На электронную почту молодежной общественной организации «Поколение Нового Времени» (ПНВ) пришло письмо от жителя города Пензы Виктора Сотникова, в котором имеется статья за подписью автора по поводу недавней инициативы церкви и чиновников по установке на Советской площади мемориала новомученикам, жертвам гражданской войны и политических репрессий. По мнению гражданина Сотникова, инициатива представителей РПЦ и местной власти внесет в общество раскол и возобновит противостояние между гражданами.
Ниже мы публикуем присланную нам статью.
В связи с чрезмерно активным, откровенно навязчивым и агрессивным участием представителей управления Пензенской епархии в проталкивании в общество инициативы о создании на Советской площади памятника-новодела, посвящённого «новомученикам, жертвам гражданской войны и политических репрессий», возникает ряд вопросов и необходимость рассмотреть и показать истинные мотивы таких действий, которые на самом деле носят гораздо более приземлённый характер, определяемый понятием меркантилизм, или, по-русски говоря, - стяжательство.
Именно его столь натужно и неумело пытается скрыть иеромонах Фаддей (в миру Голосных -
http://пензенская-епархия.рф/?page_id=60510). Пресс-секретарь епархиального управления в своих выступлениях, впадая при этом в грех словоблудия, забывая православную мудрость: «Не торопись языком твоим и слова твои да будут немноги, ибо как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познаётся при множестве слов его». Не внял ей, или не знает её Фаддей (Голосных). Поэтому получается у него, мягко говоря, не очень.
Заявленная идея, которую ему приходится озвучивать и пропагандировать, своей антисоветской новизной не блещет, во многом лукава, лжива и не чиста. Он это отлично понимает, но грешит, ставя свою мирскую должность выше сана. Это его выбор и не нам его судить.
Однако видно, что что-то внутри него ворошиться, тревожит сомнениями.
Думается, что именно от этого состояния собственной внутренней неуверенности и появляются столь часто его ссылки на законность и правоту своих действий и рассуждений о благе задуманной инициативы. В итоге на двух страничках своего комментария от 13 июля сего года он приводит аж две статьи УК РФ и целый федеральный закон! И все эти усилия направлены против небольшой группы молодёжи, посмевшей не согласиться с предлагаемой идеей, оспорить её, протестовать против неё. То есть, проявить иное мнение.
Это наводит на многие мысли о законе, праве и правоте, о правде и свободе совести, о благолепии храмов и праведной благости местных пастырей духовных, их истинной вере…
За комментатором следует признать определённые способности и даже талант. Ведь надо суметь в столь малом объёме текста нагородить так много явных несуразностей и алогизмов! А ведь этому (доказательной, последовательной логике) иеромонаха где-то и хоть как-то должны были учить… Увы, в данном случае, не в коня корм.
Поэтому гражданин Голосных столь демонстративно самоутверждается в правоте своих рассуждений и оценок, основываясь и ссылаясь исключительно на мирские законы, считая их незыблемой основой занятой им позиции по достижению цели подавления идеологических оппонентов и профилактики других несогласных. Форма и метод представителя РПЦ весьма странные, напоминают действия совсем иного ведомства.
Для РПЦ авторитет советских и современных историков-патриотов России заведомо неприемлем для восприятия.
Поэтому в данном конкретном, почти клиническом, случае обратимся за консультацией к злейшему, последовательному, принципиальному врагу Советской власти и коммунизма У.Черчиллю. Вот, что говорил он по этому поводу: «Если настоящее будет судить прошлое своими мерками, то оно лишиться будущего».
Именно в такое «настоящее» постоянно и последовательно 20 лет пытается затянуть нас нынешняя власть и церковь в России. Ведь даже самому наивному обывателю понятно, что не просто так, по собственной инициативе, принимают активное участие в заседаниях весьма мутной и сомнительной «инициативной группы» руководящие областные и городские чиновники, пытающиеся изо всех сил придать ей хотя бы видимость весомой общественной значимости. Получается плохо, ничего, кроме раздражения, в ожидании очередных добровольно-принудительных поборов это у большинства жителей города не вызывает. Всё чаще возникает актуальный вопрос к таким представителям: неужели все проблемы решили по своим должностным обязанностям эти чиновники в Пензенской области и городе Пензе? Заняться более нечем за зарплату налогоплательщиков?!
Неужели губернатор настолько глух и нем, или заинтересован в разрушении весьма хрупкой стабильности местного общества и сознательно идёт против политического курса Президента РФ на объединение России на патриотической основе? Ведь будь иначе, то появление подобного рода, столь провокационной «инициативы» накануне важнейшей для страны политической избирательной кампании должно было получить незамедлительную его негативную оценку.
Возвращаясь к гражданину Голосных, можно предположить, что такой его подход к подавлению появившихся и возможных противников пропагандируемой идеи (а он озвучивает позицию чиновников епархиального управления РПЦ) мог возникнуть от незнания, неумения или, как ещё говорят, - от чрезмерно большого ума.
Думается, что в данном случае в более полной по точности мере подходит определение - неучи. А невежество само по себе, а тем более агрессивно-наступательное, пытающееся протащить свою идею путём подавления своим диктатом иных взглядов и точек зрения - есть тупиковый путь, грех клокочущей пустоты, которому каждый гражданин нашей страны, как и каждый православный человек, в силу внутренней сути своей, всегда будет противостоять.
Не будем голословными и с этой позиции, доказательно попытаемся рассмотреть вброшенную нам идею, её полезность для общества, ее настоящую цель и задачу, столь тщательно от нас скрываемую.
Вот, например, как определена цель инициативы чиновников РПЦ в сообщении «PenzaNews» от 29 июня сего года: «…Таким образом (путём установления памятника-новодела) будет решена задача восстановления исторического равновесия, центром которого станет культурная доминанта Собора…» (
http://penzanews.ru/society/103263-2016).
Рассмотрим смысловое содержание данного итогового целевого предположения, которое преподноситься нам как истинное, в основе которого лежит понятие «доминанта». Понятие это латинское, в смысловом содержании означает: господствующая, определяющая. А происходит оно от столь же латинского «доминат», что означает: господство, единовластие - режим неограниченной власти (диктатуры) императора периода поздней Римской империи.
Позже именно от них последовало название печально известного католического ордена и его членов - доминиканцы, созданного в XIII веке для борьбы с ересями, возглавившим «святую инквизицию» со всеми её кровавыми «прелестями» во имя обеспечения своей, конечно же самой духовной и правильной доминанты.
Надеюсь, понятно, каким образом, с помощью всего этого наследия его сегодняшние последователи хотят достичь решения задачи «восстановления исторического равновесия (справедливости)»?! Куда ведёт такой столь «благонамеренный» путь нам давно известно из той же истории. По-иному говоря, подобная «доминанта» есть лукавая ересь, цель которой изначально и преднамеренно предусматривает и имеет обратный заявленной цели результат.
Поэтому итоговый вывод для таких «пастырей» неутешителен - неучи. Надо бы им знать и помнить, что: «Не стоит город без святого, селение без праведника». А вот о том, что не могут они стоять без храмов-соборов, тем более, если ни того, ни другого там нет, столь же категорично не сказано. Как нет и утверждения о том, что храм есть первооснова православия, ибо не храмами сильно оно, а верой, да молитвой.
Ересь стяжательства, возобладавшая среди значительной части руководящей верхушки современной РПЦ, берёт за основу её развития атрибутику веры, в ущерб развитию и укреплению самой веры. Такая внешняя, показная, демонстрационная её сторона тоже, безусловно, важна и необходима, но всё же вторична и является во многом лишь признаком принадлежности к первичной основе её.
Не просто так бытовала в православном народе, забытая ныне чинами РПЦ, притча: «Не строй семи церквей, а пристрой семерых детей». При наличии в сегодняшней РФ двух миллионов беспризорников, звучит она для РПЦ более чем актуально и современно. Увы, позиция её стяжательского, политизированного руководства остаётся неизменной - строительство всё новых храмов первоочередным порядком и любым путём и способом.
Количество построенных за последние двадцать с лишним лет РПЦ храмов превысило по темпам даже прежние дореволюционные самые стабильные времена, начинает выходить за рамки разумной потребности. Учебные заведения РПЦ в разы увеличили выпуск служителей, хотя и явно в ущерб качеству их подготовки. Плоды их отдают гнилью. По статистическим данным на начало 2015 года она развернула по стране 29500 приходов, в которых служат 30500 священников. Казалось бы, всё идет прекрасно. В среднем на регион приходится уже по 343 прихода, службу в которых несут 355 священников (не считая значительного количества других чинов). Однако во всём этом есть большое «НО», которое упирается в количество настоящих верующих.
Только очень наивные люди могут верить сегодня официальной статистике о численности верующих, столь активно, рьяно пропагандируемой РПЦ и властными структурами РФ. Не помогает в этом даже появившиеся специализированные телевизионные каналы. Практически нет там, например, регулярно появляющихся мирских воплей о помощи погибающим от болезней детей, родителям которых не хватает средств на дорогостоящие операции. Почему это так?
Утверждение о многократном росте числа верующих - приверженцев современной РПЦ - есть самая большая и пагубная её попытка выдать желаемое за действительность, которая приводит лишь к искушению самообмана, носящего гибельный для неё характер.
В реальности всё, или очень многое, обстоит гораздо хуже и по этому направлению деятельности она явно уже проигрывает последователям ислама. Особенно чётко это видно в умении и способности последнего к самоорганизации и проведении своих массовых мероприятий.
Те, кто действительно интересуется этой проблемой, могут сказать, что храмы РПЦ загружены сегодня лишь на четверть. Их деятельность оживает только в дни больших религиозных праздников, связанных с проведением каких-то демонстрационных, в чём-то театрализованных представлений, что привлекает значительное количество праздных зевак, не имеющих к верующим никакого отношения.
Весьма своеобразной представляется и «вера» значительной части современных новообращённых адептов РПЦ. Это скорее некая смесь исторически сложившихся у части русского населения традиций, правил поведения, с его извечным - «на авось», «на всякий случай», к которым подмешана и известная доля массированного воздействия религиозной пропаганды, всячески и всесторонне поддерживаемой властью в своих интересах, что придаёт ей некий оттенок, который можно определить таким светским понятием, как «дань моде». Всё это, вместе взятое, к православию имеет весьма и весьма отдалённое отношение.
Поэтому и не вызывает никакого доверия и уважения появление в храмах одиозно-гротескных фигур первых лиц государства, совершивших и совершающих великие прегрешения перед многострадальным народом России. Тем более, что вслед за ними истинными попугаями туда хлынула и толпа нижестоящего чиновничества. Это вера? Если да, то весьма сомнительного свойства. Где все они будут, объяви завтра Путин себя атеистом?
Теперь добавим перед понятием «доминанта» слово «культурная» и посмотрим, чего хотят авторы инициативы.
Общеизвестно, что любая культура основана на знаниях, а её уровень - на постоянном их развитии, способности к распространению, взаимопроникновению. То есть, навязываемая ими господствующая культура - есть монокультура, наиболее уязвимая, слабая и тупиковая в своём конечном развитии. Как видите, и здесь авторы определяют себя, как неучи, забывшие, что живут они в светском государстве, что кроме РПЦ есть Ислам и иные религии, что значительная часть общества остается атеистами, что в таком государстве и обществе господство и преобладание какой-то религиозной культуры невозможно.
О храме, как «культурной доминанте» уже говорилось. Можно лишь добавить, что в православии понятия «храм», «путь к храму» носят иное содержательное значение, нежели то, которое нам столь навязчиво предлагается.
Далее следует перейти непосредственно к доказательной базе, на которой авторы инициативы пытаются построить её обоснование.
Начнём с того, кому посвящён предполагаемый к строительству памятник? Новомученикам, жертвам гражданской войны и политических репрессий.
То, что иеромонах Фаддей, вкупе с другими «инициаторами», не знает событий гражданской войны - это в порядке вещей подобного рода «просветителей», факт вполне очевидный и никаких сомнений не вызывает. Именно в силу этого такие «знатоки» пытаются навязать нам «историческую справедливость с отражением обеих сторон гражданской войны», основываясь при этом на событиях белочешского мятежа в Пензе (ибо иных крупных боевых действий на территории Пензенской области просто не было, всё время ее проведения она была тыловой опорой Советской власти, где подавляющее число населения её не только поддерживало, но и оказывало всемерную помощь в её становлении и развитии).
«Инициаторы» не знают и не понимают, что граждане России в этом конфликте с обеих сторон просто не участвовали и к понятию «гражданская война» он отношения не имеет. На одной стороне в нём участвовали силы законного Советского правительства, защищавшие город, на другой - поставившие себя мятежом вне закона части иностранного (французского) вооруженного формирования - легионеры Отдельного чехословацкого корпуса (ОЧК), которых после этого и назовут белочехами. И натворят они на нашей земле немало больших кровавых бед.
Так каким «новомученикам с другой стороны» хотят поставить очередной памятник на Советской площади в противовес красным бойцам, погибшим защищая Пензу?
Ведь своим бандитам представители новой Чешской республики, их идейные наследники, его уже установили, сделав это при содействии местных властей, по-воровски, ночью, в полосе отчуждения железной дороги, игнорируя мнение общественности.
Отметим, что даже у этой наглой до полной бессовестности братии хватило ума даже не ставить вопрос об установке его в историческом центре города, тем более, вблизи советского памятника, посвящённого этим событиям. Как видите, местные церковники на почве бессовестности и ненависти к Советскому периоду истории их превзошли. Они этого и не скрывают. Ведь открытие памятника приурочено к 100-летию Великого Октября. Как же хочется некоторым безнаказанно потоптаться на костях и памяти советских людей!
Этим предлагаемая идея порочна и лжива. Естественно, что ни к какой «справедливости», «равновесию» и «консолидации» общества такая основа не приведёт и привести не может.
Второе их обоснование - тема политических репрессий новизной антисоветской мысли также не отличается, в ещё большей степени заезжено, чем первое.
Кто действительно интересуется этим вопросом, знает, что Пензенская область относилась к тем регионам, которые репрессии затронули в меньшей степени. Да и основной удар в пик их проведения был нанесён здесь по партийному, советскому, хозяйственному активу, по тем же работникам НКВД, нежели по основной массе населения.
Всё познаётся в сравнении.
Например, никто из них никогда не скажет, что в современной России, в стабильные времена, при численности населения в 140 млн. человек в тюрьмах находится 1,5 миллиона, тогда как в самые «страшные» годы в СССР, при населении свыше 200 млн. человек, там находилось (по официальным, проверенным данным, а не по сказочным «демократическим» страшилкам) не более 800 тысяч человек.
Вот уже 26 лет они не устают трепаться «о слезинке ребёнка», не замечая под боком в «демократической» до крайнего упора России своих «достижений» в виде двух миллионов беспризорных детей и шести миллионов наркоманов. Было такое возможно при Советской власти?!
Ненавистный им Ф.Э. Дзержинский, возглавивший правительственную комиссию по борьбе с беспризорностью детей и подростков, покончил с этим тяжелейшим наследием гражданской войны и разрухи в кратчайшие сроки.
Много лет подряд они стонут по поводу неких тайных пароходов, вывезших после окончания гражданской войны несколько тысяч представителей интеллигенции - «цвет, элиту нации», относя это к жесточайшим репрессиям, но забывая при этом сказать, что сделано это было на добровольной основе, а Советская власть проявила уважение к выбору своих граждан. Естественно, «не помнят» они и того, что спустя некоторое время многие из выехавших опять-таки добровольно вернулись в СССР, и никто никаких препятствий им в этом не чинил.
Подобный исторический склероз носит у них хронический характер. Именно поэтому с их стороны вы никогда не услышите, например, что с 1991 года по середину 2013 года из нашей страны выехал 1 млн 500 тысяч самых образованных, подготовленных и квалифицированных специалистов науки, техники, культуры. Однако никаких стонов, стенаний и обвинений по этому поводу с их стороны не слышно. Как и о том, что 25 миллионов русских людей оказались за границей, отрезанными от России.
Своими лукавыми трелями о будущей «культурной доминанте собора», они намеренно глухи к тому, что с 1991 года по сей день количество школ сократилось в полтора раза, а больниц в стране осталось 6,3 тысячи - меньше, чем их было в 1940 году.
Поэтому они будут молчать о том, что Пензенская область давно уже находится в числе тех регионов, которые являются лидерами таких «достижений». А в целом по основным показателям плотно осела в болоте 18-ти самых нищих регионов России. Причем в этой «когорте передовиков» нет больше ни одного из субъектов Приволжского федерального округа…
Никакой храм-собор со всеми и всякими его доминантами никогда не сможет заменить и восполнить собой эти потери. Это все нормальные люди должны отчетливо видеть и понимать. Ибо именно в этом и состоит изначальная лживость и порочность подобного рода вбрасываемых в общество «благих» инициатив.
Никто из них никогда не скажет вам, что благодаря «либерально-демократическим реформам» таких же «инициаторов» потери населения страны по смертности в мирное время превысили потери в гражданской войне с обеих сторон.
Но и этого для них, видимо, мало. Поэтому в своём бесовском рвении они договариваются до того, что «среднестатистический гражданин России должен съедать никак не более 346 гр. хлеба или макарон в день», фарисейски объясняя и объявляя это «заботой о здоровье нации». Напомню, что в 1941 году паёк по хлебу для немецких военнопленных у нас, в страшно тоталитарном СССР, составлял почти вдвое больше - 600 гр. в день.
Как же надо ненавидеть свой собственный народ и его прошлое?!
В целом же тема политических репрессий столь тонка, индивидуальна, остра и болезненна для современного российского общества, что брать за основу столь явно одностороннее её толкование и поднимать его на щит в качестве достижения всеобщего равновесия, справедливости и сплочения могут только очень недалёкие и столь же безответственные люди, или те, кто сознательно преследует цель его дестабилизации и раскола.
Только чрезвычайная осторожность, высочайшая деликатность, всесторонняя взвешенность и продуманность, построенные на анализе состояния общества и врачебный, испытанный столетиями принцип: не навреди - должны лежать в основе, подходов к решению таких вопросов.
Ничего этого у «инициаторов» нет, и не наблюдается.
Зато мы отчётливо видим в их помыслах и действиях всё ту же ярко выраженную попытку политического реванша, откровенно приуроченную ими к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции - историческому событию, которое для очень многих членов российского общества продолжает быть и остаётся действительно Великим.
Поэтому безответственным любителям подобных политических игр - экспериментаторам над обществом не следует столь бездумно указывать пальцем и определять место нового противостояния памятников и людей, даже если где-то ты высокий чин.
К тому же следует напомнить, что памятник жертвам репрессий в Пензе (на улице Московской) установлен относительно давно. К нему регулярно водят экскурсии приезжих туристов и местных жителей. Очень рекомендовал бы членам «инициативной группы» в полном составе записаться на такое мероприятие, «открыть» его существование для себя и хорошо подумать о целесообразности и своевременности своей затеи.
На этом пожелании можно было бы и закончить, но развитие темы, особенно её меркантильной подоплёки, видимо, потребует продолжения. Поэтому автор не прощается со своими читателями, в которых очень хотел бы видеть неравнодушных ко всему, о чём здесь говорилось, обывателей, а своих единомышленников - патриотов России и нашего родного города, найти и получить их понимание и поддержку.
В завершение хотелось бы сказать несколько слов об уровне интереса к истории родного края у представителей «инициативной группы», берущейся указать нам путь к единению и согласию, но не удосужившейся выяснить даже то, что размещено на месте предполагаемой ими установки памятника-новодела. Такой уровень не только удручает, но и ставит их в весьма неловкое положение.
Так, на сайте Пензенской епархии в качестве ориентира говорится о некой «исторической башенке», которая в информации ИА «PenzaNews» от 29 июня превращается уже в «историческую башню». Пока дело не дошло до какой-то следующей трансформации этого, столь загадочного для них «исторического» строения, поясню весьма прозаически, лишая их романтических иллюзий, что указанный объект дореволюционной постройки носит весьма приземленный характер, к историческим событиям и датам отношения не имеет. Это наземная часть (фрагмент) водопроводно-канализационной городской системы. Не знаю, как сейчас, но в 50-е, начале 60-х годов она была действующей. По этой причине его прятали в зелёных насаждениях, сделали незаметным, чтобы не смущать «чистую публику».
Виктор Сотников
Фото ПНВ, www.on-walking.com,
http://пензенская-епархия.рф