Последнее время во время отпуска я стараюсь не сидеть всё время дома в Москве а съездить куда-то. В этот раз я до последнего не знал куда поеду - были варианты с самолётами в Самару, Ростов, я также рассматривал Нижний Новгород, но в результате выбрал поезд в Казань.
Казань интересовала меня как неофициальная 3-я столица России после Москвы и Питера, как более не менее "восточный" город, а также меня интересовали некоторые политические моменты - отношения христиан и мусульман друг к другу на территории где они живут бок о бок 500 лет и проблема татарского сепаратизма - существует ли он вообще?
Забегая вперёд хочется сказать что я получил ответы на многие мучавшие меня вопросы.
Ехал я и туда и обратно на "проходных" поездах, в Казань я вообще приехал на транзитный Северный - или как он там называется - вокзал Казань-2.
Туда я ехал в купе на Челябинском поезде, где как и ожидалось, все мужчины имели очень суровое выражение лица. Я решил следовать их примеру.
[Spoiler (click to open)]Кстати, почему в российских поездах чай вкуснее? Дело в подстаканниках, или вот в такой печке??
Обратно я ехал в плацкарте на Нижневартовском, и лица были ещё суровее.
По дороге туда моими попутчиками оказались пожилой татарин работавший в своё время в ГБ (отделе отвечавшем за правительственную связь) и его внучатый племянник только что окончивший школу. Я понятное дело стал мучать их разными вопросами, и вот что я узнал...
Оказывается татары это вовсе не татары, а булгары, как они сами себя называли - древний народ живший вдоль берегов Волги, которых покорил и нарёк "татарами" Чингисхан. Они, также как и русские, согласно моему собеседнику, были жертвами, а не со-учредителями Золотой Орды.
Перенесясь в Новейшую Историю, во времена Ельцина, как поведал мне мой попутчик (в то время когда шла 1-я Чеченская Война) в Татарстане тоже чуть не дошло до ввода танков. Казанское Танковое Училище было приведено в повышеную боевую готовность. Все ждали только приказа на захват гос. учреждений. И тогда, говорил он, Ельцин сделал очень одну очень мудрую вещь...
Ельцин провозгласил - "возьмите себе столько суверенитета, сколько сможете съесть!"
- "Мы не хотим платить налоги в федеральный бюджет!" - "И не платите! Оставьте их себе!"
Может быть с позиции сегодняшнего дня это и не правильно, убеждал он, но тогда это был единственный выход избежать кровопролития и одновременно не потерять Татарстан - да и что Татарстан - всю Россию! Ведь войну на два фронта никто бы не потянул... Для меня это был свежий взгляд на ситуацию...
Племянник в свою очередь добавил что среди друзей не принято говорить кто русский а кто татарин. Сам он русский, а кто из его друзей татары он скорее догадывается по именам или фамилиям нежели точно знает...
Ветеран госбезопасности ещё много чего мне рассказал - например о малых ракетных крейсерах класса "Зелёный Дол" которые строят в Зеленодольске (Татарстан) и которые предназначены для рек и малых акваторий типа Каспийского Моря. Именно с них недавно отстрелялись "Калибрами" толи по ИГИЛ (запрещено в России) толи по американскому спецназу (не запрещено в России) чтобы помочь союзникам то ли из Ирана и Хезбаллы (разрешено в России) то ли войскам Башара Асада (всячески приветствуется в России).
Тем временем за разговорами мы приехали в Казань.
Метро в Казани - всего 1 ветка, и почему-то там очень темно... Экономят??
Доехал от до станции Тукай МайданЫ (Площадь Тукая). Кстати не смог не задаться вопросом - почему площадь на татарском и украинском похоже, а на русском - нет. Кто после этого Орда??
Вышел на улицу Баумана - это ихний Арбат, как они говорят. Не врут - такая же в меру забавная, но довольно бестолковая улочка, музыканты, сувениры, реклама экскурсий, кафешки...
Попутчики рассказывали мне про татарскую выпечку. Я решил попробовать эляш и эчпачмак, оказалось это одно и тоже, только эчпачмак треугольный.
Внутри картошка и мясо. Едят с бульоном. Нельзя сказать что это так уж прямо супер, а вот по дороге домой я взял пирожок с яйцом и капустой и это было почти в точности как пекла моя бабушка! Я был растроган...
Шёл дождь, и экскурсия в закрытом автобусе была как нельзя кстати.
Экскурсоводшей оказалась пожилая татарка, страдавшая баттхёртом по поводу различных деяний Ивана IV (она почему-то упорно отказывалась называть его Грозным). Оказывается татарам он запрещал молиться Аллаху, строить мечети, и вообще выселил из Казани всех кто отказался покреститься в Православную Веру. Причём она не упомянула ничего об истории взаимоотношений русского и татарского народов ДО вторжения Ивана Грозного в Татарскую АССР. Были ли какие-то обстоятельства вынудившие русских отправиться в поход на Казань, или же дело в природной русской кровожадности, она не упомянула. И вообще, всё ли татары в своей истории делали на 100% здорово...
Иваном Грозным история не ограничилась. Добром была помянута матушка Екатерина II много чего разрешившая татарам, а вот при большевиках опять были косяки... Мечети портили, молиться не разрешали... Она не упомянула что заправлял всей этой вакханалией выпускник Казанского (Казанского, Карл!) Университета.
Во время экскурсии я также узнал что у татар тоже были какие-то поэты и писатели, и в честь них много что названо в городе. Мы посетили татарскую слободу и монастырь где хранилась, а позже была утеряна икона Казанской Божьей Матери.
Должен сказать что об этой иконе она рассказывала с большой нежностью и та неподдельная боль об утрате этой иконы и последовавшие за этим беды обрушившиеся на Россию (1-я Империалистическая, Революция и Гражданская Война, ВОВ, крах СССР) заставили меня изменить отношение к ней (экскурсоводше). В конце она поведала благую весть - что в 2005 году удалось вернуть самый ранний список этой иконы. Я спросил её, не связывает ли она (частичное!) возрождение былой мощи России с возвращением хотя бы списка если не самой иконы, и она сказала что да, связывает.
Дальше мы поехали в Кремль, и посетити Кул Шариф - новую мечеть которая стала украшением Казани. По-своему потрясло меня то, что в мечеть пускают таких как я неверных. Экскурсовод пояснила что в Татарстане не фундаментальный, а вполне светский ислам, а непускание кого-либо в мечеть это фундаменталистские замашки.
Ещё из интересного - то что в Кул Шарифе призыв к молитве кричат не снаружи, а внутри мечети. Аналогично, в соседнем православном храме колокола звонят тоже внутри храма. Это делается для того, чтобы не сталкивать христиан и мусульман, чтобы не оскорблять ничей слух, и чтобы они не соревновались друг с другом в громкости. Тонко!
Вскоре экскурсия подошла к концу, я промок и продрог, и тут вспомнил что экскурсовод упоминала что в Казани много узбеков. А раз так, где-то должен быть плов!))))
В непосредственной близи от Кремля обнаружился ресторан "Древняя Бухара" где я не только поел плова, и много чего ещё, но и накатил 100 грамм водки для сугреву. Остаток дня после этого прошёл отлично!
После "Бухары" я направил стопы на вокзал Казань-Пассажирская (тот что в центре) чтобы воспользоваться камерой хранения и ещё походить по Казани налегке, и встретил по дороге чилийцев.
Сразу оговорюсь - до этого момента Кубок Конфедераций волновал меня мало, как и приехавшие на него болельщики, но громкий звук иностранной речи привлёк моё внимание. Группа из 4-х молодых людей на смеси испанского и английского добивались у ничего не понимающих прохожих как пройти на вокзал. Я вписался во всю эту ситуацию и под восклик "¡Vamanos, Amigos!" повёл эту компанию за собой.
Я думал что сделаю доброе дело и пойду себе дальше гулять, но не тут-то было. Выяснилось что у чилийцев были проблемы с билетами, и эти проблемы предстояло разгребать тоже мне. Оказывается, с билетом на матч болельщику полагается бесплатный транспорт до города где этот матч проводится. Замечательная идея. Но только резервация должна быть сделана правильно. Не слишком рано, и не слишком поздно. По правильному билету на своё имя, с картой болельщика, и на правильный поезд.
Ничего этого чилийцы мои не сделали. Как и десятки других чилийцев, толпившихся на вокзале, и не знавших что делать.
По залу носилась горстка взмыленых волонтёров, и я поневоле стал одним из них. По испански не говорил, как казалось, в Казани никто. Вообще никто, в городе принимающем сборные Чили и Мексики! По крайней мере, на вокзале.
Я наяривал в гугл-переводчике переводя туда-сюда "зайдите в свой аккаунт на FIFA", "введите свой номер билета на матч", и т д. Часа за два мы обилетили всех, и сделали фотку на память!
А потом, выйдя на площадь перед вокзалом, я увидел группу из примерно дюжины волонтёров, разучававшую танец-флешмоб. Как выяснилось, для конкурса волонтёров. Я им посоветовал пойти в здание вокзала. "Там горстка волонтёров сражается с численно превосходящей армией чилийцев" сказал я. "не волнует" ответили мне неравнодушные добровольцы, молодые парни, и девушки, записавшиеся безвозмездно помогать всем кому нужна помощь.
"Там работают транспортные волонтёры" объяснили мне юные бессеребреники. "А вы кто? Не "транспортные"? Вы просто вот такие вот такие "нештячные" волонтёры? Да как вам не стыдно, там людям нужна помощь!" "Иди дядя, не мешай разучивать танец" сказали мне люди в красивых ярких униформах выданых им бесплатно чтобы хоть как-то компенсировать их за их неблагодарный труд...
После прогулки обратно на Баумана где к тому времени волну чилийцев сменила волна мексиканцев приехавших болеть за своих против России я вернулся на вокзал. Было слышно как из приезжавших поездов несётся "Ме-хи-ко! Ме-хи-ко!"
А уже в поезде я познакомился с ещё одним интересным (чилийским) персонажем. Мужик служил в Чилийских ВМС, и окончил Американскую Naval Academy в Аннаполисе, Мэрилэнд. Был командиром подводной лодки, одной из кажется 4-х на Чилийском Флоте.
Я упомянул, что если бы когда-нибудь поехал в Чили, обязательно бы слетал на Остров Пасхи, и он вспомнил занимательную историю. Оказывается в Бог знает каком замшелом году Чилийским ВМС вздумалось совершить визит субмарины на остров Пасхи. Заодно выйти на поверхность и показать местным аборигенам что такое подводный пепелац...
На местных аборигенов это не произвело большого впечатления, и они сказали что видят периодически подводные лодки. Не может быть, возмутились чилийские коллеги Капитана Немо и Капитана Врунгеля.
Тогда аборигены взяли карандаш и нарисовали контур подводной лодки класса "Акула". Оказывается русские совсем не чужие на этом самом, как говорят, отдалённом острове Земли...
Последнее что я расскажу в своей повести которая вышла 50/50 о Казани и о чилийцах, это то, что я всех их мучал разговорами о Пиночете и об Альенде.
Выяснилось что для них как народа это больная тема. Голоса поддерживавших разделились примерно пополам, и водораздел прошёл по классам общества. Они предпочитают больше не муссировать свою недавнюю историю и с уважением относиться к мнению других. Что было, то было, нужно двигаться вперёд. Мне это показалось разумным...
Напоследок ещё немного фото из Казани. К вечеру погода разгулялась и я пофоткал на нормальный фотик а не на телефон: