В последнее время я все чаще замечаю появление в рукописях наших учебников совершенно новых, неизвестных науке правил русского языка. Как нарочно, авторы учебников - сплошь маститые, авторитетные, известные и тэ пэ.
Вот, к примеру, в одном из пособий предлагается безударную гласную в корне слова "вырАсти" проверять словом "рОст", а слово "умИрать" авторы проверяют словом "мЕртвый". (При этом на текущий момент ученики знают только лишь о существовании проверяемых безударных гласных, а чередование в корнях авторы благополучно своим вниманием обошли.)
И я очень сильно сомневаюсь, что стоит в качестве иллюстраций к теме "Сложносочиненные предложения" давать подобные примеры: В школу Дарья пошла в восемь лет, но училась недолго; Я очень люблю свою семью, однако мало знаю о ее истории. Если уж ученые-филологи до конца не разобрались, к какому типу относить предложения с однородными сказуемыми (кстати, любой обычный школьник вам четко скажет, что предложения эти простые, а не сложносочиненные), то зачем путать иностранцев, которые учат русский без году неделю?
Также невероятно смутила меня представленная в том же учебнике рекомендация: "Перед словом с частицей ЛИ ставится запятая, например: Я не знаю, написала ли она письмо маме". Как тут же отреагировали мои коллеги: "Перед любым словом с ЛИ? А с фига ЛИ?" Может быть, проще объяснить постановку запятой тем, что это придаточное предложение (и если уж на то пошло, то с союзом ЛИ)?
Или вот еще новое (видимо, изобретенное авторами) правило пунктуации при прямой речи: "Двоеточие не ставится после слов автора, если невозможно вставить слова и сказал, и воскликнул, и спросил и т. п. после авторских слов". Ну, знаете ли, это уже чересчур! Как можно смешивать правило на постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении (типа: Автор обернулся: за его спиной стоял редактор с остро наточенным топором) и правило на знаки препинания при прямой речи!
Товарищи! Это что ж творится-то такое! Куда смотрит партия, Путин и Фурсенко? Просто нет слов.
В другом пособии (тоже авторитетнейших авторов, которые издаются большими тиражами последние лет десять) читаем:
"Союз ЧТО употребляется тогда, когда действия выполняются одним субъектом. Союз ЧТОБЫ употребляется тогда, когда действия выполняются разными субъектами". Просто прекрасно! Я обязательно напишу авторам, чтобы они молодцы. Пусть все узнают, чтобы я в полном восторге от того, чтобы они написали.
А как вам вот это чудесное правило относительно выбора окончаний существительных мужского и среднего рода в творительном падеже? "Обратите внимание, что после Ч используется окончание -ОМ: врачОМ. А после Ж используется окончание -ЕМ: с мужЕМ". Ого! А как же известное с пятого класса правило "После шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется О, без ударения - Е (ножом, плащом, гаражом, баричем, тренчем)"?
И венец авторской мысли, после которого редактору хочется убиться об стену:
"Сложные предложения состоят из одного или нескольких простых".
В довершение парочка перлов (сборная солянка из последнего)
Расскажите, какие этапы процесса творчества прошел художник, заменяя глагол, данный в скобках, на существительное. (Зачем художнику заменять глагол?)
Сова - это птица, которая ночью ищет еду, а днем отдыхает. У нее большие круглые желтые глаза, ночью она хорошо не только видит, но и слышит. (Глазами, ага.)
Самоучитель по рукописному письму от руки.
Это позволяет сразу обратить внимание студентов на трудности в различении уже знакомых грамматических явлений, возникающие при изучении тех или иных тем, акцент на которых поможет их избежать. (Под конец уже совершенно запутываешься во всех этих "которых" и "их".)
Это не является умением, активное владение которым требуется учебником.
В 1942 году 88,6% ленинградцев перенесли элементарную дистрофию - болезнь, возникшую из-за недоедания и голода.
В «Доме книги» можно купить книги, словари, учебники и другую литературу.
На мосту через Фонтанку находятся четыре конные скульптуры - работы известного французского скульптора Клодта.
Атомы были придуманы в Греции в V веке до нашей эры.
Руки, согнутые в кулак.
С.П. Капица родился 14 февраля 1928 года в Кембридже, где в это время находился в научной командировке его отец. (Хочется добавить "по чистой случайности находился". А мать где была?!)
Эта повесть о женщине, пожертвовавшей своей жизнью ради другого человека, заставляет задуматься о самопожертвовании. (И опять спасибо Капитану!)
Всплеск - воду зачерпнули, бряцая деревянным ковшом.
И мое любимое:
- Святой Сергей Радонежский родился в 1314 году в селе Варницы около города Ростова. Родители звали его Варфоломеем. Так и подмывало вставить "ласково называли".