Перевод с голландского с помощью Google translate
Голандский оригинал см. здесь:
https://www.courtmh17.com/nieuws/2022/uitspraakdocument-strafzaak-mh17.htmlПолужирным шрифтом и красным цветом мною выделены наиболее важные выводы о характере конфликта и подсудности обвиняемых
1)....
Как это обычно бывает с обширными решениями, суд не будет зачитывать полный и дословный текст решений, а будет достаточно их краткого изложения. Только суждения содержат применимые решения и мотивацию.
Прежде чем суд перейдет к вопросу о доказанности обвинений, суд рассмотрит ряд процессуальных моментов. По закону с ними нужно разбираться в первую очередь.
2) ......
Ограничения юрисдикции по международному праву
Второй аспект касается возможного ограничения юрисдикции в результате применения международного гуманитарного права, также известного как право войны. Защита Пулатова не выдвигала возражений по поводу возможного ограничения подсудности. Сам суд считает необходимым обсудить этот аспект, поскольку он может иметь значение для допустимости прокурора в делах всех подозреваемых.
Чтобы определить, применимо ли такое ограничение в данном случае, суд должен сначала определить, имел ли место вооруженный конфликт в момент крушения рейса MH17, и если да, то был ли он международным или немеждународным конфликтом.
Применение оружия в рамках международного вооруженного конфликта военнослужащим одной из воюющих сторон может быть разрешено при определенных обстоятельствах. Затем этот военнослужащий может ссылаться на иммунитет и не может быть привлечен к ответственности за использование оружия и его последствия.
Вооруженный конфликт с самого начала может носить международный характер, если это конфликт между двумя государствами. Но даже конфликт немеждународного характера, который кажется конфликтом между государством и группой, все же может рассматриваться как международный конфликт, если на самом деле этой группой руководит другое государство. Суд поэтапно обсудит ситуацию в Украине до 17 июля 2014 года.
Суд считает, что вооруженный конфликт на востоке Украины между украинской армией и организованными сепаратистскими группировками с апреля 2014 года был настолько интенсивным, что его можно рассматривать как вооруженный конфликт немеждународного характера.
Тем не менее такой немеждународный вооруженный конфликт может рассматриваться как международный вооруженный конфликт. Например, когда другое государство фактически имеет так называемый полный контроль над враждующей группировкой, так что это государство таким образом вовлечено в конфликт.
Конкретный вопрос в данном случае заключается в том, имела ли Российская Федерация полный контроль над ДНР в 2014 году. Суд постановил, что дело обстоит именно так. Есть ряд причин для этого.
Некоторые из тогдашних лидеров ДНР имеют русское гражданство. Некоторые также имеют опыт работы в российских вооруженных силах, например, подозреваемые Гиркин и Дубинский.
Некоторые лидеры ДНР имели тесные связи с Российской Федерацией.
Например, в прослушиваемых разговорах регулярно упоминаются контакты с высокопоставленными лицами в Российской Федерации, именуемые «Москва» или, точнее, Кремль.
В период с июня по август 2014 года премьер-министр ДНР Бородай почти ежедневно контактировал с Сурковым, тогда близким советником президента Путина. По словам Бородаи, Сурков был «нашим человеком в Кремле».
Также имел место контакт между лидерами ДНР и Сурковым по поводу заполнения нескольких министерских постов в ДНР.
Типичным для этого является, например, запись телефонного разговора от 16 мая 2014 года, в котором Бородай говорит, что правительство ДНР будет объявлено и что Москва его удивила тем, что его назначают премьер-министром.
Помимо этих тесных контактов, Российская Федерация также оказывает поддержку в бою.
Например, такие организации, как ОБСЕ и Хьюман Райтс Вотч , сообщают о снабжении, вооружении и финансировании сепаратистов из Российской Федерации. Имеются в виду колонны с боевым оружием, перевезенные через границу. Эта картина также вырисовывается из прослушиваемых телефонных разговоров.
К вопросу о том, был ли тотальный контроль , также имеет значение, взяла ли РФ на себя координирующую роль и давала указания ДНР.
Тому есть масса подтверждений.
Например, «Москва» не только сообщает о ситуации на местах, таких как неудачи и достигнутые успехи, но и ряд перехваченных разговоров также свидетельствует о планировании со стороны российских властей.
Например, 11 июля 2014 года Сурков сообщает премьер-министру ДНР Бородаю, что он разговаривал с теми, кто курирует « всю эту военную историю» , и что они дали понять, что все готовят и ускоряют.
Обсуждается также роль Москвы в отношении конкретных операций. В прослушанном разговоре об украинском городе Славянске от 4 июля 2014 г. руководитель ДНР говорит, что «Москва» не хочет, чтобы Славянск сдавался. Но так как конкретной поддержки не последовало, подозреваемый Гиркин все же покинул Славянск и перенес свою штаб-квартиру в Донецк.
21 июля 2014 года, через четыре дня после крушения рейса MH17, Бородай позвонил с российского телефона. Бородай хочет поговорить с боссом, потому что ему нужен совет и инструкции о том, как справиться с катастрофой MH17. Например, в отношении рефрижераторов и черного ящика.
Кроме того, Бородай хочет знать тезисы для пресс-конференции. Бородай отмечает, что он предполагает, что «наши соседи» захотят что-то сказать по этому поводу.
Тот факт, что Бородай говорит здесь о «наших соседях» и спрашивает «начальника», а сам занимает высшую должность в ДНР, подтверждает, по мнению суда, что начальник, о котором он спрашивает, является представителем российской власти.
Различные организации говорят об артиллерийских обстрелах территории Украины, которые якобы велись с территории РФ с начала июля 2014 года. Свидетели также свидетельствовали о том, что российская техника с российскими солдатами пересекала границу, стреляла, а затем отъезжала.
В прослушанном разговоре от 17 июля 2014 года подозреваемый Пулатов говорит, что Россия может разозлиться, а подозреваемый Дубинский отвечает, что Россия собирается обстрелять позиции украинцев со своей стороны. Это свидетельствует о взаимно скоординированных военных действиях.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Российская Федерация обеспечивала финансирование ДНР, снабжение и обучение войск, а также поставку оружия и товаров.
Кроме того, с середины мая 2014 г. Российская Федерация оказывает решающее влияние на замещение высоких постов в ДНР, участвует в координации военных действий, а также ведет боевые действия на территории Украины.
Эти факторы, более подробно описанные в решении, приводят суд к выводу, что с середины мая 2014 года сложилась ситуация, при которой Российская Федерация осуществляла так называемый тотальный контроль над ДНР.
Таким образом, суд считает, что с середины мая 2014 г., а также 17 июля 2014 г. на территории Украины имел место международный вооруженный конфликт между Украиной и ДНР, при этом ДНР находилась под контролем Российской Федерации.
Что это означает для положения подозреваемых и возможностей их судебного преследования?
Как уже говорилось, только военнослужащие одной из воюющих сторон в международном вооруженном конфликте могут при определенных обстоятельствах ссылаться на иммунитет. Таким образом, вопрос заключается в том, можно ли рассматривать ДНР и ее членов как часть российских вооруженных сил. Это требует, чтобы Российская Федерация признала ДНР своей и взяла на себя ответственность за поведение и действия комбатантов под командованием ДНР.
Суд считает, что это не так.
Российская Федерация по сей день отрицает какой-либо контроль или причастность к ДНР в тот период. Подозреваемые также публично отрицали, что в то время служили в вооруженных силах Российской Федерации. Бойцы ДНР, а значит, и подозреваемые, не могут считаться частью вооруженных сил Российской Федерации.
Только по этой причине они не имеют права на участие в боевых действиях и, следовательно, на иммунитет от судебного преследования в связи с крушением рейса MH17.
Вывод состоит в том, что не может быть и речи об ограничении юрисдикции по международному праву.