Учится,10 лет работает, спивается, или бросает все и едет на ГОА босиком и так далее. Он обвиняет маму: "это я тебя послушал и юристом стал", она говорит: "как же так, я все делала только для тебя (враки) , а ты такой-сякой". Вот такой уровень осознанности обычно и бывает.
Желание для другого - не бывает.
Мать Тереза, заботясь о детях, исполняла свои желания. Она делала хорошо себе.
Олигарх, жертвующий деньги - удовлетворяет Свое ДМЖ, например, выглядеть добрым в глазах людей, тем более что в бизнесе он очень жесток. Это его желание, вовсе не про тех, кому он дает эти деньги.
Я обычно подвожу на машине женщин, и тех, кто с детьми, если мне примерно по дороге и есть время. Я никогда не беру деньги за это. Люди обыкновенно очень удивляются и благодарят. Для кого я это делаю? Для них? Ни чуть.
1) Потребность - вообще-то меня мало кто благодарит в жизни. Нехватка благодарности, признания от других людей.
2) Желание - хочу услышать благодарность
3) Действие - подвожу бесплатно
4) Результат - мне приятно, когда меня благодарят.
То есть это было мое ДМЖ про меня же.
«Желание про Родину, Сталина, партию, майдан и т.д.» - не бывает
Александр Матросов, который закрыл собой пулемет фашистов, выполнил свое доминирующее мотивационное желание.
Его Опыт - умирать от пуль не больно, он видел, как быстро умирают товарищи.
Среда - неделю в окопе, стреляющий пулемет, три дня не ел, ноги гниют, врача нет.
Осознанность - больше недели никто не живет. То есть, все равно умирать сейчас или завтра.
И тогда его доминирующее мотивационное желание становится - покончить со всем этим мученьем, еще и геройским способом. И это СВОЕ ДМЖ он исполняет. Хоть и кричит «за Сталина» в момент смерти.
Слесарь Киевского завода, крошащий на Майдане голову омоновцу, наверняка скажет, что он хочет, чтобы страна стала лучше, богаче, чиновники честнее, президент пушистее и так далее. Что он патриот.
1) Потребность. На самом деле я не состоялся. Работу не люблю, зарплата мизерная, жена ушла, дети ненавидят, друзей нет. То есть потребность в самореализации не удовлетворяется. А на майдане… Меня ценят, я герой, я власть, я сила.
2) Желание - хочу быть героем, уважения соратников, власти хоть какой-то
3) Действие - погром, поджог, убийство
4) Результат (ассимиляция, попадание в опыт) - я могу убивать за «светлые цели»
Никакой страной, чиновниками, ЕС и т.п. тут не пахнет.
Старший менеджер Кока-Колы, семейный, реализованный, может быть на Майдане? Может. Но я думаю, таких значительно меньше. Все-таки люди, которым больше есть что терять, меньше склонны к самоубийству. Само - потому что это его решение идти туда. Убийство - быть убитым вероятно в бою.
Но если он оказался на Майдане…
1) Потребность. Я застыл, мне нужны новые эмоции, новые вызовы, честное и прямое общение
2) Желание - хочу опять испытать эти детские, дикие, настоящие эмоции. На работе рутина, одно и то же каждый день, правила, которые я должен соблюдать, в семье тоже все спокойно, по-соседски. А на майдане запах свободы внутренней (почти все можно, нет правил), эмоции, единение людей и т.д.
3) Действие - протест, крики, насилие
4) Результат (ассимиляция, попадание в опыт) - У меня есть такие детские, дикие, настоящие эмоции! Я живой!
Если бы слесарь и менеджер расширили Осознанность (например, с терапевтом) своих оригинальных ДМЖ и потребностей, то ДМЖ могло сформироваться другое, не идти на майдан, а например:
Слесарь: я кое-что в жизни умею хорошо, я готовлю. Попробую самореализовываться в приготовлении плова, получать принятие и признание от сообщества таких же мужчин -поваров.
Менеджер: Меня давно зовут приятели залезть на Эверест. Это опасно, но именно эти эмоции мне сейчас необходимы. Полезу.
Итак, за чужим желанием, желанием к другому и для другого, а также за желанием про страну и т.п. всегда стоит оригинальное ДМЖ и потребность про себя любимого.
Тогда задача психотерапевта довольно проста - дать возможность и пространство клиенту осознать, какие СВОИ оригинальные доминирующие мотивационные желания ДМЖ он выполняет, действуя таким образом, и получая такой результат.
Задача проста, а реализация ее - искусство.
«Действие без Желания» - не бывает
Часто в обучающих психотерапевтических программах на сессию с терапевтом выходит клиент «без запроса». Перед каждым Действием стоит Желание. Если клиент говорит, что у него нет запроса, например, а действие он сделал, выйдя на сессию с терапевтом, то самым важным будет обнаружение, осознание и легализация клиентом, из какого импульса (ДМЖ) он это сделал. Варианты: хочу, чтобы на меня обратили внимание (особенно тот мальчик); мне нравится терапевт (хочу с ним пообщаться хоть так); хочу, чтобы участники увидели какая я глубокая в общении и так далее.
Про «Выбор»
Я сейчас говорю о психологическом выборе, как неком элементарном психическом действии, а не о решении головой или усилием воли. Не случайно я написал «выбор» в кавычках. Казалось бы, между желанием и действием должен быть выбор действия. Теоретически выбор есть всегда. Если человек не обездвижен и не лишен сознания и воли. Практически же никакого выбора действия вообще не существует.
ДЖ исполняется единственным и от того самым лучшим способом. Не выбирает человек темп или глубину дыхания. Он дышит чаще, если ускоряется. Он дышит таким образом, чтобы обслужить свой опыт (вес, возраст, объем легких) и контакт со средой (температура воздуха, атмосферное давление). При том опыте, при том контакте со средой и том уровне осознанности в моменте времени у меня возникает единственное ДЖ, которое я исполняю единственным действием. То есть ничего я не выбираю. Поэтому жалеть о выборе (не надо было мне жениться) все равно, что жалеть о том, что я не бегу стометровку за 9 секунд, а только за 20. При тех мышцах, легких, весе я не могу бежать быстрее 20 секунд.
При том опыте, при том контакте со средой и том уровне осознанности в тот момент у меня сформировалось единственное ДЖ - жениться хочу.
Теперь про выбор головой, то есть волей. Я решаю дышать в три раза чаще. Начинаю так дышать. Что произойдет? Почти сразу головокружение, и если мне удастся дышать так продолжительно, то есть шанс умереть.
Сюда же относятся, например такие выборы головой (волевые решения): не есть после 18, бросить курить, не есть сладкое, бегать по утрам и тому подобное. Почему такие решения почти не выполняются? Потому что они приняты головой, а не сформированы опытом, средой и осознанностью. Не сформировано ДЖ не кушать после 18, потому что я ложусь в 2 ночи, встаю в 14, завтракаю в 17 (опыт). В моей деревне продукты можно купить только с 19 часов (контакт со средой). Ну и ничего не случится, если я обожрусь сегодня вечером, это же только сегодня, с завтрашнего дня я - кремень (осознанность).
Внутриличностный конфликт. Возникновение Симптома.
Если поверить, что цикл Потребность-Желание-Действие-Результат-Ассимиляция в опыт все время происходит, а именно так я и считаю, и этот цикл формирует личность, то это есть абсолютное счастье. Так происходит у животных. Нет депрессивного зайца, вряд ли туземец испытывает психологические терзания. (У индейцев Перу психические заболевания неизвестны - НР)
Получается, что чем выше уровень социума, тем больше психологических проблем.
Как появляется зона дискомфорта?
Откуда появляются эти головные выборы (решения)?
Выше я писал о влиянии СРЕДЫ на формирование желания, там было сказано про «правила» СОЦИУМА. То есть, человек всегда находится под давлением СОЦИУМА. Причем, чем выше уровень СОЦИУМА, тем больше и строже его правила. Именно поэтому неврозов, психозов и других психологических проблем тем больше, чем больше город и чем выше социальное положение человека.
Например, такие правила:
Надо иметь высшее образование. Желательно престижное.
Надо бы весить не 70, а 50 кг девушке 25 лет
Надо бы выйти замуж до 30, а родить до 35 хотя бы.
Надо зарабатывать, не больно важно как.
Надо бы к 40 иметь мерседес белый, квартиру о пяти комнатах в центре, дом загородный (в сообществе адвокатов). Или форд-фокус, отдельную двушку и дачу 6 соток в сообществе сантехников.
И этих правил великое множество. И они давят на человека - надо, надо, должен быть, должен соответствовать… Обыкновенно, человек устойчив к этому давлению и не особенно осознает его. Можно провести параллель с атмосферным давлением. Человек не чувствует давление атмосферы в 750 мм ртутного столба. А вот когда организм дает сбой, например, воспалился сустав, тогда сустав будет чувствовать и реагировать на давление атмосферы.
Когда психический аппарат человека теряет свою устойчивость под влиянием какой-то ситуации (развод, неудача в сексе, уволили с работы), то правила СОЦИУМА проникают в него и образуется внутриличностный конфликт (ВН). То есть это конфликт правил СОЦИУМА и Личности. Внутриличностный, потому что он переживается внутри психики личности.
Итак, внутриличностный конфликт образуется, когда личность (детство, воспитание,жизненные установки и стратегии их выполнения, опыт, уровень осознования) сталкивается в рукопашную с «правилами» среды - В 25 лет замуж, в 30 родить, в 40 иметь дом и белый мерседес и т.д.
Например, караблекрушение и я оказался в племени людоедов. Они едят каждый день соплеменника. Я тоже стану есть со временем, иначе умру. Но у меня будет сильный дискомфорт (конфликт внутриличностный), потому что в моей системе ценностей есть человека нельзя.
В моем опыте - обманывать людей - нельзя (родители воспитали). Поступил на работу менеджером по сетевым продажам хрен-знает-чего (правила социума - ты должен зарабатывать в 25 лет, как - не больно важно). Каждый день обманываю людей продавая им хрен-знает-что, так как знаю, что это просто, например, мел. В результате получаю внутриличностный конфликт - обманывать нельзя (опыт) - обманываю (правила СОЦИУМА), который ведет к декомпенсации психики.
Продолжительно психика не может находиться в таком разбалансированном состоянии.
Одна чаша вниз ушла вниз, что кладет психика на другую, чтобы уравновесить?
- Симптом: соматический, невротический (страх, тревога, вина), психотический, поведенческий (избегание, излишняя активность, ритуал) и так далее.
Схема возникновения симптома:
Личность сталкивается с правилами социума в контакте со средой - Внутриличностный конфликт - Дисбаланс психики - Симптом (Невроз (прерывание себя), психоз (прерывание среды), соматика, алкоголь, зависимости, панические атаки, сопротивление) - Баланс психики ( с симптомом)
Итак, при ВК влияние СРЕДЫ (давление социума) становится определяющим в формировании желания. Если ОПЫТ у человека условно слабый, возникает невротическая реакция: мне 30, я не замужем, я неудачница, меня не полюбят.
Если опыт условно посильнее, то может возникнуть психотическая реакция: мне 30 я не замужем - все мужчины козлы, лучше бы их изолировать вообще.
Психотерапия
Именно в таком состоянии, с симптомом, приходят на терапию.
Запрос клиента обыкновенно - убрать симптом. Если терапевт пытается убрать симптом, не касаясь внутриличностного конфликта, и не дай бог ему это удается, он декомпенсирует клиента опять. Декомпенсация страшна для клиента, у него включается сопротивление этому. Фрейд говорил: «Когда мы пытаемся освободить пациента от симптомов его болезни, он встречает нас бешенным, неистовым сопротивлением, которое сохраняется весь процесс лечения»
Если все же удается убрать симптом, у клиента наступает кратковременное улучшение, он подсаживается на «терапевтическую иглу». Симптом может уйти, но так как внутриличностный конфликт продолжается, появляется другой симптом. Намерение терапевта убрать симптом, без осознования какой ВК рождает его, равно намерению брить бороду, надеясь, что волосы не будут больше расти.
Важно не убрать симптом, что пытаются делать «помогающие» терапевты, но дать возможность осознать клиенту, какой внутренний конфликт рождает психический дисбаланс и как симптом компенсирует его. Если клиенту с терапевтом удается спустится во внутриличностный конфликт (чаще всего он идет из детства, воспитания, установок, травм) осознать, попереживать его, то симптом уходит, не декомпенсируя клиента.
Понимание этой стратегии работы не есть гарантия реализации ее.
КАК - это исскуство.
Для тех, кто заинтересовался возможностью работы с Ильдаром - рекомендую его
мужскую группу и индивидуальную работу с ним.