Камень здесь добывали ещё в XIX веке для нужд растущего города Самары. Интенсивность резко возросла в 1930-х из-за решения о строительстве Куйбышевского гидроузла. Также использовался труд заключённых, в том числе Безымянлага практически до самой остановки разработок подземным способом в начале 1960-х. Протяжённость выработок достигла к тому времени 53 километров - это могли бы быть одни из самых протяжённых рукотворных подземелий страны, но судьба распорядилась иначе. После войны месторождение начали разрабатывать параллельно ещё и открытым способом прямо поверх штолен и к началу 1990-х выработали его полностью. От выработок осталось около 30 километров и мы отправимся туда.
1 Вход в штольни неоднократно обваливался и неоднократно заделывался, в том числе после гибели смельчаков-исследователей и их спасателей и сейчас представляет из себя вот такой лаз.
2 Внутри вас встречает журнал безопасности, в который настоятельно рекомендуется записаться, если конечно вы хотите, чтобы вас кто-то искал. Соваться сюда без проводника не стоит, заблудиться легкого - так что моим проводником стал Пётр
yacubson который знает эти места хорошо, и, более того, даже любезно согласился показать мне самые интересные с точки зрения фотографа точки.
3 Если вы первый раз в подземельях, то не забудьте, что света тут нет от слова совсем и вашим единственным подспорьем будет как минимум два фонарика (вы же не хотите чтобы ваш единственный фонарик внезапно перестал светить прямо посреди штолен?).
4 Сами штольни представляют собой подземные галереи с высокими и не очень потолками, множеством ответвлений, абсолютной тишиной с редкими звуками капающей воды или упавших камней.
5 Чем слабее потолок над головой, тем больше крепи из брёвен. Большинство брёвен за последние полвека благополучно сгнили и протыкаются чуть ли не пальцем.
Разглядывание многометровых трещин у себя над головой происходит параллельно с размышлением о пятидесяти метрах камня до поверхности.
6 Если ситуация с потолком совсем плоха, то в дело идёт костровая крепь, но и она не может противостоять времени.
7 Обвалы здесь нередки, а гнилая крепь уже не спасёт
8 Но не стоит думать о плохом, стоит продолжать путь
9 Красивая пушистая плесень встречается здесь повсеместно
10 В штольнях во время их работы было электричество для освещения и даже проложена узкоколейная железная дорога, по которой ездили мотовозы с вагонетками
11 А вот и он. Точнее то, что от него осталось. После закрытия карьера, когда охрану сняли и сюда отправились разные люди, некоторые из них стали выносить весь металл.
12 Спелеологи любят эти штольни и не ленятся создавать тут настоящие арт-объекты - например вагонетку с рельсами на потолке
13 Кое-где пути ещё сохранились
14 Раньше даже можно было прокатиться
15 Отправляемся дальше, проход становится уже
16 Здесь брёвна сложились как карточный домик, приходится перешагивать осторожно, стараясь не скользить на гнилом дереве
17 Нас встречает огромная камера-обвал. С последнего посещения тут явно насыпало больше породы. Там система продолжается дальше, но мы вернёмся, чтобы посетить другое место
18 Пол здесь выглядит жидким, но по факту по нему можно спокойно ходить, рядом струится небольшой ручеёк
19 Сворачиваем в сторону...
20 И вот нас встречает "АУ", место с особенной атмосферой. Да, стоит только восхищаться креативу и последовательности людей, построивших здесь, на глубине, такое примечательное место.
21 Долина Монументов, "младший брат" всемирно известной достопримечательности. Время и горное давление не щадит её и рано или поздно здесь всё обрушится.
22 Нас ждёт ещё один переход по обвалившимся брёвнам, к тёплому воздуху (а здесь +8, в отличие от -10 на поверхности) примешивается едва уловимый запах креозота.
23 Да, я так и понял, нам здесь не рады. Ещё одна подземная стоянка
24 Фактурная галерея выводит нас к ещё одной достопримечательности
25 Что это, как вы думаете?
26 Правильно, это подвесной мост над каменной рекой с обитающим в ней крокодилом. А вы как думали?
Время под землёй течёт незаметно, и хоть на поверхности уже темно, но я чувствую, как воздух свежеет с каждым моим шагом по тёмной галерее.