Что там у армян. Сценарии развития протеста в Ереване 26.06.2015 13:44Что привело в "армянскому майдану" и к чему может привести этот же самый майдан. Версии и прогнозы: армянский, грузинский и азербайджанский взгляды
Фото - ЕРА
19 июня в столице Армении начались и
продолжаются до сих пор акции протеста в связи с решением властей поднять тарифы на электроэнергию. Принадлежащая России компания-монополист Электрические сети Армении (ЭСА) недавно уже повышала тарифы почти вдвое. Сейчас правительство удовлетворило очередную заявку компании. Позже к протестующим из-за тарифов присоединились представители различных оппозиционных партий и движений - Армянский национальный конгресс, Наследие, Процветающая Армения, Дашнакцутюн и другие. С приходом оппозиции к протестам добавились политические лозунги - против действующего президента
Сержа Саргсяна, правительства и России, коррупции и т.д.
ЛІГАБізнесІнформ обратилась к армянским экспертам-политологам, а также к специалистам по кавказскому региону с вопросом - сможет ли протест в Ереване перерасти в аналог победоносного украинского Майдана и каковы возможные сценарии развития ситуации в армянских городах.
Степан Григорян, глава Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству (Армения)
- Движение не политизировано, и в этом его сила. Демонстранты говорят: власти хотят существенно повысить тарифы на электроэнергию, не приводя никаких аргументов, поэтому мы будем до конца бороться, пока это решение не отменят. Эти ребята говорят: мы не правые, не левые, наше право, если Армения идет к демократии, потребовать от вас разъяснений. Если бы на акции какие-то политические партии пришли, которые часто дискредитированные, это движение быстро бы сошло на нет, как многие другие протестные движения. Еще одна особенность - демонстранты не стремятся к выделению лидерства. Хотя если борьба продолжится, какая-то группа более активных людей выделится. Есть и другой процесс после разгона демонстрации 23 июня - очень много известных политиков, общественных деятелей, приходят и стоят между силовыми структурами и митингующими.
Реакция армянских властей очень похожа на реакцию бывшего руководства Украины. Самое хитрое, до чего они додумались - просто побить и рассеять людей, разбить аппаратуру журналистам. Сюжет тот же самый - реакция власти силовая, необдуманная, результат - количество участников акции увеличилось. Если вначале это были акции с 2-3 тысячами участников, то сейчас минимум 10-15 тысяч человек приходят.
Насчет возможных сценариев развития протестов. К сожалению, я пока у властей не вижу серьезного отношения к этим событиям. Эти акции протеста получили большую поддержку, мгновенной была реакция международных организаций, наблюдатели ОБСЕ бегают по всему городу, опрашивают демонстрантов. Я не хочу, чтобы власти Армении также поступали как ваш бывший руководитель Янукович, разгоняли демонстрантов, я хочу, чтобы власти поняли, что на этом события не остановятся. Если они силу применят - будет еще больше людей.
Президент Серж Саргсян всегда находил выход из положения, более мягким способом работал, через переговоры. Опыт его правления показывает, что он способен на гибкость. Мне кажется, они отступятся от решения повышать тарифы. Силовой вариант возможен лишь в одном случае: если Россия будет давить на Саргсяна и требовать применить такие меры. Тогда Россия должна платить. У армянского правительства нет резерва для репрессий, репрессии дорого стоят для любой страны. И если все-таки силовой сценарий реализуется - тогда начнется смена власти, все будет серьезно и очень сложно.
Агаси Енокян, директор Армянского центра политических и международных исследований, политолог
- Общее между украинским Майданом и протестами в Армении то, что они начались спонтанно. Как и в Украине, сначала у протестов нет координаторов и руководителей. А разнятся они в том, что в Ереване не звучат политические требований. Собралось много людей, но их требования - чтобы не поднимались тарифы на электричество. Хотя у многих на языке крутятся политические требования, потому что собравшиеся - это те люди, на которых не очень будет влиять вот это увеличение тарифов на 16,7%.
Основа акций протеста - активная молодежь. Ранее они уже не допустили, чтобы правительство ввело пенсионный налог, а также не позволили мэрии Еревана поднять цены на проезд в транспорте. Сейчас они надеются достичь такого же успеха в борьбе против повышения тарифов на электроэнергию.
Я думаю ответ правительства - решение о повышении тарифов не будет пересмотрено - неадекватный. Так просто народ не разойдется. Наиболее вероятный сценарий - у митингующих появятся политические требования. Первым таким требованием может быть отставка президента и правительства. Второе требование может возникнуть относительно российской энергетической компании, которая просто обворовала население. Директор этой компании Евгений Бибин получал зарплату в $60 тыс. в месяц, у компании были огромные потери. Если в правительстве думает, что демонстранты потолкаются немного и разойдутся по домам из-за страшной жары, они ошибаются. В то же время я не думаю, что правительство пойдет на повторение силового сценария.
Нужно отметить, что протестующие осторожны в высказываниях относительно России, антироссийских настроений как таковых нет. Есть настроения против российских СМИ, которые искажают то, что происходит в Ереване, против директора ЭСА Евгений Бибина.
Зара Арутюнян, участница протестов в Ереване
- На протестах представлены люди и группы разных политических взглядов: от правых консерваторов до анархо-коммунистов и феминисток. Либералы, социал-демократы, неопределившиеся и прочие. Правых по-прежнему значительно больше.
Как и на предыдущих акциях, антироссийских настроений не было. Вопрос о выводе российских войск (военной базы в городе Гюмри, - ред.) как не стоял, так и не стоит. При этом недовольство относительно освещения событий на российских телеканалах все больше возврастает. Напомню своим российским и украинским друзьям, что это протесты против подорожания тарифов на электроэнергию. Любые попытки встроить нынешние события в Армении в контекст Россия-Запад больше похожи на спекуляцию.
Если прослеживать риторику инициативы "Нет грабежу", которая изначально организовывала акции протеста против повышения тарифов, и которая имеет довольно потиворечивую репутацию (в частности я не склонна им доверять ни капли), они явно не планировали и не ожидали такого развития событий. И да, ситуация уже давно вышла как минимум из-под их контроля.
Радует самоорганизация людей. Уборка территории, обеспечение водой, едой, картонами и одеялами - все вовлечены и со всем справляются.
По-прежнему много ментов в гражданском. В интернете люди собирают фотографии, уже есть небольшая база данных.
Бачо Корчилава, экс-пресс-секретарь посольства Грузии в Украине (грузинский взгляд на ситуацию)
- Режим в Армении пророссийский, но не зря ведь сейчас сами армяне все чаще вспоминают шутку о том, что Армения - это только офис армян со всего мира. Поэтому администрация Саргсяна не может отвечать за настроения всех армян, многие из которых очень влиятельны, в том числе и на Западе.
Армения очень бедная страна, и если киевский Майдан собрался с требованиями достоинства и чести, то в Ереване - против повышения тарифов. Цели разные по масштабу и, соответственно, чем мельче цель, тем проще ее удовлетворить оппонентам или же тем легче разогнать сам протест. За честь и достоинство люди готовы умирать, а ради снижения тарифов все-таки нет.
Я не думаю, что на данном этапе у протестующих получится сменить власть. Все, что мы увидим в ближайшее время в Ереване, это, скорее всего, жесткое противостояние, с которым власть жестко разберется. Помогать армянскому майдану извне тоже вряд ли кто-то будет. Потому что это не Украина, не центр Европы и внутренняя политика там всегда была законсервирована внутри себя.
Но даже это уже сегодня - победа для Армении. Потому что нынешние события - только первый опыт подобного рода для достаточно патерналистской и консервативной Армении. За ним будут другие, которые используют накопительную энергию "тарифного майдана". Грузия ведь тоже никогда в истории не была прозападной. Кто еще 20 лет назад мог усомниться в несокрушимости пророссийского, советского по сути режима Шеварднадзе. Но
Путин сделал все, чтобы Грузия стала прозападной. С Арменией происходит то же самое, но с 20-ти летней задержкой. Грузия просто первой вышла из состава СССР, и потому ее элиты впали в немилость Москве. А в остальных постсоветских странах лидеры долгое время пытались балансировать, но в конечном итоге все приходят к пониманию того, что с Россией жизни нет. Так что процесс выхода из российской орбиты в Армении запущен. Но, думаю, что его результатов стоит ждать ни один месяц и ни один год.
Бурзу Алиев, экс-замминистра топлива и энергетики Украины (азербайджанский взгляд)
- Армения всегда была игрушкой в руках России. Даже мы, азербайджанцы, не называем ее агрессором, несмотря на ситуацию с Нагорным Карабахом. Потому что и в этом случае армяне - не больше, чем инструмент Кремля.
Конечно, за последние 15-20 лет выросло новое поколение армян, которое свободно ездит по миру, может видеть, как живет цивилизованный Запад и насколько при этом бедствует их родная страна. Слесарь Саргсян ведь от вашего бывшего руководителя
Януковича не сильно отличается. Россия не может удерживать при себе вечно никого, и это вселяет оптимизм. Потому что если в Армения когда-нибудь перестанет быть российским плацдармом на Кавказе, то и отношения между моей Родиной Азербайджаном и Арменией тут же начнут налаживаться. Это однозначно.
Но что касается нынешних акций протеста в Армении, то, выскажу свое мнение, им будет очень трудно достичь успеха. Да, они важны и могут служить отправной точкой будущим демократическим преобразованиям, как украинская акция "Украина без Кучмы", но это только начало.
Армения - не Украина, и подавить протесты прокремлевскому режиму там будет не просто легче, а легче в разы! Во-первых, очень малочисленное население - если на киевский Майдан выходило до полутора миллионов человек, то во всей Армении всего живет 3 миллиона. Во-вторых, Армения не граничит с западными странами, потому на помощь цивилизованных стран не стоит надеяться, будем откровенны. Это видно по разнице реакции Запада - на разгон студентов в Киеве и на первый разгон протестующих в Ереване. В-третьих, армяне в целом, в отличие от украинцев, не склонны к длительным и бескомпромиссным протестам, и если Кремль ради сохранения влияния на регион реально пойдет на уступки по газпромовским тарифам, все на этом может и закончится. Ну и, наконец, у протестующих армян нет лидера, а это важно. В Украине на Майдане-2004 был лидер -
Ющенко. Не важно, что этот пчеловод нас потом подвел, но на Майдане он был лидером. В 2014-м в Украине не было протестного лидера, и это привело в кресло президента
Порошенко - не хочу об этом говорить, но он не от Майдана, просто так получилось. В общем, пока еще "армянский Майдан" - это скорее желание либералов, в том числе и украинских, чем реальная сила. Но, еще раз повторюсь, уже то, что протесты начались, вселяет осторожный оптимизм.
Существует еще одна версия, согласно которой Кремлю выгодны все эти протесты. Дело в том, что во время дестабилизации ситуации на Кавказе Кремль может нарушать любые договоренности с партнерами, например, из Азербайджана и Турции, говоря: Вы же видите, какая ситуация в Армении. Мы ничего больше не можем гарантировать - ни по Нагорному Карабаху (у нас ведь там есть своя "трехсторонняя группа" с обязательствами и так далее), ни по газопроводам. Но это лишь версия, хотя я ее не исключаю.
Читайте также:
Тарифный Майдан в Армении: обновляется Пять примеров успешных общественных движений