Наци-дебилдинг

Apr 10, 2016 14:53

У патриотов/националистов любой страны обязательно есть определенная историческая тематика, которая неизменно педалируется в пропагандистских целях. У евреев с арабами это, например, эпичный спор о том, кто придумал название "Палестина" и жили ли евреи в этой самой Палестине до XX века (арабы утверждают, что ЕРЖ "понаехали тут" в XX веке, евреи - что "понаехали" сами палестинцы). У российских и украинских национал-патриотов это тема, так сказать, "исторического выбора Богдана Хмельницкого" aka Переяславской зрады. Типа, то ли москали нас злобно гнетут, то ли "навеки с Россией". Достаточно забавно рассмотреть эту ситуацию в контексте.
Присутствовали на Переяславской раде преимущественно представители (запорожского) казачества. Что из себя представляли пресловутые "козаки-лiцари" - что украинские-запорожские, что русские-донские? Изначально, будем откровенны - банду разбойников, нанятую тем или иным государствам для организации сладкой жизни всем соседним странам. Как и все бандиты, они стремились легализоваться и вписаться в бизнес элиту - сперва польскую; даже Хмельницкий до последнего пытался договориться с Речью Посполитой о увеличении казачьего реестра и всем таком в обмен на прекращение восстания. Но вскоре оказалось, что поляки казаков за схизматических унтерменшей держат.
Соответственно, было решено обратиться к православным братушкам из России - хотя до этого казаки бодро участвовали в мероприятиях вроде похода гетмана Сагайдачного (совместно с королевичем Владиславом) на Москву. Москва тоже пришла на помощь к казакам не альтруизма ради и даже не столько ради возможности присоединить "Малую и Белую Русь", сколько ради реализации старинной мечты русских царей, начиная с Ивана Грозного - сиречь возможности сделаться королем польским и великим князем литовским (о чем, кстати, велись переговоры с местной магнатерией).
Стало ли бы в этом случае лучше угнетаемым в Речи Посполитой православным - отдельный вопрос, учитывая, что в XVIII веке после разделов Польши царская власть оставила православных крепостных под властью польских помещиков. Впрочем, казаки своей целью "освобождение угнетенных" тоже не ставили, хотя и сотрудничали против поляков с бунтующими крестьянами и мещанами (равно как и донские казаки в Смутное время в России, собственно). Кстати, на крестьян они смотрели как на быдло и в конечном итоге закрепостили их (с согласия царских властей), заделавшись местной знатью.
Короче говоря - Переяславская рада это не "воссоединение двух братских народов" (как у российских национал-патриотов) и не "вынужденное подчинение Украины России" (как у их украинских коллег), а очередной переход полубандитско-полуфеодального сообщества на службу к новому покровителю. И до, и после этого запорожские казаки точно также метались между польским королем, крымским ханом и русским царем. Но поскольку "история есть политика, обращенная в прошлое" - из исторического ничтожного события все, кому не лень, делают судьбоносный момент в русско-украинских отношениях.

Украина, история, Россия

Previous post Next post
Up