Хочу поделиться своими переживаниями и своими размышлениями на тему чувства меры. Согласна, что идеальным состоянием есть состояние спокойствия, мира на душе, когда не переживаешь, не теряешься в догадках. Но как быть спокойной, когда не понимаешь что случилось?!
Есть ситуации, в которых не понимаю «в меру» или «не в меру». Вчера была одна из них....
Правда ли, что чувствовать меру - это совершенствовать себя, научиться останавливаться? Зачастую отсутствие чувства меры связывают с перееданием, зависимостью от алкоголя, шопоголизмом и т.д. Разве понятие «меры» настолько узко? А как же другие гиперболизированные проявления человека? Вот, например, спортсмен в погоне за результатом способен нанести себе вред перетренировавшись, или в нервной ситуации «горем убитый человек» может переистерить и довести себя до нервного истощения.
Почему же мы теряем чувство меры? Как научиться чувствовать меру?
Само понятие чувства меры определяют не однозначно. Толковые словари синонимами чувства меры называют умеренность и такт .
Такт (чувство меры) - Такт (французский tact или немецкий Takt, от лат. tactus прикосновение, осязание, чувство), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому либо; умение держать себя подобающим образом. Утративший чувство меры -впавший в излишнюю крайность.
Чувство меры или «sense of harmony» трактуеться также как состоянее равновесия, гармонии желаемого с имеемым.
С позиции этики чувство меры связывают с термином «тактичность» ( умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами). Людей с чувством такта называют тактичными. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других ситуаций. Характеристику бестактности на конкретных примерах дал древнегреческий философ Теофраст в своём труде «Характеристики». Согласно Теофрасту, бестактность - это неумение выбрать подходящий момент для общения, что причиняет собеседнику неприятность. Бестактный человек не имеет злого умысла, но действует невпопад и не вовремя. Теофраст приводит следующие примеры бестактных поступков: прийти за советом к занятому человеку; ворваться с пьяной толпой к больной возлюбленной; обратиться за поручительством к уже пострадавшему от поручительства; явиться в суд свидетелем, когда дело уже закончилось; поносить женский пол на свадьбе; пригласить усталого и только что пришедшего домой человека на прогулку; привести покупателя, предлагающего более высокую цену, к продавцу после уже состоявшейся продажи; начать рассказывать всё сначала, когда суть дела уже понята собравшимися; явиться за процентами к только что потратившемуся на жертвоприношение должнику; рассказать при наказываемом рабе о том, как другой раб повесился от бичевания; попытаться в третейском суде поссорить стороны, желающие примириться; пускаясь в пляс, потащить за собой ещё не пьяного соседа.
Иная точка зрения у культурологов, она основана на историческом аспекте. Древние греки определяли чувство меры как высший и последний дар богов и считали, что его обладатель - счастливец, которому во всем сопутствует удача. Происхождение слова «мера» более древнее. У ариев был бог-покровитель человека Митра, который оберегал от болезней и гибели, даровал святость, мудрость, славу, душевное благополучие и преумножал богатство. Так как традиционно Митра изображался во фригийской одежде, это позволяет судить о его фракийском (праславянском) происхождении. Митра являлся олицетворением мудрой достаточности, а выражение «поклоняться Митре» означало «соблюдать меру во всем», которое одинаково противостояло как развращающим излишествам, так и унижающей нищете.
Избыток вкуса отбивает вкус
Не будь ни расточителем, ни скрягой:
Лишь в чувстве меры истинное благо.
В. Шекспир “Ромео и Джульетта”
Культ Митры, попал от ариев в религию древнего Ирана, откуда уже был заимствован греками и римлянами. Его имя созвучно с названием Священной горы Меру, расположенной на полярном континенте Арктида (Гиперборее). От ее название произошло понятие «мира» во всеобъемлющем смысле Вселенная и мера - в значении измерение, справедливость. Всеобщий космизм Меру в качестве центральной оси, распространялся на многие явления и объекты. Так считалось, что позвоночник играет в организме аналогичную роль.
Из изотерической литературы хотелось бы цитировать следующее: «чем отличается альтруизм от рыхлости анахаты? Внешне они похожи. Однако человек с рыхлой Анахатой зачастую отдает то, что ему самому надо. Явным признаком рыхлости анахаты является то, что ты что-то отдал, а потом жалеешь. Альтруист умеет найти ту грань, до которой он может отдать свое, но ему это еще не жалко. Он потом никогда не будет об этом жалеть. Эта грань и составляет степень зрелости анахаты, умение найти.
Аналогичная ситуация с такими качествами, как способность и готовность впустить другого человека в свой внутренний мир. Общение может происходить на разной ауральной глубине взаимодействия: энергообмен происходит или на самой поверхности ауры, или на уровне глубинных слоев, соответствующих искренним чувствам. Чем характеризуется зрелая по Анахате личность? Такой человек четко определяет, до какой глубины он готов впустить в себя другого человека, чтобы потом об этом не жалеть. Есть вариант нарушителя: «О, ты мой лучший друг, я тебе расскажу, как я дома живу, как с женой сплю, как я ем, вот я в детстве как писал». А потом проходит три дня, вроде бы уже не такие лучшие друзья - «зачем я ему это рассказал, он теперь все про меня знает...?» Это и есть незрелость. Умение четко определить ту границу, даже если ваши отношения испортятся по каким-то причинам (в жизни всякое бывает), но не будет сожаления об этих отношениях - это и есть качество, связанное со зрелостью анахаты. Альтруизм - это в любом случае отдача. Другой вопрос, альтруизм это не обязательно отдача энергии. Поэтому для учителя и целителя альтруизм - необходимое качество. Родители также должны иметь альтруизм, если не хотят морально травмировать ребенка.
Психотерапевты неумение чувствовать меру связывают с понятием «перфекционизм», и характеризуют его как убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме - убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем. Может быть как «нормальной» характеристикой личности, так и невротическим психическим отклонением. Перфекционизм может проявляться в: стремлении довести любое действие до идеала; скрупулёзности, повышенном внимании к мелочам; гонке за наилучшим результатом. Перфекционизм включает в себя: чрезмерно высокие стандарты (приводит к сильному снижению удовлетворения результатами своей деятельности); концентрацию на ошибках; сомнения в качестве выполнения деятельности; восприимчивость к завышенным ожиданиям; восприимчивость к критике; дисбаланс в оценке себя и других. Как проявление перфекционизм может быть адресован к себе (постоянное самоцензурирование и стремление к совершенству), к другим людям (завышенные требования к окружающим), к миру в целом (убеждённость в том, что всё в мире должно быть правильно). Также выделяют социально предписываемый перфекционизм (потребность соответствовать стандартам и ожиданиям других людей).
Перфекционизм является неотъемлемой частью «Идеализированного образа». Пытаясь скомпенсировать свое чувство неполноценности и по многим другим причинам, подменяется реальное представление о себе на составленный идеал. Имея представления о себе как о собственном идеале, человек начинает жестоко критиковать себя, когда находит что-то, что противоречит этому. Например, если, согласно его представлению о себе, он очень талантлив, но вдруг не может написать стихи, когда ему вздумается (или не может написать очень эмоциональные, идеальные стихи), он обрушивает на себя критику в смеси с презрением к себе. Считая, что он идеален, он думает, что окружающие и вообще сам мир должен относиться к нему соответственно, становится сверхчувствительным к критике и начинает бояться и стараться избегать всего, что способно показать ему, что он не соответствует своему идеалу, разрушив его иллюзию о себе.
В одной публикации прочла фразу которая заинтересовала: «Мы не можем остановиться, только потому, что это действие (например, еда, выпивка, курение, накопление и т.п.) воспринимается незавершенным». Открыл и исследовал этот механизм незавершенных дел один из психологов XXвека Курт Левин.
В качестве иллюстрации открытого им феномена Курт Левин проводил для своих учеников такой эксперимент. Вместе с ними он шел в ресторан, там они усаживались за стол и что-то себе заказывали.
В какой-то момент Левин подзывал к себе официанта и спрашивал его: "Милейший, а вы не скажете нам, что заказала вон та только что пришедшая пара?"
Официант любезно перечислял все блюда, заказ на которые он только что принял.
После этого Левин просил его ответить: "А что заказывала вот эта пара, которая уже расплатилась с вами и собирается уходить?"
При ответе на этот вопрос любой из инспектируемых таким образом официантов терялся, пытаясь перечислить блюда, заказанные этой второй парой, но неизбежно путался, сбивался, а то и вовсе не мог найтись с ответом.
Теперь Левин поворачивался к своим студентам и как ни в чем не бывало задавал им следующий вопрос:
"Рассудите сами. Только что мы спросили официанта о двух принятых им заказах.
Один из них - заказ уже уходящей пары, и это, очевидно, потребовало от него наибольших усилий: он принимал этот заказ, давал указания шеф-повару, приносил соответствующие блюда, обслуживал клиентов во время их ужина, убирал тарелки, потом рассчитывался с ними и т.п.
Второй заказ, который он принял несколько минут назад, напротив, занял у него меньшее количество времени и сил: он только выслушал своих клиентов, но еще даже не успел поговорить с шеф-поваром.
Почему же первый заказ он помнит хуже, чем второй?"
За столом воцарялась полная тишина. Действительно, это казалось ОЧЕНЬ странным. Почему официант с идеальной точностью помнил о заказе, который еще даже не успел осуществить, но при этом не мог сказать, что он приносил за соседний столик несколько минут назад?
Ответ заключался в открытии, сделанном Куртом Левином: мы хорошо помним те события, которые еще не завершились, но быстро забываем о том, что уже произошло.
Если перефразировать, незавершенные ситуации постоянно и активно возбуждают центры нашего мозга, которые не позволяют мозгу успокоиться.
Именно такие ситуации, ситуации, так и не доведенные нами до своего логического конца, часто являются причиной «неспокойствия». Как известно, нет ничего хуже неопределенности, когда вы не знаете, одобрят ваш поступок или осудят, уволят вас с работы или не уволят, бросили вас или нет, заболеете вы или нет.
Учёные твердят, что нашей психике было бы легче, если бы мы точно знали, что нас не одобрят или уволят, что наш развод состоялся, и даже что мы заболели. Т.е. неопределенность хуже, чем доподлинно известный плачевный результат наших решений и поступков?
Итак, незавершенные ситуации раз за разом возбуждают наш мозг... и требуют себя завершить! Поэтому человек без всякой необходимости возвращается в мыслях или действиях к незавершенным ситуациям. Причем даже к самым бессмысленным.
М. А. Овсянкина (одна из учениц К.Левина) провела такой эксперимент: взрослым людям она давала скучное и бессмысленное задание - сложить фигурку из разрезанных частей.
Когда испытуемый уже выполнял примерно половину задания, она прерывала его и просила сделать второе - уже совсем другое задание. При этом не полностью собранную фигуру она прикрывала газетой.
Оказалось, что после окончания второго задания 86% испытуемых захотели вернуться к первому прерванному заданию. "Но почему, - удивлялся К.Левин, - взрослые люди, начав такую "глупую" работу, как складывание фигур, хотят вернуться к ней? Ведь никакого интереса к задаче нет!"
Курт Левин сделал вывод: у человека возникает потребность завершить даже самое бессмысленное задание.
Еще одна ученица К.Левина из России - Блюма Вульфовна Зейгарник - провела такой эксперимент. Испытуемым давалось 18-20 заданий, примерно половина из них прерывалась, а половина была завершена.
Когда испытуемый заканчивал последнее задание его как бы невзначай расспрашивали о прошлых заданиях. Оказалось, что испытуемые упоминали незавершенные задания в два раза чаще, чем завершенные.
Б.В.Зейгарник сделала такой вывод: незавершенные действия лучше сохраняются в поверхностном содержании сознания, чем завершенные.
Этот эффект известен сейчас в психологии, как "эффект Зейгардник", и активно применяется в различных методиках, например в методике обучению иностранным языкам - применение такого способа позволяет увеличить объем запоминаемых иностранных слов в два раза.
Этот способ был проверен. Было выбрано две группы.
Первая группа обучалась по обычной методике - девался текст на иностранном языке с вкраплением в него новых для испытуемого слов. Далее студента просили перевести этот текст, а после перевода проверяли объем запомненных новых слов, встречающихся в тексте.
Во второй группе было все также, но с одним существенным отличием - студента, когда ему оставалось перевести всего три последние строчки, просили прервать задание и немного помочь учителю в каком-нибудь деле.
Впервой группе (полностью завершившей перевод), студенты запомнили 47% новых иностранных слов. Во второй группе (прерванный перевод) студенты запомнили 77% новых слов. (Важное дополнение. Этот эффект срабатывал только в том случае, если испытуемый, несмотря на прерванное задание, оставался уверенным, что с заданием справился. Т.е. нельзя прерывать задание приказом "Время вышло, Вы не успели" - в этом случае эффект лучшего запоминания не наблюдался).
Не перетренироваться, «не перепроявляться», не перенервничать - то над чем лично мне работать и работать. Еще в старшей школе, участвуя в одном из соревнований, я поставила себе цель победить (до этого был перерыв в тренировках). Да я была первой, а финишировав, потеряла сознание. В другой ситуации, собрав компанию друзей, с которыми давно не виделись, практически весь вечер шутила, болтала, подзадоривала всех, хотела чтобы всем понравилось. После, уже дома, чувствовала себя морально и физически истощенной, т.е. сама ожидаемого удовольствия от вечера не получила. Третья ситуация связана с моей близкой подругой Дашей. Подруга только переехала, устроилась на новую работу, и вечером мы договорились встретиться. На тот момент и в ее жизни, и в моей стрессов хватало. Суть ситуации в том, что в назначенный день подруга не отвечала на звонки, мы так и не увиделись. Я было подумала, что она замоталась на работе, что много дел и все такое. Но всю ночь переживая, на следующее утро все-таки дозвонилась ей. Ответила ее мама (мама вчера еще находилась совершенно в другом городе, и ничего не предвещало ее приезда), что меня еще больше взволновало. Как оказалось, утром по дороге на работу Даше стало плохо, ее у выхода из метро забрала скорая. Подобная ситуация повторилась чуть позднее и со мной. Теперь если близкий мне человек долгое время не выходит на связь - я сделаю все возможное и невозможное чтобы убедиться, что с ним все в порядке.
Выводы
Большие свершения требуют от человека и больших чувств. Но в работе сосредоточенность предпочтительнее чрезмерного рвения. Идеальный случай - когда накал чувств соразмерен с трудностью и актуальностью задачи. При этом предполагается, конечно, что человек в состоянии оценить сложность задания, а также способен контролировать свои чувства, управлять своей эмоциональной жизнью; без этого не может быть чувства меры.
Терапия перфекционизма направлена на разрушение иллюзорного представления о себе и достижение способности человека принимать себя таким, какой он есть на самом деле, а также выявление и устранение тех причин, по которым перфекционизм образовался.
Этика меру понимает как соразмерность поведения человека с чувствами и поступками других людей. Тактичность - способность соизмерять собственные поступки, чувства, слова и интонации с поступками, чувствами и интонациями других; навык совершения поступков и произношения слов, гармонизированных с поступками или словами партнера по общению.
Альтруизм - это готовность отдать то, что в действительности по-настоящему никогда не вернется. Умение четко определять грань - это качество человека с развитой анахатой.
Незавершенные действия постоянно висят в нашей памяти, вокруг них крутятся все наши мысли и эмоции. Мы полны желания завершить эти действия. Проблемы начинаются тогда, когда действия завершить принципиально невозможно:
- Невозможно съесть всю еду. Но человек, для которого само наличие еды в холодильнике воспринимается, как незавершенное действие, не может остановиться и ест все, что видит. Ест до тех пор, пока еда не исчезнет из поля зрения, переместившись в желудок.
- Невозможно выпить весь спирт. Но человек, для которого наличие спиртных напитков воспринимается, как незавершенное действие, не может остановиться и пьет все, что хоть как-то напоминает спиртное: сначала солидно, чокаясь, выпьет вина, потом уже не очень солидно выпьет водку, затем, пошарив пьяными глазами, выпьет обнаруженное пиво, мартини, коктейли и т.д.
- Невозможно выкурить все сигареты. Но есть люди, для которых само наличие сигарет в пачке воспринимается, как незавершенное действие. Они смолят одну сигарету за одной. А как только заканчивается пачка, идут и покупают новую.
- Невозможно сразу за тренировку выполнить все известные упражнения. Но находятся новички, которые из тренировки в тренировку пытаются это сделать, выполняя в тренажерном зале по 15-20 упражнений за одну тренировку, чем загоняют себя в хроническую перетренированность. Для этих молодых спортсменов само нахождение в тренажерном зале становится незавершенным действием.
Все эти действия воспринимаются, как незавершенные, а значит все мысли человека вращаются вокруг этих действий, и он начинает испытывать непреодолимую потребность эти действия продолжать.
А так как логического окончания эти действия не имеют, то продолжение превращается в бесконечный бег по кругу.
Выход из всех этих ситуации один - перестать воспринимать все эти действия, как незавершенные.
Пусть каждое действие будет ощущаться законченным! А для этого важно делать действия на части и делать между этими частями перерыв. Например, женщина не может уснуть, т.к. не довязала свитер. Незавершенность действия не дает ей покоя, она ворочается, и мысли то и дело возникают в ее голове, мешая заснуть.
Как стило бы сделать - разбить большую работу на несколько частей, и каждую часть воспринимать законченной.
Для этого в ходе дневного процесса вязания достаточно думать так: "Сейчас мое дело - это связать рукав. Одного рукава пока что будет вполне достаточно. Это моя норма - один рукав. Все остальное - потом, а сейчас - только рукав".
Когда один рукав будет связан, делается небольшой перерыв, во время которого оценивается, насколько реально сегодня закончить и второй рукав. И только, если это реально, тогда в план включается второй рукав. И так далее.
Так же можно поступать при тренировках. Выполняется одно упражнение, во время которого оно считается целью всей тренировки. После выполнения этого упражнения делается небольшой перерыв, во время которого надо оценить степень собственной усталости и готовности к следующему упражнению. Если в теле нет свежести и бодрости, то следующее упражнение лучшее вообще не делать.
В физических тренировках вообще надо придерживаться такого простого правила - лучше недоработать, чем перетренироваться. Лучше уйти из зала слегка недогруженным (и с желанием еще позаниматься), чем перегруженным (и с чувством отвращения к залу). В первом случае Вы наверняка придете на следующую тренировку, а во втором уже может и не захотеть придти.
Так же надо и принимать пищу, разбивая процесс еды на этапы. Первый этап - сосредоточились только на первом блюде и спокойно едим только его. Это одно законченное действие.
После окончания этого действия делаем небольшой перерыв и оцениваем степень насыщенности/голода.
Если надо совершить еще одно действие - начинаем есть второе блюдо. Это будет второе законченное действие.
Такое разбивание любого процесса на законченные этапы позволит решить одну из самых злободневных психологических проблем человека - проблему незавершенных ситуаций.
Любая незавершенная ситуация - это огромный стресс, требующий своего завершения. И только тогда, когда ситуация доведена до завершения, мозг успокаивается и сможет наконец полноценно отдохнуть.
При этом важно не формальное завершение дела, а ощущение завершенного дела (или этапа), чего вполне можно добиться простым изменением своего отношения к проблеме.
Все вышеперечисленные мнения сходны в том, что чувство меры служит важной составляющей личностной зрелости. Чертой психически уравновешенного человека со зрелой анахатой, способного к альтруизму, разбивать свои действия на этапы и делайте их завершенными и способного принимать себя и окружающий мир таким, какой он есть!