В детстве я о Бельгии знал лишь то, что там делают отличный шоколад. Потом я узнал, что это двуязычная (ну прям как Украина!) страна с промышленным районом на территории компактного проживания местного национального меньшинства (аналогия с Украиной тоже так и просится), а бельгийская столица Брюссель - штаб-квартира ЕС и НАТО, в создании которых (особенно ЕС) бельгийские политики активно участвовали. Несмотря на это, я традиционно считал, что роль Бельгии в мировой истории после эпохи ранних Габсбургов и Нидерландской революции, мягко говоря, невелика - обычная небольшая благоустроенная западная страна вроде Дании со стандартными европейскими скелетами в шкафу вроде "бельгийского Конго". Сейчас я расстался с этим заблуждением.
Как известно, после прихода нацистов к власти в Германии и подчинения ими Европы многие политики - в том числе и коммунисты - замазались в сотрудничестве с коричневыми, и после Второй мировой им нужно было куда-нибудь приткнуться. В частности, Эрнст Торглер, заместитель председателя фракции компартии в парламенте, проходивший по делу о поджоге рейхстага, а затем работавший в геббельсовском министерстве пропаганды, после войны поселился в Западной Германии и работал в городской управе (это в тему великой и могучей фргшной денацификации). Сначала он попытался вернуться в КПГ, но когда ему указали на дверь, он вошел в СДПГ и спокойно дожил до 1963 года.
Но, как мы видим, Торглер ничем особо не прославился, да и не хотел того. Его поведение больше всего напоминает известный исторический анекдот:
-Что вы делали во время якобинского террора?
-Я остался жив.
А вот в Бельгии такой Торглер имелся, и оставил после себя целое идеологическое направление. Я уже писал ранее про популярную среди тех правых евроскептиков, которые на данный момент взяли курс на сотрудничество с Путиным, концепцию
"Европы от Лиссабона до Владивостока" как самостоятельной, независимой от США силы (
1,
2) - основанную, собственно, этим самым Тириаром и группой его учеников (тоже в основном бельгийцев, что любопытно), один из которых - Люк Мишель - сейчас, собственно, открыто сотрудничает с российскими крайне правыми - РНЕшником Кочетковым (см. ссылки) и Дугиным. К слову, у нас Дугин из-за рассуждений о
лунарном и солярном Путине,
сатанистах в МГУ etc. считается клоуном, но на практике он наладил связи с многими европейскими правыми, а как сын высокопоставленного чина КГБ ещё в советское время имел доступ к закрытой информации.
Но вернемся к Тириару. Вопреки репутации рьяного антисистемщика и борца с глобализмом, поначалу этот "новый правый" мало отличался от правых обычных - созданная им в 60-ые организация "защищала права бельгийцев в Конго", а затем поддерживал Моиза Чомбе, противника просоветского правительства Лумумбы, причем утверждается, что Тириар (активно поддерживающий связи со славным сэром Освальдом Мосли, другим гитлеровским коллаборантом, и французской ультраправой организацией OAS) участвовал в вербовке в Европе белых наемников для свержения Лумумбы. Активисты его организации "Молодая Европа" имели тренировочные лагеря во франкистской Испании и участвовали в доставке боевиков-усташей в титовскую Югославию.
Впрочем, однако, к России Тириар всегда относился с некоторой снисходительностью, считая, что если Америка - изначальный, экзистенциальный враг Европы, то Россия лишь "порабощена номенклатурой КПСС" (потом, по мере перерождения СССР, он вовсе счел, что и номенклатура КПСС не так уж плоха), а в целом русские - обычный европейский народ. В 1992 году, незадолго до смерти, Тириар и вовсе приехал в Москву и, если верить Вики, плотно общался с российскими нацпатами, которые как раз тогда разошлись с либералами. Но нам сейчас интересен даже не Тириар и тириаровцы, хотя феномен маргинальной секты, идеи которой (капиталистическая Россия как альтернатива капиталистическим США) "внезапно" овладели большинством правых евроскептиков, показательна.
Как известно, штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе (а бельгийские политики сыграли важную роль в создании ЕС - первоначально именно как экономического "союза угля и стали"). В России НАТО традиционно рассматривается лишь как инструмент в руках США, созданный для борьбы с СССР. При этом забывается, что для "сдерживания" СССР США создали военные группировки и в других регионах -
Пакт Рио,
АНЗЮК,
СЕАТО и
Багдадский пакт. НАТО лишь прикрывала важнейшее в военном отношении направление - европейское. Причем поскольку европейские державы, вошедшие в НАТО, ещё вчера были самостоятельными империалистическими державами, очевидно, что их союз с США был во многом вынужденным объединением перед лицом "красной угрозы" - а на практике попытки самостоятельных действий без команды сверху они продолжали как минимум до 1956 года.
В связи с этим тот факт, что движение за "Европу, независимую от США" появилось тоже в Брюсселе, крайне занятен.