Трактат Гумберта о филиокве, ч. 3 (окончание)

Dec 26, 2011 20:18

[фрагменты из Алкуина, О вере Святой Троицы. Ссылки на PL по т.101]

[109] Теперь я обращу внимание к книгам Алкуина, которые он написал в истинном исповедании святой и нераздельной Троицы, чтобы я смог сообщить что-нибудь о Ее величии из его точно написанных ученых свидетельств. И он указывает в 7-м капитуле своей первой книги, «что Дух Святой - общий Дух Отца и Сына. Ведь Дар Божий, то есть Дух Святой, который равно исходит от Отца и Сына, есть некое невыразимое общение Отца и Сына. И, возможно, Он так называется потому, что это наименование может соединить Отца и Сына (Patri et Filio potest eadem appellatio convenire)». (PL 101, 0016D). И прочее, чего я не пишу ради краткости. В 13-м же капитуле так говорит, «что во святой Троице у каждого Лица есть [личные] свойства; итак, каждое Лицо святой Троицы обладает каким-то [личным] свойством, и [при] нераздельном равенстве открывает в Себе какую-либо особенность. Лишь Отец является отцом, Сын - сыном, и Дух Святой - духом святым. И лишь Отец имеет то свойство из всех Лиц, что Он не от кого-то другого, и поэтому лишь Он является Лицом в отцовстве (in paternitatis persona), [но] не единственным [Лицом] в сущности Божества. Единородный Сын Божий имеет то, что Он только из Одного. Единожды рожденный единосущен и совечен Отцу. И в этом заключается [личное] свойство Его Лица. [110] Дух же Святой имеет то [личное] свойство, что равно исходит от Отца и Сына и является Духом обоих и одной и той же вечной сущности с Отцом и Сыном» (0019D-0020A). И прочее. И в 16-м капитуле: «о том, что установлено между нерожденным и рожденным, и что лишь Сын рожден, а Дух Святой ни нерожден, ни рожден, но о Нем допустимо лишь говорить, что Он только исходит от Отца и Сына» (0021D). И в 18-м: «о единстве Святого Духа с Отцом и Сыном» (0035D) так он пишет: «как Отец, который рождает, и Сын, который рожден, едины, так и Тот, Кто посылает и Тот, Кто послан, тоже едины. Дух же Святой, как Отец и Сын - полный и совершенный Бог, а точнее, один Бог с Отцом и Сыном и одна сущность, как уже выше было сказано. Так как сам Дух Святой - тот, Кто в Писании называется Духом Божиим, или Духом Христа, или Духом Отца, или Духом Утешителем, [111] или Духом Истины, а также Духом жизни. Тот, Кто от Отца и Сына равно исходит и с Отцом и Сыном равно почитается, так как Он равно Бог, Дух весь Отца и весь Сына, и так как один Дух природно и Отца, и Сына. Поэтому Он исходит весь от Отца и весь от Сына, весь пребывает (manet) в Отце и весь в Сыне, поскольку так пребывает, как исходит, и так исходит, как пребывает. Откуда Он и имеет с Отцом и Сыном природно единство полноты и полноту единства, чтобы Ему иметь всего Отца и всего Сына, и чтобы самому всему иметься во Отце и всему в Сыне. Ведь конечно, Тот, Кто равно подается от Отца и Сына, подается и от Себя самого, как Сын о Нем говорит в евангелии: «Дух дышит, где хочет» (Ин.3, 8).

Без Его вдохновения совершенно никакой человеческий ум не сможет приступить к познанию Отца или Сына. Поэтому молюсь: подаждь, о святой Просветитель, высший Утешитель, Огнь животворящий, Дух питающий, чтобы через Тебя я смог бы совершенно познать Отца и Сына, а с ними и Тебя Духа, им единосущного, совечного и соравного, а также во всякое время познавая верую и верою познаю [Тебя] от Обоих равно исходящего.
Такие примеры из святых отцов об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, исследуя, написал я тебе, высочайший владыка, к [той] истине, о которой ты просишь, чтобы тебе постоянно стремиться к такому изучению неповрежденной веры до тех пор, пока не только ты сможешь коснуться к познанию столь великого предмета, ведомый к нему Святым Духом, но также и приведешь вместе с собой на этот путь спасения весь народ, вверенный тебе Божьей волей.

анафемы 1054 года

Previous post Next post
Up