Как удалось уточнить у родителей и у соседей, хронология событий такова:
В р-не полудня по подъезду ходили две девочки, представлялись сотрудницами управы, созывали всех вниз на собрание по поводу счетчиков для воды. Далее, когда «собрание» началось, долго и подробно (со ссылками на ФЗ и пр. законы) рассказывали о том, что вас, уважаемые жильцы, все обманывают, счетчики должны были установить всем бесплатно, поверка - только на месте и тоже бесплатно и т.п. Далее плавно перевели разговор на «ужасное качество воды в Москве». Мол, управам дана команда летом ставить в домах общеподъездные фильтры для воды за счет жильцов. Понятное дело, что половина откажется, и остальным нужно будет платить по 100 тыщ за себя и за того парня. НО (!) есть недорогой вариант! Т.е., конечно, дорогой, по 49200р, но только сегодня и только льготным категориям (переписывали номера удостоверений на льготы) - всего по 24600р. Дальше уже началась работа непосредственно с «клиентами», заходили в квартиры «давайте посмотрим, куда вам его установить» и начинали устанавливать. Как я уже сказал, наличие нормального фильтра у моих родителей на кухне никого не смутило. В общем, будьте бдительны! Мошенники сначала втираются к вам в доверие, мол, «мы за тебя-за тебя», мол, никому верить нельзя, но нам то можно!
Что интересно, мама, как только девочки позвали на собрание, проявила бдительность и позвонила в ДЕЗ, где ей ответили, да мы знаем, действительно ходят. Я еще загляну в ДЕЗ…
А дальше было вот что:
5-го апреля при поддержке дружественного юриста я составил претензию от имени отца и прокатился в т. наз. «сервисный центр», который располагается в здании бывшего завода плавленых сырков (угол Руставели и Огородного пр-да). На входе бдительная охрана спросила: «вы на собеседование?» Сказал, что везу судебное требование, и что это мошенники. -Да у нас тут половина арендаторов такие, - ответил охранник.
Дверь без вывески, будешь просто проходить мимо, пройдешь и не обратишь внимание. Внутри в комнате девушка, представилась секретаршей, предложила ручку, бумагу и писать заявление в простой форме, на которое «через 10 дней ответят наши юристы». Видимо, кто-то все-таки доходит до СЦ в попытках вернуть свои кровные. Больше никого нет, начальство в отъезде. На стене - ксерокопии «документов», которые я уже видел на сайте, в углу за загородкой несколько десятков коробок с новыми фильтрами. Ждут своих пенсионеров. Сдал один экземпляр претензии ей под роспись (с обязательным указанием № входящего документа), порасспрашивал про завод, про саму организацию. Говорит, мол, есть завод в Тамбове, крупный. Интересуюсь, где они там все разместились в здании племенного хозяйства? На тот момент у меня уже были фотографии и видео из Тамбова (спасибо друзьям!).
Пообещал девушке в гости съемочную группу «Москва-24». Теперь оставалось только ждать. Многие друзья и знакомые не верили в успех мероприятия, я же был готов идти в суд (если потребуется).
Параллельно с этим я раскидал свою историю по некоторому количеству форумов и соцсетей, постучался в газеты и на ТВ, оставил заявление на сайте "
Сердитый гражданин" и на сайте
Общества по защите прав потребителей. В общем, без дела не сидел.
Через несколько дней к нам домой приехала съемочная группа «Вести. Москва». Незадолго до их визита я повесил в подъезде объявление о том, что на подъезд совершила набег группа мошенников, будет сюжет в городских новостях, попросил откликнуться тех, кто присутствовал на собрании, а также предложил другим пострадавшим объединиться и подать коллективный иск. Кроме того, отец растиражировал мое объявление и раскидал по всем почтовым ящикам в подъезде. Несколько человек откликнулись, телевизионщики взяли интервью у моего соседа, который оказался дома на момент их визита к нам. Соседу лет 50, в тот момент, когда речь зашла о ПОКУПКЕ чудо-фильтров, понял, что разводилово, и ушел с собрания.
На СЛЕДУЮЩИЙ день мне позвонила женщина, которая представилась юристом данного ИП и начала интересоваться, а не заезжала ли к ним в офис вчера моя сестра? Я сказал, что сестра передо мной не отчитывается, но, может, и заезжала, тем более, что она работает в одной из центральных газет. Мол, ждите про себя статью в прессе. Да и ТВ тоже должно подъехать, поснимать ваш офис, так что, не рассалбляйтесь! Вы же хотели славы - вы ее обязательно получите! И тут юрист мне говорит - но мы же сказали вашей сестре, что деньги вернем и фильтр демонтируем. Хорошо, - говорю, - только ответ на мою претензию вы мне все равно напишите. Читателям моего блога очень интересно, чем всё закончится...
Кстати, звонила юрист с виртуального номера, что какбэ намекае…
14 апреля, когда я уже начал было подумывать о том, чтобы написать вторую претензию, а телевизионщики уже имели на руках заключение лаборатории об одинаковом качестве воды из обеих частей крана (напомню, у крана 2 вентиля, якобы, из правого течет обычная очищенная вода, а вот из левого супер-мега-полезная, минерализованная) и собирались на следующий день привезти к родителям эксперта, мне позвонили из СЦ со словами «мы хотим сегодня приехать демонтировать фильтр». Я сказал им, что прямо сейчас никого нет дома, но вот завтра после обеда - вэлкам! Как раз и ТВ должно было подтянуться…
15 апреля мы вместе со съемочной группой полдня караулили мошенников, но они не приехали. Якобы, много заказов, все установщики заняты. Вечером никак не закрепленный блок с фильтрами попросился домой - внезапно упал, при этом вырвал из сифона шланг слива из раковины, тем самым устроив небольшой потоп на кухне (отец как раз мыл посуду). В общем, даже фильтр Нортекс понял, что пора валить. Что интересно, наклейки на фильтрующих элементах напечатаны на том же цветном струйном принтере, что и инструкция - в местах, куда попали капли воды, краска «поплыла».
16 апреля днем мне звонит отец - они уже стучатся в домофон! Я подъехал, благо был недалеко, телевизионщики, увы, не успели. Смотрю, во дворе приметная чужая иномарка с 32-ми номерами. Захожу домой - молодой парень в костюме расположился на кухне, мужЫк лет 45-и пыхтит под мойкой. Белая машинка 32-го региона ваша? - спрашиваю. Оказалось, угадал. Я поставил было гоу-про, чтобы она фиксировала весь процесс, но шпион из меня хреновый, корреспондент тоже - вслепую правильно направить камеру не удалось, почти все время она снимала микроволновку. Правда, звук писался, и там тоже есть много любопытного…
Парень, представившийся Александром, привез мне ответ на претензию (мы потом с юристом рыдали в два голоса - я им предъявлял про Фому, они мне ответили про Ерёму), привез отцу деньги, привез наконец-то "акт о приемке работ" и долго и много извинялся, мол, инвалидам войны мы ВСЕГДА возвращаем деньги, если они обратятся к нам в офис. Ну-ну, - говорю, - знаете, сколько человек мне пришлось попросить о помощи, и сколько действий предпринять, чтобы вы сейчас вот тут сидели? Парнишка неподкованный, по любому поводу сразу же звонил консультироваться с юристом. Я пару раз тоже своему юристу набрал, чем мы хуже то?
Зашел разговор про сертификаты. Парень уверял, что, мол, все есть в базе, но нужно особым способом искать. Видимо, сертификат секретный. Да это у вас Китай, - говорю, - хотите, модель назову? И вообще, - говорю, - вы, видимо, не в курсе, что накопительный бак должен быть только металлический? По СанПину. Оказалось, действительно, не в курсе. Может только про качество воды философствовать. Но и тут я ему результаты экспертизы показал. Крыть оказалось нечем…
Далее поговорили про завод. Парень уверял меня, что завод есть, мол, сам туда ездил и лично всё видел. Говорю - и тут врете, нет никакого завода в Тамбове, хотите, видео покажу? Потом он мне что-то начал про ИП заливать. Да ладно, - говорю, - хорошие люди мне ваше ИП уже пробили по базам, кому ваша руководительница сколько должна. Всё я про вас в курсе, не переживайте! Большой брат следит за вами.
В конце, когда уже отцу вернули деньги, наш старый фильтр установили на место, парень мне говорит - ну, вы на нас не обижайтесь, мы то не самые наглые, мы то скромно берем, всего 24600, а ведь есть и такие, которые этот же фильтр за 90000 продают, и за сто с лишним, и кредит в банке вынуждают брать… Конечно, - отвечаю, - вы все мошенники, вот только конкретно у вас кишка тонка схлопотать за «в особо крупных размерах». На том и расстались.
В общем, все хорошо, что хорошо кончается! Деньги вернули, наш фильтр поставили на место, можно выдыхать. Родители, надеюсь, сделали из этой истории для себя выводы. По каналу Россия-1 17 апреля в 11:30 в программе «Вести. Москва» вышел сюжет:
http://player.rutv.ru/iframe/video/id/1203744/start_zoom/true/showZoomBtn/false/sid/vesti/?acc_video_id=642366&time_play=0&isPlay=true&showPopUpBtn=false&showZoomBtn=trueВ ближайшем выпуске газеты «Север столицы» будет большая статья (дам ссылку, как только появится).
Мои раскиданные по форумам посты получили массу откликов, было много репостов в соцсетях (до котиков, конечно, далеко, но котики вне конкуренции), причем, больше всего - на Драйв2, что удивительно, но радует.
Я очень рад, что большое количество людей помогали - СПАСИБО ВАМ ВСЕМ БОЛЬШОЕ!
Напоследок несколько советов тем, кто все же пострадает от действий данных мошенников в дальнейшем:
1. Мошенники всегда ловятся на мелочах. Используйте ЛЮБЫЕ их проколы в свою пользу. Внимательно изучите все оставленные вам документы (если не смогли по каким-то причинам изучить их до подписания). Однако, не стоит надеяться, что они обязательно наступят на те же грабли, что и в моем случае.
2. Всегда легче решить проблему в досудебном порядке. И дело даже не в том, что суд - это время и деньги. Скорее всего, с грамотным юристом вы выиграете процесс, но может оказаться, что ответчик - банкрот, и вы 115-й в очереди после ГНИ, ПФР и пр. государственных организаций. Поэтому не бойтесь, пишите претензию (образцы тут -
http://69.rospotrebnadzor.ru/directions/prava/14741/ ), обязательно в 2-х экз, при вручении обязательно требуйте на вашем экземпляре подпись получателя и № входящего документа.
3. Запугивание мошенников - действенный метод, но не перегибайте палку, и действуйте строго в рамках закона! Никаких угроз и выражений, которые дадут им возможность подать на вас в суд за оскорбление чести, достоинства, деловой репутации, да и много чего еще. При подаче претензии обязательно требуйте, чтобы ваш случай был поставлен на особый контроль. В общем, при запугивании задача одна - добиться того, чтобы у мошенников сложилось мнение, что с вами лучше не связываться, и проще все решить в досудебном порядке. У них на это всегда заложена в бюджете некоторая сумма.
4. Обязательно раскидайте свою историю по всем доступным интернет-ресурсам - огласка мошенникам ни к чему, а вам только на руку. Опять же, подумайте о других - возможно, ваша история спасет кого-то от лохотрона!
5. В Москве есть замечательный ресурс - «Сердитый гражданин», обязательно напишите туда! Возможно, стоит также написать в Общество по защите прав потребителей, и в другие профильные организации. Единственный минус - ответ в течение 30-и дней, за это время многие уже смиряются с ситуацией и перестают бороться. Опять же, данный пункт нужно делать строго после подачи претензии мошенникам. Ведь, если в итоге дойдет до суда и прокуратуры, первое, что спросит судья - а вы пробовали обращаться напрямую к ответчику?
6. Никогда не известно, что именно «выстрелит» в вашем случае, чья помощь окажется той самом «последней каплей», после чего мошенники будут вынуждены пойти на попятную и выполнить ваши требования. Но внимание прессы к вашей проблеме желательно. Предложите свою историю всем телеканалам и газетам, у которых на сайтах есть такая возможность (сейчас таких - большинство).
7. И главное, вы - самое заинтересованное лицо, не надейтесь, что придет добрый дядя и сделает всё за вас. Только вы сами, а окружающие, возможно, вам в этом помогут!
В общем, боритесь с мошенниками, боритесь и еще раз боритесь!
Кстати, в претензии я сослался на нарушение ст. 10 "Закона о защите прав потребителей", поскольку продавец на словах все рассказал про товар, но на руки не дал никаких документов, кроме инструкции. И, главное, отсутствовали "акт приемки-передачи" и гарантийный талон. Затем я потребовал (именно потребовал, а не попросил - это важно!) вернуть деньги, снять проданный фильтр и установить обратно наш собственный на основании ст. 12, 18 и 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», ГК РФ и ФЗ «Об обращении граждан». Ну и пригрозил, что в случае отказа удовлетворить мои требования буду вынужден обратиться правоохранительные органы РФ, в том числе, в судебные органы РФ и в прокуратуру РФ за защитой своих нарушенных прав на основании ст. 179 и 395 ГК РФ и ст. 13- 15 Закона РФ "О защите прав потребителей». В каждом конкретном случае ссылки на документы могут отличаться, но направление такое :)
ЗЫ: тут у родственников сломался гарантийный 3-х тарифный счетчик, а МосЭнергоСбыт не хочет бесплатно его поменять, требуют оплатить установку нового счетчика их электриком. МосЭнергоСбыт, ау! Ждите, я уже иду к вам!
Upd. Как оказалось, криворукий ПТУ-шник неправильно подключил наш старый фильтр - картриджи были перепутаны местами, а сливной шланг из мембраны вместо слива в канализацию был подключен к крану с чистой водой из фильтра. Бак, разумеется, не набирался. Не знаю, мужЫк просто тупой, или специально так сделал - но луч поноса я ему отправил…