Воу-воу-воу, люди, которые считают Золушка самым очаровательным и добрым персонажем сказкотворчества. Не ходите дальше. Не читайте. Я не люблю этот пример для подражания многих миллионов дамочек нескольких столетий. Я люблю Красную Шапочку за то, как она провела волка и погубила этого серовласого мужчину в самом рассвете сил. Мне кажется очаровательной Рапунцель в ее ужасном сговоре с ведьмой . А вот Золушка, с ее изощренным планом по становлению себя в качестве венценосной особы, меня не покоряет.
Сейчас я буду излагать словами свои мысли, украшая повествование десятками картинок. Если вы верите в сказки без подтекстов и считаете, что история эта только про любовь до гроба, то лучше не стоит разочаровываться в этой милой девочке, тем боле вы все равно не разочаруетесь, а злостные комментарии вроде «в сказки надо верить» не убедят в свою очередь меня (на минутку - в сказки я верю… в свои сказки!) .
Вступительная инструкция завершена, начинаю сыпать злобой на ангелочка-Золушку. Пока ничто не может меня переубедить, что сказка эта - настоящая инструкция для наивных студенточек по привлечению себе принцевского внимания - нарядилась, опоздала, закружила, продинамила, оставила "туфельку" в качестве знака, что "ищи меня, принц, я согласна на продолжение бала".... Эдакий курс "как за один день влюбить выгодного жениха, за два дня заставить его жениться на вас и за три дня получить целое королевство".
«Справив работу, она забивалась в уголок камина, садилась прямо в золу», - объясняет Перро. И с таким положением она привыкла безропотно мириться. Более того, ее отец с этим смирился. Психологи упорно нам внушают, что без усилий счастливой в браке женщиной может быть только та, у которой были гармоничные отношения с папочкой - у нее на подсознании вбивается модель гармоничного межполового взаимоотношения. В противоположном случае у нее нет восприятия мужчины как защитника - она всегда будет ждать от него подвоха, удара, обмана. Здесь для девочки два варианта пути: принять себя как жертву или научиться управлять мужчинами.
То, что Золушка не согласилась всю жизнь драить чугунки, а также не устанавливала контакта с простыми потенциальными женихами среди конюхов, поворят и лакеев, говорит о том, что роль жертвы не для нее. Она просто выжидала появления на горизонте подходящего субъекта.
Некоторые говорят, что это сказка про то, что нужно быть трудолюбивой, чтобы выйти замуж за принца. НО! Где взаимосвязь? Принцу золушка понравилась не за ее трудолюбие, а именно на бале. И искал он ее даже понятия не имея, кто она и где живет. Т.е. знать о ее якобы трудолюбии он не мог. Вообще эта мысль сама по себе странная: чтобы найти принца, нужно быть якобы трудолюбивой, а найти принца надо, чтобы развести его на деньги, самой стать богатой и ничего не делать. Тем более, что в самой сказке, даже по рассказу золушки, одно из другого явно не следует.
Золушка что - своим трудом заработала себе платье, туфельки, карету или пригоашение на бал? Она что, что-то особенное вложила в отношения с принцем? Метод этой трудяжки состоял в том, чтобы нарядиться в чужие шмотки и сбежать с дома и от физического труда туда, где тусуются богатые (ну да, мачеха плохая и заставляет девочку работать, но будь девочка столь простенькой добрячкой с завышенным чувством ответственности, разве она бы бросила свою работу ради танцев и уж тем более переложила грязную работенку на бедных и несчастных птичек и мышек, которые вынуждены были пахать, пока Золушка флиртовала с красавчиком?)
Доказательство «двойного дна» у девушки - то, как Золушка проходила фейс-контроль, явившись на бал без приглашения. Ведь если она такая вся насквозь скромная я была, то это ж для всяческой охраны первая жертва! Наряд? Ой, какой фейсконтроль удивишь блестящим платишком - они таких миллионы видели. Значит эта скромняшка смогла показать настолько высокий визуальный ранг, что наряд от кутюр и морда кирпичом позволила пройти без билета и убедить всех присутствующих в своей чистокровности.
Золушка - сама наивность и скромность? Ой, ну конечно… Да какой же принц, собаку съевший на разных женщинах, повернет голову в сторону такой девочки? Ведь в этой сказке очень важен именно момент первого впечатления. То есть "вау-эффект" обязателен. Плюс после пары танцев, девушка заставляет принца сломя голову бежать за ней, а потом рыскать по всему королевству в поисках подходящей под туфельку ступни. Вывод - Золушка должна быть соблазнительницей экстра-класса.
«Кокетство было и есть поразительно мощное и опасное оружие. Этот набор искусных уловок, заключается в том, чтобы сначала увлечь, затем оттолкнуть, сделать вид, будто что-то даришь, и тут же отнять. Результаты этой игры поразительны. И даже зная заранее обо всех этих ловушках, все равно попадешься [Моруа]»
Итак, с моментом ловли принца все ясно. Честность, доброта и виртуозное умение отдраивать грязные кастрюльки здесь были явно ни при чем. Кстати, про доброту - про такое качество в Золушке ни слова не было. В варианте сказки, представленной братьями Гримм, завершение не такое безоблачное. «А когда пришло время свадьбу справлять, явились и вероломные сестры - хотели к ней подольститься и разделить с ней её счастье. И когда свадебное шествие отправилось в церковь, старшая оказалась по правую руку от невесты, а младшая по левую; и выклевали голуби каждой из них по глазу. А потом, когда возвращались назад из церкви, шла старшая по левую руку, а младшая по правую; и выклевали голуби каждой из них ещё по глазу. Так были они наказаны за злобу свою и лукавство на всю свою жизнь слепотой». Вот такой хеппи энд.