(пер. И. Зетеишвили) 76. Были же в то время стоящие перед царем мужи некие знатные, римляне и армяне, с которыми был Гагик Карский и другие вельможи владычные, ибо и время было удобное и умиренное, и, как сказал выше, стал царь спрашивать о законе православных, то есть: “Есть ли какое разделение веры вашей с совершенной той и безошибочной верой греков?” А блаженный тот так высоко и богоблистательно высказал веру правую нашу - грузинского рода, что удивил царя и всех князей его, и сказал царю: “Это есть вера правая рода нашего и, когда однажды познали ее, уже не уклонялись налево либо направо, и не уклонимся, если Бог захочет”.
Удивился же царь, услышав: “Уже не уклонялись”. И сказал старцу: “Благодарение Богу, как много превосходного видел я среди вас, но, честный отче, я - человек, среди военных дел воспитанный, и не до тонкости знаю все, ныне же, так как жезлом царства владею я, изволю, дабы все знал о греках и римлянах, ибо прежде всего православия ищут у царей. Поведай, как это так, что мы и вы на квасном приносим жертву и в жертвенное вино вливаем воду, а римляне на опресноках и неразбавленном вине приносят жертву? Весьма странным кажется мне это дело и взаимно супротивным. Или в чем сила закваски и соли, которые добавляем в тесто, или воды, которую вливаем в жертвенное вино? Разъясни и вразуми нас, святый отче”.
77. Блаженный же отвечал: “О царь, так как в среду греков много ересей вошло прежде и многажды они уклонились, поэтому-то благоверные, подобно вам, цари собрали святые соборы и до тонкости исследовали о промышлении Христа Бога нашего и во плоти явлении Его, и о Владычней той Плоти было исследование и учинили, дабы мы брали тесто во образ Плоти Христовой, [301] закваску же во образ души разумной и соль во образ разума, в противность ереси нечестивого Аполлинария, который Плоть Ту Христову Владычню бездушной и неразумной называл, неразумный сам и бездушный. В вино же вливаем воду во образ Крови и воды, которые истекли из бока Спасителя, как говорит Иоанн Златоуст. Это есть толкование и причина этих дел. Римляне же, как однажды познали Бога, никогда уже не уклонялись и никогда ересь не входила в их среду, и как тогда глава апостолов Петр принес Бескровную Жертву, и, более того, как Сам Господь преподал ученикам в ночь Вечери, так совершают и они. И нет в этом разделения, только вера была бы правой”.
Князья же римские весьма обрадовались, ибо опять же было ради этого изыскание между ними и по неучености не могли ответить царю, и говорили святому: “Повезем тебя к святому папе”.
78. Потом опять спросил царь об армянах: “Имеют ли некую часть с христианами?” Ответил же святой кратко: “Лукавая вера да не именуется вовсе”. И перед всеми исполнил стыда армянских тех царей.
-----------
Интересно, что Георгий Святогорец вроде бы на достаточном уровне в курсе спора об опресноках (в т.ч.его догматической стороны об аполлинарианстве, к-рую он считает главным содержанием этого спора, но при этом полагает ее для латинян несущественной -- т.е. примерно как Петр Антиохийский), но совершенно не в курсе темы филиокве. Тем самым опять подтверждается, что тема филиокве была поднята в 1054 только в самый последний момент перед анафемами.