Кино - моя слабость. Интервью Карена Шагназадова

Aug 27, 2012 15:52

Кино - моя слабость

Наш корреспондент Константин Епрст берет интервью у кинорежиссера

Гарема ШАГНАЗАДОВА

Епрст: Здравствуйте, это правда, что вы спите с актрисами?

Г. Ш.: Нет, не правда! Не правда! Ну... не совсем правда... Иногда,

правда... Но теперь, правда, гораздо реже... Здравствуйте.

Епрст: А почему реже? Работаете, что-ли, над чем-нибудь?

Г. Ш.: Над фильмом.

Епрст: Правда? И над каким же, если не секрет?

Г. Ш.: Над художественным. У меня от журналистов секретов нет!

Епрст: А он будет телевизионным?

Г. Ш.: Кто?


Епрст: Ну, фильм-то!

Г. Ш.: А-а, вы все об этом! Да нет, просто будет хороший фильм. Вы

“Голый пистолет” смотрели? Ну вот, я тоже смотрел...

Епрст: И кто там у вас снимается?

Г. Ш.: Как правило, на главные роли в свои фильмы я приглашаю только

звезд мировой величины. Но приходят почему-то все какие-то бездарные и

никому не известные актеришки... В этот раз я сделал по-другому -

нарочно пригласил сниматься непрофессиональных актеров. Оператора

вообще позвали с улицы, осветители и монтажеры тоже дилетанты, но нам

блестяще удалось передать атмосферу разгильдяйства и пофигизма - ведь

фильм-то как раз об этом.

Епрст.: Стало быть, на съемочной площадке подобрался коллектив

единомышленников?

Г. Ш.: Да, и это очень здорово, потому что каждый единомышленник

привносит в съемочный процесс что-то свое. Один - лучок, другой -

яичек вареных, третий - хлебушка, огурчиков. Потом скидываемся и

отправляем продюсера за основным реквизитом. Именно так создается

настоящая атмосфера сотрудничества и взаимопонимания...

Епрст.: Музыку вы, конечно, как всегда, попросили написать Шнитке.

Г. Ш.: Да, и он, как всегда, конечно, отказался.

Епрст: Ну, понятно... А вот в фильме вашем, там хоть будут постельные

сцены-то? Мне вот в ваших фильмах очень нравятся постельные сцены

между людьми. Особенно удачно у вас “спят” Людмила Окорокова и Евгений

Толстопятов. Порой и кино не про это, а только смотришь - они тут как

тут!..

Г. Ш.: И не говорите! Настоящие профессионалы, трудяги! Я их иногда

даже с площадки выгоняю, так нет - придут опять, прямо в кадр ложатся

и за свое - сниматься. И что приятно - примерно каждая пятая сцена у

них несет глубокий художественный смысл. Но поскольку зритель не

знает, которая именно, то он с интересом смотрит их все.

Епрст: Выходит, нравится это все зрителям-то?

Г. Ш.: Сказать по-правде - люди на мои фильмы реагируют по-разному.

Кто-то плачет, кто-то смеется, а многие делают круговые движения

головой, руками. Но этого не надо бояться - когда в конце фильма они

проснутся, у них все будет нормально.

Епрст: Ну, а как вам-то самому эти ваши фильмы, по душе?

Г. Ш.: Оценивать свои фильмы-то очень трудно ведь... Ведь когда

смотришь готовый фильм из зала, то оцениваешь его позитивно, а когда

просто разглядываешь проявленную пленку - то, конечно, негативно.

Да еще смотря какое настроение у меня. Вчера вот, например,

просматривал только что смонтированный свой новый фильм. Прошло всего

две недели, а такое впечатление, что снимал совсем другой человек.

Стали разбираться - фу ты, ну ты! - и правда, не мой фильм. Да их

все и не упомнишь - вон я их сколько наснимал. К сожалению многие из

них никто не видел, они еще не проявлены - так сказать, ждут своего

проявителя.

Епрст: А случалось ли вам снимать фантасмагории в стиле Тарковского?

Г. Ш.: Конечно! В моем знаменитом психологическом фильме “Крошка Енот”

главный герой с головой погружается в иллюзорный мир текущей воды.

Найдет ли он общий язык со своим отражением, сможет ли избавиться от

своей внутренней неуверенности - непонятно...

Епрст: Я заметил, что во всех ваших картинах герои постоянно

пользуются памперсами “ЮНИ”. Сколько вам заплатили за эту рекламу?

Г. Ш.: Не хочу называть настоящую цифру, назову ненастоящую - 150 млн

долларов.

Епрст: Ой, сигарету проглотил. Ну ладно. А какое у вас режиссерское

кредо?

Г. Ш.: Хорошее у меня кредо. Я люблю, чтобы в моих фильмах женщины были

грудастые, перестрелки, погони, чтоб про природу красивую, чтоб

расставания чтоб, слезы, любовь. Потом машины чтоб ездили, люди опять

же ходили, дома чтоб стояли. Вот такое оно - мое кино, мое

концептуальное режиссерское кредо.

Епрст: Говорят, что многие герои ваших фильмов автобиографичны?..

Г. Ш.: Да нет, врут. Похожая на мою судьба только, пожалуй, у

двухголового мутанта из фильма “Двухголовые мутанты женятся”, который

в финале пожирает самого себя.

Епрст: Вам за этот фильм, кажется, в 79-м году в Америке давали двух

“Оскаров”?

Г. Ш.: Кроме двух “Оскаров” мне предлагали еще и тысячу баксов.

Только интересно, как бы я их получил, если я был невыездной? Меня же

не выпускали из страны под надуманным предлогом, что, дескать, паспорт

не в порядке!.. Ну да, мой друг, Мишка Шемякин подрисовал мне на

фотографии рожки и усы, ну и что?!.. А ведь участие в кинофестивалях

- это для многих моих фильмов почти единственная возможность встречи

со зрителем... Или несколькими зрителями.

Епрст: Скажите, а у вас не вызывает протеста то, что вы вынуждены

снимать именно 24 кадра в секунду?

Г. Ш.: Еще бы не вызывать! Я вот пробовал, вставал возле киноаппарата и

пальцем бобину тормозил, частота ведь уменьшается, верно? И что вы

думаете - зритель сразу начинает реагировать, “просыпается” зритель!

Некоторые даже свистят от восторга...

Епрст: Вот в вашей картине “Смерть в конце тоннеля” мне ничего не

понятно... А вам?

Реж: Это очень грустный фильм, оператор все время плакал, поэтому

все действие происходит как будто под водой...

Епрст: Раньше вы снимали достаточно разноплановые картины: “Смерть на

качелях”, “Убийство в песочнице”, “Смертельная скакалка”,

“Эне-бене-труп”. А в последнее время ваши творческие горизонты как

будто сузились - “Дорога к храму” (1990 г.), “Дорога ведет в храм”,

“Долгая дорога к храму” (1991 г.), “Дорога вокруг храма или Крестный

ход” (1993 г.)... Что случилось? Или ничего не случилось?

Г. Ш.: Я решил вернуться к забытой теме, но уже с новыми идеями. Сейчас

я снимаю “Падение трупа с колоколни в песочницу”. Фильм недешевый. По

сценарию там взрываются 50 “Мерседесов”, вдребезги разрушаются

ресторан “Савой”, и отель “Хилтон” в Нью-Йорке. Мы сняли один дубль,

теперь все ремонтируют для второго дубля.

Епрст: Ходят слухи, что в главной роли - роли проститутки - у вас

снимается польская актриса Ядрыга Бесплавская. Чем обоснован этот

выбор?

Г. Ш.: Вы знаете, иногда случается увидеть человека и понять: это она!

Глаза, походка, ноги, репутация... Да ей, в общем, и играть-то не надо

было...

Епрст: Говорят, для режиссера каждый фильм как ребенок. У вас такая же

беда?

Г. Ш.: У меня как раз все наоборот. Для меня каждый ребенок - как

кинофильм: сделаешь его и сразу теряешь к нему интерес, переключаешься

на что-нибудь новое, неизведанное...

Епрст: И последний вопрос. Вам не жалко тратить пленку на ваши фильмы?

Г. Ш.: Жалко, тем более что много пленки уходит в корзину. Но я

наловчился обтягивать ею теплицы. И теперь много пленки стало уходить

на теплицы.

Епрст: Понятно... Ну, я пошел.

© 1995 "Красная бурда"

1995, красная бурда, юмор, кино, интервью

Previous post Next post
Up