Литовский «Маскарад»
по русски
Странно, но я почему-то думал, что интернет кипит по поводу «Маскарада». Оказалось, нет, не кипит. Так, несколько текстов полурекламного характера, что бы билеты продать. Неужели ни у кого сердце не дрогнуло и мыслей никаких не пробудилось? Или есть где-то свой мир профессиональных критиков, о котором мы не знаем и вот там уже! Ну не знаем и не знаем. Но тогда и я, как зритель, слово сказать хочу.
На спектакль попал случайно, в командировке был. Лермонтов, «Маскарад», - ну сами понимаете, средняя школа, архаика, какие-то полунемые черно-белые фильмы из детства. Вальс Хачатуряна - это само собой. Кто такие режиссер и актеры - знать не знаю, ведать не ведаю. Судя по фамилиям и именам - литовцы - школа добротная, но репертуар… Скорее всего какое-нибудь новомодное «прочтение», от которого стыдно делается за себя и за всех нас.
Кассирша, опять же насторожила - билеты, говорит, от 250 до 1500. Вам какой? А откуда я знаю, какой? Я же в этих терминах - ложа, партер, бельэтаж и прочее - не очень силен - у нас в городе ничего этого нет. Средней, говорю, ценовой категории. А она так доброжелательно - Сколько вы себе можете позволить? Я глаза зажмурил - 500 рублей , говорю, могу позволить. Свободно. Это я для самоутверждения добавил. Бенуар, левая зрительская ложа вас устроит? Я аж поперхнулся - да за одно название такие деньги можно отдать… Устроит, важно киваю. Ну, думаю, попал - если в Москве, в театре Вахтангова, такой выбор и сервис по билетам - будет мне сейчас «Маскарад» в одиночестве, в левой ложе бенуара. Ошибся - зал - биток, Москва, все-таки, Арбат и вообще.
Занавес. Так. Модерн, как и предполагалось. Хотя нет, это же Полунин, Осясяй - это я уважаю, от такого смеха тоска невысказанная и плакать хочется. А с другой стороны - явно Емеля из «Щучьего веления и моего хотения» - и щука вон, как положено. Ну, вроде как интеллигентно пока все и мысль просматривается, так сказать, истоки и корни, оправдывает. Сценография, костюмы, свет - вопросов нет, чистый Михаил Шемякин, «Тиль Уленшпигель» Алова и Наумова, Юрий Норштейн и вообще, Гоголевский сюрреализм и «Шинель» в иллюстрациях всех вермен инародов. Русский лубок в интеллигентном исполнении тоже явно присутствует. Но не прямые заимствования, а дух, аура добротной культуры и воспитания. Текст зазвучал, всерьез - здесь вообще накрыло. Как мог Лермонтов в 22 года - а ему на момент написания пьесы было 22 года - так думать и так говорить? Где в его душе все эти страсти поместились? И пошло раздвоение - форма - смех, вроде бы ёрническая, со смешком, с хохотком, а содержание - слезы - душа на разрыв. Так оно и нельзя, наверное, по другому? Мы же должны быть сильными? Виду не подавать? Ведь не поверят, если прямо? Страна гибнет, а мы смеемся? До первого антракта меня не покидало опасение - вот сейчас сорвется режиссер на гэги, начнет набирать форму ради формы, выверты сценические ради вывертов, мастерство показывать - но нет, не сорвался, наоборот, возникало ощущение братства и цельности.
Пара рядом со мной сидела - мужчина и девушка - он с каким-то бейджиком на рубашке, не иначе театральный кто-то - все фыркал в особо щекотливых местах - дескать, пОшло, недостойно, особенно в одной мизансцене, когда Звездич, услышав шорох за снежным шаром, бросился туда и ткнул не глядя палашом, а оттуда - Человек зимы, он же Емеля, он же Слуга и прочее - выпал проткнутый и забавно корчился, дрыгая ногами. Ну да, конечно, убийство Полония из «Гамлета», ну фарсом выглядит, на первый взгляд. По русски. Но сам-то «Маскарад» - разве это не русский «Отелло»? Разве это не Шекспир? И палаш, повисший в какой-то момент сам по себе на черном заднике и так висевший до самого конца - разве это не Чеховское ружье, которое должно выстрелить? Ну так и о вещах серьезных говорим, хотя и в шутовском колпаке, иногда. А иногда и Босховские рожи проглядывают.
И более близкие временные цитаты были - явно «Не горюй» Данелии и песня эта безумная, многоголосая оттуда. Ну так это же Данелия! И вообще, главное, возникало ощущение единства Лермонтова и сегодняшнего дня, абсолютной актуальности и принадлежности спектакля к культуре…Советского союза. Великого государства великой культуры. Европейской культуры. Вот такой неожиданный вывод я для себя сделал. Вышло, что режиссер-литовец оказался самым что ни на есть человеком русской, настоящей русской культуры. Той, вчерашней, уже ушедшей. И вообще, можно сказать, не спектакль, а политический манифест. Памятник Родине, которую мы потеряли. Могут сказать, за уши притянул, ничего там такого нет! Это для вас нет, а для меня есть. На все мои 500 рублей.
Пара та ушла, после первого акта. Явно не патриоты, Родину не любят, троцкисты-морганисты)))!
Одно только вышло плохо. В конце, когда наступало всеобщее безумие и так хотелось, что бы этот огромный снежный шар стал еще больше и наконец-то выкатился в зрительный зал и начал нас всех плющить и вдавливать в кресла - но он не выкатился, потому что все-таки невозможно, а опустился занавес серый, кисейный и вдруг дрогнул и начал надуваться и выпирать в зрительный зал и я уже был готов смириться с недоведенным до конца действием, потому что это было еще страшнее, потому что это был мой детский кошмарный сон, вот эта бесформенная серая масса, которая надвигалась на тебя сквозь закрытые глаза и возникало ощущения необъяснимого и бесформенного ужаса - и надо было-то всего две-три секунды, что бы зал закричал от страха и меня самого отпустило и песня Нины еще не умерла, не смолка - нелепо зажегся свет и артисты побежали на поклон - радостные и счастливые и все испортили. Потому что стало ясно, что не всерьез, а за деньги и для развлечения публики. Такой спектакль испортили! Двух секунд пожалели…
Насчет испортили - погорячился я, конечно, так, от обманутого ожидания великого. Кто будет иметь возможность - смотрите, приобщайтесь к большой культуре и настоящему искусству. Режиссер, кстати - Римас Туминас, сценография - Адомас Яцовскис, костюмы - Максим Обрезков, музыка - Фауст Латенас, художник по свету Майя Павдатуашвили. Настоящие советские патриоты))).