В пятницу, 15 марта, в информационном агентстве «PenzaNews» состоялась
пресс-конференция начальника регионального Управления ГИБДД Сергея Буйлова. Тема встречи касалась вопросов ужесточения наказания за вождение автомобилей в состоянии алкогольного опьянения. Как оказалось, данная проблематика вызвала неподдельный интерес у пензенских
журналистов. В мероприятии решил поучаствовать и я.
Вначале подполковник полиции озвучил статистику по ДТП в Пензенской области за минувший год. По его данным, в 2012 году было зафиксировано 2250 ДТП, в которых погибло 296 человек и ранено около 3-х тысяч. Примерно 300 ДТП произошло по вине пьяных водителей, т.е. каждое седьмое происшествие. В прошлом году сотрудники ДПС задержали 12,5 тысяч водителей в нетрезвом состоянии, это больше на 12%, чем в 2011 году.
Далее господин Буйлов предоставил возможность журналистам задать свои вопросы. Остановлюсь лишь на тех, которые меня и привели на конференцию.
Начальник ГИБДД отчетливо дал понять, что он является активным сторонником увеличения штрафов и прочих санкций за езду в пьяном виде. Кроме того, Буйлов признался, что был одним из тех, кто ввел в области порочную практику «сплошных» проверок водителей на дорогах.
Кто-то может сейчас меня обвинить в том, что я заступаюсь за алкашей за рулем. Нет, это не так! Как и любой адекватный гражданин, я категорически против этого явления. Суть в том, что наши гайцы подходят к решению проблемы формально и однобоко.
Буйлов, как юрист по образованию, должен понимать, что одними карательными мерами невозможно резко снизить правонарушения, поскольку нужен комплексный подход - усовершенствование мер предупреждения, пресечения, профилактики, пропаганды и пр. Это из курса криминологии. Вместо этого руководитель областного ГИБДД предлагает, прежде всего, убеждать жителей в том, чтобы они были ответственными перед обществом. Тоже верно, но снова не главное.
Что касается рейдов по выявлению пьяных водителей, то в этом, безусловно, есть свои плюсы, но от них страдают совершенно невиновные люди. К счастью, жертвами нерадивых инспекторов ДПС становится малая часть водителей. Некоторым из них даже удается доказать свою невиновность в суде.
Мой вопрос как раз и был связан с деятельностью работников ДПС.
Я напомнил, что в ноябре прошлого года Генпрокуратура заявила о том, что в нашей области возбуждены и расследуются 39 уголовных дел по фактам подделки сотрудниками полиции протоколов об АПН. «Значительное число нарушений, - как подчеркивала Генпрокуратура, - по-прежнему допускается сотрудниками ГИБДД, что приводит к злоупотреблениям коррупционного характера».
Чтобы не быть голословным, я привел несколько примеров из своей практики.
В прошлом году зам. ком. взвода №6 СБ ДПС, старший лейтенант полиции Чигин С.В. в ходе мероприятий по выявлению нетрезвых водителей пошел на нарушение административного регламента, подделал подписи понятых в процессуальных документах…
Инспектор СБ ДПС УГИБДД по Пензенской области, лейтенант полиции Ермаков Д.Ю. в октябре 2012 года грубо сфальсифицировал само событие правонарушения, не представил суду никаких доказательств, подтверждающих нахождение привлекаемого лица за рулем.
Но, к сожалению, данным инспекторам пока удалось избежать ответственности, а водители лишены водительских прав, поскольку для мирового суда достаточно протокола об административном правонарушении.
Не мог не задать вопрос и про инспектора ОР ДПС Соловьева В.Ю., который прогремел на всю страну в
программе «Первая передача» на телеканале НТВ. Напомню, что сотрудник полиции якобы сфальсифицировал процессуальные документы, а также написал рапорт, не соответствующий действительности. Водителю удалось отстоять свою правоту в мировом суде с помощью видео-регистратора.
Ответная реакция Буйлова последовала незамедлительно. По его словам, областное Управление ГИБДД сомневается в правдивости видеозаписи, намерено обжаловать решение суда первой инстанции, и обратиться с опровержением на НТВ.
Странно, но десять минут назад Буйлов призывал всех ставить видео-регистраторы в автомобили. В дополнении, подполковник полиции посетовал на мировые суды, мол, они не вникают во все обстоятельства дела и сильно ангажированы. Так и есть, только подавляющее число решений они принимают в угоду инспекторам ДПС.
На этом фоне главный гаишник области продолжал шептать свою мантру о том, что «его сотрудники стали реже реагировать на «телефонное право». Очевидно, что субъективный фактор в работе инспекторов ДПС будет пока главенствовать. Нет ничего удивительного, что сотрудники чаще стали задавать вопрос водителям: «У тебя есть знакомые в ГИБДД?»
Порадовало, что с приходом Буйлова хотя бы началось внедрение средств регистрации нарушений. Тем не менее, оснащение идет вяло, так как региональный бюджет выделяет достаточно скудные средства. До сих пор не оснащены камерами внутреннего и внешнего наблюдения стационарные посты ГИБДД. Можно сколь угодно долго ругать Саакашвили, но именно благодаря внедрению видеокамер он за пару лет свел до минимума коррупцию на дорогах. У нас же этот процесс находится в зачаточном состоянии.
В завершении пресс-конференции Буйлова вынудили ответить, сколько все-таки было привлечено сотрудников ДПС к ответственности. По словам начальника, 220 инспекторов (почти половина от штатного состава) была привлечена к дисциплинарной ответственности, а многие были наказаны увольнением с работы.
Вот и делайте собственные выводы, дорогие друзья, о работе пензенского ГИБДД.
Павел Барабанщиков
Фото ИА «PenzaNews»