По каким таким канонам епископат, бежавший за рубеж, бросил свою паству?

May 16, 2007 13:40

Д.В.Поспеловский
http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1748

«…При этом никто не вменяет в вину епископату, бежавшему за рубеж, нарушение канонов, запрещающих пастырям, а тем более архипастырям, своевольно покидать свою паству на произвол судьбы. Наоборот, бегство ставится им в заслугу: ведь они не пошли на поклон к большевикам, сохранили чистоту риз! А вот что Патриарх Алексий I, будучи еще молодым епископом, семья которого была близка к царской фамилии, отказался бежать в соседнюю Финляндию и на слова своего отца, что Симанским нет места в Совдепии, ответил: "Пастырь не смеет бежать от паствы. Он обязан оставаться со своей паствой и разделить с ней все испытания, сколь бы тяжелыми они ни были" (2) - об этом забывают.»

Патриарх Алексий, декабрь 2002 года
http://www.kp.ru/daily/22942/596/

«Первым делом от нас требуют отказаться от Декларации 1927 года митрополита Сергия (Страгородского)… Мы взяли на свою совесть меньший грех, дабы избежать греха большего. Так солдат на войне убивает другого солдата и это - грех*. Личное совершенство иногда приходится принести в жертву ради блага других. А защищать ее приходилось разными путями, в том числе и провозглашением лояльности к советской власти… Однако Зарубежной Церкви этого кажется мало. Она требует публичного покаяния каждого иерарха и каждого священнослужителя за принадлежность к Московскому Патриархату… Кто же выступает сегодня в роли наших судей? Да те, кто в течение многих лет находились за океаном в полной безопасности. Если они такие принципиальные, то почему в те трудные годы не приехали в свою родную страну, не разделили с нами тяжесть креста?»

* ?? «Не позволительно убивать; но убивать врагов на войне - и законно, и похвалы достойно». (Посл.Афанасия к Аммуну)

Петра Алекс. 9 и 13:

«Может быть, и не знают они, что Домовладыка и Учитель наш часто уклонялся от хотевших клеветать Ему и что иногда ради них и не ходил явно, и когда приближалось время страдания Его, не Сам Себя предал, но ожидал, доколе не пришли на Него с оружием и с кольями… По подобию Его, пострадали и идущие к Его цели, помня Божественные слова Его, в которых Он, подкрепляя нас, говорит о гонениях: "внемлите себе, предадят бо вы на собрания иудейские и на соборищах их биют вас." Предадят, глаголет, а не сами себя предадите; и пред владыки же и цари ведени будете имене Моего ради (Мф. 10:17-18), а не сами себя поведете. Ибо Он хочет, чтобы мы переходили от места на место, будучи гонимы за имя Его, как и вновь слышим Его, глаголющего: егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий (Мф. 20:23), поскольку Он не хочет, чтобы мы сами приступали к щитоносцам и копиеносцам диавола… И прехвальный Павел, после того как многократно быв предан, бедствовал даже до смерти, много подвизался и хвалился многими гонениями и скорбями, в том же граде мечом во главу усечен. И он, хвалясь страданиями, заключил тем, что в Дамаске в корзине свешен был по стене ночью и избежал рук ищущего взять его (2 Кор. 11:22). Ибо первым предметом их было благовествовать и учить Слову Божию, чем утверждая братию пребывать в вере, они глаголали и это, что многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие, (Деян. 14:22) ибо они искали не своей пользы, но многих, да спасутся. И многое можно было бы сказать о сем для таковых людей, да будет поступаемо с рассуждением, но, как Апостол глаголет, не достанет мне, повествующему, времени (Евр. 11:32).

…Поэтому оставившие все, ради спасения души, и удалившиеся, да не будут обвиняемы в том, что за них взяты другие. Ибо и в Ефесе взяты были на позорище, вместо Павла, Гаий и Аристарх, сопуствовавшие Павлу, и когда он хотел выйти в народу, поскольку смятение произошло из-за него, как склонившего и обратившего множество народа ко благочестию, тогда, как сказано, не допустили его ученики; еще же некоторые из Асийских начальников, будучи ему друзьями, послав к нему, умоляли его не показываться (Деян. 30, 31). Если же некоторые будут упорствовать и препираться с теми, которые искренно внимают глаголющему: спасаясь, спасай свою душу, и не озирайся назад, (Быт. 19:17) - таковые да вспомнят и избранного между Апостолами Петра, вверженного уже в темницу и преданного четырем четверицам воинов стеречь его, но убежавшего ночью и от убийственной руки Ирода, и от всех ожиданий иудеев, избавившегося, по повелению Ангела Господня: По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их (Деян. 12:18-19); но за них не возлагается никакой вины на Петра. Ибо можно было им, видевшим случившееся, убежать, подобно как и всем детям, бывшим в Вифлееме и во всех пределах его, если бы ведали родители их имеющее быти; но они погублены скверноубийцею Иродом за искомого им на погубление одного Младенца… Поэтому кровожадный Ирод видев, что поруган был от волхвов, разгневался очень и послал избить всех детей в Вифлееме, и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое узнал от волхвов (Мф. 2:12,16). Искав вместе с ними убить и иное отроча, рожденное прежде Его, и не найдя, убил он отца его Захарию между церковью и Алтарем, тогда как младенец убежал с матерью Елисаветою. Но за это никто не порицает их».

РПЦЗ, каноны

Previous post Next post
Up