(Начало
здесь)
23. Те же, кто причащается опресноков, подвергаются опасности невольно впасть в ересь Аполлинария. Ибо он осмеливался говорить, что Сын и Слово Божие восприняло от святой Девы лишь тело без души и ума, заявляя, что божества было достаточно вместо души и ума. И приносящие опресноки предлагают [для Жертвы] мертвую плоть, а не живую. Ведь закваска бывает тесту вместо души, а соль - вместо ума; опреснок же, не имея их, как же не будет бездушным, мертвым и мертвотворящим тех, кто принимают его? Господь же наш Иисус Христос, будучи совершенным Богом [226] и совершенным человеком, сугуб природой, но не ипостасью, приняв от Приснодевы тело одушевленное и умное, подобно [этому] через совершенный хлеб передал таинство Нового завета, благословив его, преломив и сказав: Приимите, ядите, -- хлеб небесный, жизненный и дающий жизнь вкушающим его; как Христос возвестил, говоря: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56).
24. Если же не принимаете силы сказанного и любоспорно [тому] противитесь, говоря, что вы приняли предание об опресноках от святых апостолов Петра и Павла, то мы примиряемся и с этим [мнением] вашего братолюбия, и покажем с Богом [вам], что нечто, переданное апостолами, ими же самими было затем исправлено и изменено к большему благочестию, поскольку это укрепляло веру во Христа и Божией благодатью утверждало и распространяло церковь. Так, субботу [поначалу] нам было предписано почитать и хранить равно со святым днем Господним (т.е. воскресеньем) и никак в этот день не трудиться; ныне же такого нет. Поэтому Петр тех, кто приходил от язычников к непорочной христианской вере, сначала обрезывал, и [только] затем крестил; так же и Павел обрезал Тимофея. По той же причине и катехумены крестились только по достижении тридцатилетнего возраста. Также верующие хранили и некоторые другие правила закона, а архиереи сочетались браком с женами. Ныне же ничего из этого не исполняется, поскольку церковь Божия, как было сказано, укрепляется и преуспевает к совершеннейшему.
25. Поэтому что же удивительного или странного в том, что ученики тогда, в начале проповедания, снисходя к немощам многих, [227] допускали совершать [им] некоторые из их обычаев, которые совершенно мало-помалу упраздняли [или] премудро изменяли, чтобы направить их, уже наученных послушанию, к евангелию? Ведь нельзя обратить кривую ветвь, выпрямляя ее резким наклоном и [чрезмерной] силой руки, как сказал один из наших богословов*, -- скорее она преломится, чем исправится. И потому, как сказано, на время были оставлены опресноки, поскольку в Риме тогда было множество евреев, как поясняет [об этом] книга Деяний апостольских. Затем же, когда [настало] время, были отменены и они. Таким же образом и при Моисее, представляется [мне], по Божией икономии (παρὰ θεοῦ οἰκονομούμενον) было оставлено евреям [принесение] жертв до времени, чтобы Бог утвердился [в их представлениях]; когда же затем и это было исправлено, впоследствии эти жертвы упразднились. Но довольно мне [говорить] об этом мужу, исполненному Святого Духа и духовного разума. Ибо сказано: Дай премудрому повод, и он станет мудрее (Притч. 9, 9).
26. Прежде этого времени в начале моего архиерейства направлял я представительное (συστατικήν) письмо блаженнейшему папе Рима, послав его через некоторых, шедших на поклонение [228] в Иерусалим, к славнейшему магистру и дуке Италии Аргиру, чтобы тот его представил его святейшеству. С тех пор прошло уже два года, и не смог я о том ничего узнать. Теперь, переписав его снова, направляю твоему боголюбию, чтобы ради нашей любви (наипаче же ради Бога, ради которого и о котором письмо это) - ведь мы посольствуем о Христе, как говорит божественный апостол (2 Кор. 5, 20), - ты сопроводил бы его к того преосвященнейшему блаженству, испросил [у него] ответ и направил нам.
27. Если твое преосвященство, прочтя это письмо, перешлет его к нему [т.е. к папе], то свершится дело, благоугодное Богу и нам. И с Божией помощью и предстательством святых верховных апостолов да будет им принято и признано написанное [мной], и да соединится он с честными братиями и отцами, которые сокрушаются [в разобщении] по его преосвященству, да общно все единодушно всех миротворцу Христу, истинному Богу нашему принесем Евхаристию и солитургисаем, единомысляще и священнодействующе и приносяще [Ему] единое возношение.
28. От имени нашего приветствуй богосвященный и святой твой собор. Приветствует и наш [собор] святым целованием твое святейшество, прося о нас святых твоих молитв. Радуйся в здравии и веселии о Господе всегда, вспоминая о нашей худости в твоих священных молитвах.
* Григорий Богослов. Слово 3: «...всего опаснее, чтобы нам... чрез уклонение в противное... не впасть в равное первому зло, подобно тому, что бывает с кривым деревом, которое чрезмерно гнут в противную сторону.»
------------
В публикацию в Антологии-2009 эта часть не вошла, хотя она содержит догматический фрагмент (о ереси аполлинарианства), что вроде как немаловажно для данной темы.