Эхо Москвы / Новости / Новости Эха / Четверг, 02.06.2011 / Российские правоведы предлагают вернуть каторжные работы
http://www.echo.msk.ru/news/780802-echo.phtml Свое недовольство нынешним положением в сфере уголовного законодательства, эксперты выразили на специальном Конгрессе, прошедшем в МГУ под эгидой ассоциации юристов. На нем участники озвучили идею введения понятия «злодеяние», которое предусматривало бы каторгу для террористов, наркоторговцев и убийц детей.
Каторжные работы без срока. Тяжкий физический труд без амнистии, без помилования, свиданий, переписки, информации об осужденном - именно такой вид наказания предлагает ввести в уголовное право Алексей Александров, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и заслуженный юрист России. Такие меры следует принимать по отношению к людям, которых уличили в злодеянии - под этим термином политик предлагает объединить ряд тяжких преступлений, пишет Российская газета. Каторжные работы могли бы, по сути, заменить смертную казнь, сообщил Александров в интервью «Эхо Москвы».
Стоит отметить, что помимо ужесточающих мер, автор доклада предложил и некоторое смягчение уголовного кодекса. Он считает, что законодательству необходима либерализация наказаний по преступлениям небольшой тяжести. Это выступление слушали сотни участников международного конгресса по уголовному праву, который проходил в МГУ. Поговорив о бессрочной каторге для злодеев и о других вопросах, Александров остановился на проблемах правовой грамотности школьников. По его словам, есть необходимость ввести в школах обязательный курс правоведения. В этот курс - считает юрист - следовало бы ввести элементы истории права, патриотическое воспитание, нравственно-правовые начала и другое. Преподавание предмета могли бы взять на себя профессиональные юристы. Резолюция конгресса была направлена в российские законодательные органы.
Член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, депутат от Единой России Дмитрий Вяткин считает важным, что подобные юридические инициативы начинают обсуждаться в обществе, особенно в свете неоднозначного отношения населения к смертной казни и пожизненному заключению.
Вяткин затруднился сказать, поддерживает ли он такую инициативу и заметил, что для подробной оценки следует дождаться пока предложение выльется в конкретный законопроект.
Предложение объединить самые тяжкие преступления под понятие «злодеяние» и наказывать за это каторгой юридически не корректно и не вписывается в каноны уголовного законодательства, считает юрист Генри Резник.
Что же касается меры наказания в виде каторги, Резник заметил, что применение принудительного труда противоречит международным нормам и, по его мнению, такое наказание бесчеловечно. «Общество и государство не должно применять те методы, которыми действуют преступники, оно должны быть нравственно выше тех, кто совершает преступления, добавил Резник.
Популистским называет предложение ввести в России каторгу глава движения «За права человека» Лев Пономарев. Он отмечает, что строгость наказания абсолютно не способствует снижению преступности.
Пономарев добавил, что ему неизвестны современные страны, где бы применялась мера наказания в виде каторги. «Слово каторга я давно не слышал. Кроме как в произведениях о Российской Империи», сказал правозащитник.