Топ-10 по экономике в 2016 году by Michael Roberts

Dec 31, 2016 15:51

Стоит напомнить читателям блога thenextrecession лучшие книги, опубликованные в этом году. Отобраны книги, содержащие новые идеи и понимание развития капитализма и марксисткой политэкономии. И конечно же шутки и увлекательные истории.

Начнем с книги, которая рассматривает деятельность финансового капитала и империализма в крупнейших странах и мире. В замечательной книге «Финансовый капитал: сегодня» французский марксист Chesnais анализировал детально ключевые идеи развития в современных финансов и причины глобального краха в 2008 году.

Francois прокомментировал в моем блоге: Производство прибавочной стоимости недостаточно, чтобы вновь запустить процесс накопления в таком масштабе, чтобы служить совокупному накоплению дивидендов и процентных активов банка, фондов и имущества индивидов (финансового накопления, в целом). Это привело к бессмысленным в долговременной перспективе нулевым ставкам, которые не являются просто результатом программы количественного смягчения и легким шоком в глобальной финансовой системе. Конечно, рост государственного долга, отстаивание интересов рантье, циклическое регулирование - политика строгой экономии (austerity policies) только усугубляет проблемы, но не объясняет текущий кризис и не может решить проблемы капиталистического производства. Tony Norfield сделал прекрасный обзор книги Chesnais в своем блоге.

Тони опубликовал также свой анализ капитализма в книге «Город: Лондон и Глобальная власть финансов. Norfield описывает финансовую систему и механизм её работы  (если не происходит очередного сбоя). Тони разбирает империализм, который создается за счет господства  стран-центра на мировом рынке посредством корпораций, создающих вещи, предоставлющих услуги и финансы. Финансовые льготы есть форма экономической власти, позволяющая империалистическим странам присваивать ресурсы и ценности в периферийных странах. Они в 21 веке не раздельны. Британия занимает второе место по развитию финансового сектора (после США), а в некоторых областях, в частности торговля иностранной валютой лидирует. Крупнейшая экономика рантье. Только по этой причине референдум Brexit поставил будущее Лондона под угрозу потери своей мировой финансовой роли.

Tony Norfield рассмотрел современный империализм в финансовом плане, тогда как John Smith в книге Империализм в 21 веке рассматривает с точки зрения миллиардов Третьего Мира (как его называли раньше) - развивающихся стран. В моем блоге были дебаты о взгляде Смита о «суперэксплуатации» рабочих Юга как основе современного империализма. Это помогает понять значение его работы.

Роль финансов в нестабильности капитализма стала темой работы Jack Rasmus в книге «Системная нестабильность в глобальной экономике». Rasmus выразил, что мейнстримная экономическая теория не может объяснить её нестабильность и возникновение депресссии, спрогнозировать кризис подобный Великой Рецессии. Но Jack не только выдвигает аргументы против мейнстримную экономику, ортодоксальные теории кризиса 1970-ых годов также не выдерживают критики. Кейсианцы утратили аутентичное понимание Кейнса и видят основную причину в нестабильности и неустойчивости монетарной, финансовой экономике. Его книга представляет значительный вклад в понимание нестабильности современного капитализма.

Различные объяснения причин кризиса капитализма в марксистских и радикальных учениях нашли объяснение в сборнике работ «Великий Финансовый Крах» Turan Subusat.

Turan во введении суммирует взгляды различных марксистских школ. Работа содержит также мои дебаты с Д. Харви о значении тенденции нормы прибыли к понижению. Turan утверждает, что причины кризиса могут быть рассмотрены с трех различных позиций: как результат функционирования системы (падение нормы прибыли или недопотребление), в результате конъюнктурных причн (каждый кризис специфичен), или как результат принятия политики решений (неолиберальный проект, финансовое дерегуляция и др.).

Проблемы мейнстримовой экономики были рассмотрены в 2-ух томах Ben Fine «Микроэкономика» и «Макроэкономика»: критический взгляд в соавторстве с Ourania Dimakou. Это обеспечивает неоценимую прививку от традиционного маржинализма и общих теорий равновесия в микроэкономике, закона Сэя, которые исключают любую возможность кризиса.

Fine отмечает, что макроэкономисты перешли от теория к моделям. Математические модели заменяют теории и проверяются ex-post. Однако часто модели нереалистичны в изначальных предположениях. Fine указывает на знаменитый акселератор-мультипликатор Кейсианской модели, показывающий нестабильность капитализма, но ничего не объясняющий. Fine анализирует контрреволюцию против более радикальной кейсианской модели, показывает как мейнстримные экономисты пытаются совместить кейнсианство с равновесной теорией с предположениями и о падении цен и зарплаты в неоклассическом синтезе. Модели роста отличаются от моделей кратковременных флуктуаций.

Интересно сравнить критику Fine с критикой Paul Romer мейнстримного экономиста, который изложил свои взгляды в работе «Проблемы макроэкономики». Ромер утверждает, что объяснение кризисов экзогенными шоками при гармоничном процессе экономического роста не имеет никакой полезности. Если придерживаться версии из-за воображаемых шоков для объяснения острых изменений в экономике «приводит к необходимости учета большего количества переменных, затрудняющих идентификацию причин кризиса». Как Ромер отмечает, «решение проблемы идентификации означает придерживаться фактов с опр. значением истинности, которые возможно оценить, однако математика не позволяет установить истинность фактов. Никогда этого не делала и не будет делать».

Изучение фактов стало менее значимо, чем чистота математических моделей, поиск истинности стал менее важен, чем уважение к авторитету. «Руководство власти может соединять усилия множества исследователей, в подтверждении модели фактами нет никакой необходимости. В результате, если факты не подтверждают официальную теорию, они обозначаются как второстепенные. Прогресс в области чистых математических моделей определен властью».

Две книги по основным проблемам современного капитализма: повышения неравенства и падение производительности произведены не-марксистами. В книге бывшего главы Всемирного банка, знаменитого экономиста Branco Milanovic «Глобальное нераевнство" показано, что неравенство возросло с ранних 1980-ых, т.е. начала глобализации. Повышение неравенства происходит в результате сокращения доли труда и повышения прибылей в результате повторяющихся сбоев в капиталистическом производстве. Рост доходов концентрируется в Китае и в последнее время в гораздо меньшей степени в Индии.

Наиболее обсуждаемая книга среди мейнстримовых экономистов в 2016 году - Robert J Gordon Подъем и падение американского роста. В книге, обобщающей исследования последнего десятилетия, Gordon заключает, что парадигма о росте производительности в результате завершившейся цифровой революции и ожидаемого бума в использовании роботов и искусственного интеллекта имеет мало оснований. Напротив, мировая экономика далеко от быстрого экономического роста и производительности и темпы роста падают в результате замедления роста производительности и населения.

Доводы Гордона направлены против технооптимизма и экономистов, считающих, что мир находимся в преддверии роста производительности в результате применения роботов, искусственного интеллекта, генетики и ряда других «разрушительных технологий» - разрушительные так как замещают традиционные рабочие места и рабочие функции роботами и алгоритмами. Оптимисты утверждают, что со времен Т. Мальтуса предсказания отличались безысходностью, однако экономика развивалась иным путем.

Также рассматривает добротно воздействие экономики при капитализме короткая книга "На острие технологий" Bob Hughes. Hughes графически обосновывает, что только технология под контролем общественных организаций и шире (то, что он следую за Кропоткином называет «взаимные ассоциации») приводит к успехам в области инноваций. Он раскрывает множество примеров для решения проблем глобального потепления, восстановления окружающей среды, сокращения затратного производства, защита естественных ресурсов, включая флору и фауну.

В конце концов, вышли две книги по марксистской экономической теории в этот год. Anwar Shaikh говорит, что он не марксист, но сторонник классической политэкономии. В его авторитетной 1000-страничной работе «Капитализм: конкуренция, конфликт и кризисы» Shaikh объясняет, что его подход очень отличен от ортодоксальной экономике и господствующей альтернативной традиции. Он отказывается от неоклассического подхода, который принимает существование «совершенных фирм, совершенных индивидов, совершенное рациональное поведение, рациональные ожидания и т.д.», этот подход «принимает различные отклонения, чтобы объяснить эмпирические данные», но не образует общую теорию кризисных состояний экономики.

Shaikh подчеркивает, что прибыль основная цель капиталистического роста производства, и существуют циклические флуктуации в прибыльности капитализма (бизнес-циклы, циклы постоянного капитала). История рыночной системы представляет собой повторяющиеся паттерны бума и спада в течение века, возникающие в развитых странах. Ключевые кризися при капитализме названы «депрессией» - как в 1840-ых годах, «Долгая депрессия» с 1873 по 1893, «Великая Депрессия» 1930-ых, «Стагфляция» 1970-ых и Великий Глобальный кризис теперь.

Shaikh подчеркивает, что последний кризис Великая Рецессия происходит будто бы из-за чрезмерной финансового сектора, однако это поверхностный взгляд. Кейсианцы и пост-кейсианцы утверждают, что текущий кризис есть результат неравенства и падения занятости, следовательно, необходимо сохранить стабильные зарплаты, использовать фискальные и монетарные меры для поддержания политики полной занятости. Но Shaikh утверждает, что подобная политика не работает, по-крайней мере, в США, пост-кейсинацы не верно идентифицируют причины кризисного состояния, который в действительности состоит в падение прибыльности.

Книга Fred Moseley «Деньги и Тотальность» тщательная защита марксисткой теории стоимости и её роль для характеристики современного капитализма. Moseley рассматривает подробно все интерпретации теории стоимости и цены и показывает, что анализ Маркса позволяет реалистично описать капитализм. Если интерпретировать теорию Маркса как единую систему капиталистической макроэкономики то также возможно её эмпирически версифицировать (со всеми оговорками по проблемам экономических измерений и индексов). Проверка теорий и законов, поиск доказательств стала распространенной игрой. Fred Moseley с уверенностью утверждает, что логическая и последовательная теория Маркса проверена эмпирически.

И да, ведь именно в этом году вышла моя книга Долгая Депрессия.
Previous post Next post
Up