Об акциях памяти Ивана Хуторского и проблемах антифашизма
22 ноября вместо заявленных, но несогласованных властями шествия и митинга памяти Ивана Хуторского на Китай-городе московские антифашисты в память об Иване возложили цветы к могиле Неизвестного солдата. Александровский сад был оцеплен ОМОНом и закрыт для входа со стороны Манежной площади, пришедших с цветами пропускали по десять человек и сразу после возложения принуждали быстро двигаться в сторону выхода из метро «Александровский сад». Людей без цветов, а также со свечами, не пропускали вообще, не разрешено было также поставить фотографию Хуторского.
В мероприятии участвовало не менее 300 человек. Это немало, хотя вопрос поддержки антифашистского движения со стороны общества как нельзя актуален. Необходим отказ от лицемерного, обывательского представления о противостоянии радикальных националистов и антифашистов как о борьбе двух «отмороженных» уличных группировок, в которую не стоит вмешиваться. Только публичная поддержка антифашистского движения даёт право критиковать те или иные его действия и тактики изнутри.
В последние годы антифашизм в России имеет фактически два лица - с одной стороны, это уличные «субкультурные» группы, с другой стороны, отдельные организации и деятели либерально-правозащитного толка («Сова», убитый в 2004 году ученый Николай Гиренко и так далее). Вспоминая историю и динамику движения в постсоветской России, можно сказать, что на него, безусловно, повлияли разнообразные местные и общемировые процессы. Если в 90-е годы Антифашистское молодёжное движение могло выступать «за либеральные реформы», «приветствовать создание при Президенте Российской Федерации Комиссии по противодействию политическому экстремизму» и «бороться с политическим экстремизмом вне зависимости от идеологии, которую используют те или иные партии и группировки», то сегодняшнее движение состоит в первую очередь из людей с отчетливо левой и, в меньшей степени, «аполитичной», но никак не либеральной ориентацией. Это факт важен, с одной стороны, в свете всё большей фашизации либеральных режимов в Восточной Европе, с другой стороны, в свете попыток властей и националистов представить «антифа» как исключительно борцов за права «меньшинств», «приезжих», за «чуждые России ценности» и т.п. И хотя антисексизм, антигомофобия, антиспешизм и т.п., к счастью, очень распространены в антифашистском движении, мы считаем, что объединять всех должно, в первую очередь, представление о радикальном национализме как идеологии и практике, угрожающей большинству жителей России, большинству трудящихся, эксплуатируемых и безработных. Такое представление уже однажды помогло победить фашизм, и сегодня оно могло бы вывести антифашистское движение на новый уровень.
Для этого необходимо чтобы движение перерастало свои субкультурные рамки, уходило от политической незрелости и анархосектантства. Нужно, чтобы известные в обществе фигуры, которых волнует подъем радикального национализма в России, не колеблясь солидаризировались с антифашистами, понимая, что для победы необходимы не только анализ, статьи в прессе и подписание писем протеста, но и участие в акциях. С другой стороны, любым социалистическим и каким бы то ни было организациям и структурам необходимо понять, что антифашистов (как, впрочем, и любое другое социальное движение) бесперспективно и губительно рассматривать как потенциальный ресурс для строительства/наполнения какой-либо конкретной организации - это движение сегодня может существовать только как сеть - собственно уличных антифашистов, анархистов, социалистов и коммунистов разных тенденций, правозащитников, антифашистски настроенных либералов, художественных, музыкальных групп и так далее. Насущно необходимы совместные дискуссии и действия всех вышеперечисленных.
Кирилл Медведев
http://www.vpered.org.ru/action204.html