Как полюбить себя, нарциссизм и хлебная тема для психолога.

Aug 15, 2014 10:42

Оригинал взят у nick_pavlov в Как полюбить себя, нарциссизм и хлебная тема для психолога.

Популярной идеей в этих ваших интернетах, равно как и в тренингах по отращиванию личности является идея «полюбить себя сферически в вакууме», равно как и «хватит искать любовь как ребенок», «стань взрослым» и прочие вариации на тему.

Беда в том, что мало кто вникает в саму суть темы «любви к себе». Под не-любовью рассматривается созависимость и зависимость, социально осуждаемое житье с родителями, нелюбимая работа, тревога сепарации, расстройство привязанности и много чего еще.


Мне нравится рассматривать эту тему буквально так, как она возникла в пространстве психотерапевтической практики со времен Зигмунда нашего Фрейда. А если быть совсем точным, то Генри Эллиса (1898), который ввел понятие аутоэротизм. Дядька вообще любил тему сексуальности, исследовал гомосексуализм и прочие темы.

Так вот, аутоэротизм - это и есть предтеча «любви к себе», то есть когда человек аж сам себя возбуждает и хочет сам себя. Фрейд развил эту тему до нарциссизма, и уже век это понятие прочно вошло в диагностические справочники и стигму в головах. Желающие, могут почитать легенду о Нарциссе. Фрейд очень буквально ее использовал в своей работе. Суть нарциссизма - поиск отражения себя в других. В прямом смысле. Нарцисса не интересует другой человек, но как другой отражает его самого. Потому что нарциссу очень хочется простой человеческой любви и принятия. Вот это тонкое место, следите за руками.Я не могу получить любовь от Другого, поэтому хотя бы попробую полюбить себя.Тут то и отрастает нарциссическая грандиозность, а заодно и желание всех убедить в этом.
Но, поскольку он не привык к хорошему отношению и принятию, то все в его жизни очень плохо: много тревоги, разочарований, крахов ожиданий и постоянный эмоциональный голод в отношениях. Очень не хватает любви. Но не собственной к себе, а любви окружающих. Он усвоил, что плохой и всячески пытается доказать, что на самом деле он хороший.

Поэтому такие люди с удовольствием ходят на группы и тренинги, в надежде напитаться принятием и хорошим человеческим отношением. Именно поэтому же, всякие техники, эксперименты и провокативная работа (а садизировать их может очень хотеться) имеют весьма сомнительный эффект. Нарцисс либо старается все сделать идеально (техника), либо обижается (провокации).

Теперь много умных слов про то, как все это получается.

Психодинамическая психотерапия использует две популярные теории нарциссизма: Отто Кернберга и Хайнца Кохута.

Кернберг (1967, 1970, 1974a, b, 1998) описывает нарцисса как заносчивого, агрессивного и откровенно демонстрирующего грандиозность своей личности. Он предполагает схожую организацию психологических защит с пограничным расстройством. Что их отличает, так это хоть и грандиозное, но все же интегрированное чувство Самости. При этом защиты они используют, такие жа как при пограничном функционировании, например расщепление и обесценивание. Для нарциссической личности идеальная самость (Я) и идеальный объект (Другой) существуют в одном пространстве с реальным селф и реальным объектом. Нарцисс идентифицируется с идеальным образом Я в надежде избавится от зависимости от других людей (объектов) и от их образов внутри себя (Gabbard, 1983). Он отрицает все, что конфликтует с его идеальным образом себя, перенося это на других людей. Поэтому то нарцисс и обесценивает часто других людей, потому что видит в них то, с чем борется внутри себя.
Кернберг считает, что нарциссизм - это нарушение развития. Родительское поведение в отношении ребенка колеблется от безразличия к скрытой агрессии и обиде (пассивно-агрессивное поведение в виде саркастических шуток и комментариев, например). При этом ребенку часто отводится какая то специальная роль в семье (талантен в чем-то, надежды, перспективы, качества. Или же у родителей есть идеальный образ ребенка, которого они хотели бы видеть). И ребенок начинает использовать это для защиты от негативной реакции родителей, патологичным образом фиксируясь на своей исключительности. Он расщепляет себя, избавляясь от негативного, приписывая это другим. Если же родители сами явно переживают нарциссическое расщепление и проецируют его, то ребенок становиться целиком и полностью их «ничтожным селф». И тогда, его жизнь становиться подчинена бесконечному перековыванию ничтожного себя с целью приблизиться к идеалу родителя.

Кохут в своей селф-психологии (1971, 1977, 1984) придерживался другого мнения. Он считал, что нарциссизм - это нормальный процесс развития. Здоровая самооценка и патологическая грандиозность существует в едном континууме. Присутствие или отсутствие грандиозности - это не то, чем определяется нарциссизм, а определяется он тем что интернализировано для отделения здоровой личности от ее нарциссического аналога.
Кохут утверждал, что в раннем детстве личность тоже имеет «грандиозное селф», что перекликается с эгоцентрической стадией Пиаже. Ребенок ищет признания своей важности у родителей через механизм аффективного отражения, а проще говоря, признания важности того опыта, что с ним происходит. На важности аффективного отражения в процессе развития ребенка и его значения в формировании пограничной организации и/или расстройства личности строится также психодинамическая психотерапия через развитие ментализации («понималки" себя и Другого) Peter Fonagy PhD.
Если ребенок не получает опыта здорового и адекватного признания со стороны родителей, то его ощущение самости уменьшается, при этом, в бессознательной попытке заработать родительнское признание, начинает разрастаться грандиозное селф. Ну а чтобы пережить разочарование и гнев в отношении родителей, развивается механизм идеализации. Таким образом, развитие застревает в этой точке до тех пор, пока потребность в признании не будет удовлетворена.

Две разных версии также связаны с разным восприятием теории объектных отношений. В рамках этой теории предполагается, что пе­реживание младенцем его отношений с матерью является главной детерминантой формирования личности и что по­требность младенца в привязанности к матери есть мотиви­рующий фактор развития его инфантильной самости. Проще говоря, это представления о себе в отношениях с другими. Кернберг, как и Фрейд верит, что либидо нарциссов направлено на себя.
Кохут же, говорит о том, что понимание объектных отношений возможно через понимание нарциссических устремлений ребенка и как они интернализируются. Он делает акцент на разделении объекта любви и объектных отношений (Son, 2006), опираясь на понятие Селф-объект. Это другой человек, с которым происходит частичная идентификация ребенка (например мать, как часть). Позитивное взаимодействие формирует здоровый нарциссизм. Ну а негативное фиксирует ребенка на состоянии «другой - это гадкая часть меня». Это слияние и мешает им переживать себя отдельно и почувствовать любовь к объекту. Kohut делает вывод, что нарциссизм - это не недостаток объектных отношения, а скорее форма объектных отношений, где объект патологически воспринимается как часть себя.

Психотерапия нарциссизма - много живого человеческого интереса и терпения. И это просто. А еще нарциссическая личность, как никакая другая, чувствует душевные раны другого. И любит ковыряться в них пальчиком. Не специально. Просто если терапевт становиться грандиозным и прекрасным, сам нарцисс оказывается ничтожным и ужасным. И ему очень хочется поменяться местами.

Так вот, все эти пляски про «полюбить себя» считаю коммерчески выгодным брендом. Настоящая работа в нарциссизме - это узнавание себя и формирование внутреннего принятия - спокойного отношения к тому, что человек оценивает как сильные и слабые стороны своей личности и других. То есть снижение силы отвержения и ненависти.

По мотивам Narcissistic Patients and New Therapists. Conceptualization, Treatment, and Managing Countertransference.Edited by Steven K. Huprich

развитие, рекомендую, психотерапия, нарциссическое расстройство

Previous post Next post
Up