Оригинал взят у
anna_paulsen в
postЯ сегодня супервизора своего ела жадно и ненасытно:) Сижу теперь сытая и довольная, обогащенная новой глубиной осознавания. Хочу поделиться теоретической частью.
Говорили мы про две вещи: про контакт с реальностью и с нереальностью и про довербальный стыд.
В гештальте есть такое понятие "прерывание контакта", их 12 штук, основных 4 - слияние, проекция, интроекция и ретрофлексия, про них можно почитать по соответствующим тэгам. Так вот, под прерывание контакта подразумевается прерывание эмоционального, сенсорного контакта с тем, что происходит в здесь и сейчас. Если мы не в контакте с "здесь и сейчас" и с тем, кто находится рядом и со своими актуальными потребностями, то мы в контакте с чем-то другим, например, с прошедшим опытом и с потребностями того опыта или с фантазиями о будущем. Понятно, что если я не в контакте с настоящим, то я настоящим и не пользуюсь, и актуальные потребности в настоящем удовлетворить не могу.
А про довербальный стыд такая вещь. Стыд - это остановленная потребность, то есть зрела она, зрела и недозрела. Он свидетельствует об опыте, где актуальная потребность была прервана чем-то во внешней среде (или кем-то) или не поддержана этой самой средой, попросту проигнорирована. Такое обращение с потребностями формируется в подсознании у ребенка как послание к себе "мои потребности плохие, я плохой" и подавляются. В результате на телесном уровне формируется десенситивизация, проще говоря - отсутствие телесной чувствительности. И тогда на вопрос "что я чувствую?" человек себе не может ответить.
Для того, чтобы избавиться от стыда и смущения, сформировавшегося в довербальный период развития, необходимо дать то, чего дадено не было - поддержку внешней среды, то есть доброжелательное присутствие другого человека. В одиночестве проживание стыда и разрешение этой потребности иметь свои желания в присутствии другого человека не происходит.