Есть такое мнение - Замечательная статья Игоря Аверкиева

Feb 25, 2012 01:34

Оригинал взят у militarev в Замечательная статья Игоря Аверкиева

Революция в России - 
бесполезные мечты и пустые страхи

Ходишь на митинги, смотришь на просветлённые лица - очень соблазнительно мечтать о революции. Смотришь на толпу, проклинающую «жуликов и воров», - очень соблазнительно бояться революции. Но и то, и другое - пустые душевные хлопоты.

***

Будь «декабристы» революционерами, они требовали бы «лучшей жизни», но они требуют «прохода в будущее». Да, революции не будет, но революция - не единственный способ обеспечить страну будущим.

Я опустил большую часть статьи, где очень точно доказывается, почему нас в ближайшее время не ждет ни революция, ни оранжевая революция, ни госпереворот. Рассуждения Игоря очень интересны и я советую вам прочесть статью целиком

Да нет, всё проще: нам бы выборов честных, партий да свободы слова в телевизоре побольше, да судей новых, ну и ещё чтобы уважали. На революцию не тянет, но на серьёзный разговор с режимом - вполне.

***

Что же тогда такое «декабристские события», если не революция и не её начало?

Пока только метафоры:

«Бунт престижа», «бунт непризнанного юного гегемона»

Суперконцентрация в Москве постиндустриальных бизнесов, фрилансевых трудовых практик и сетевых досуговых укладов привела к кристаллизации того самого столичного «креативного класса» (постиндустриальной, постмодерной части хрупкого российского «среднего класса»). В среде именно этих людей формируется реальная модернизационная повестка страны, именно они являются носителями «реальной современности» в России. Социально проснувшись, осознав себя публичной общностью и «передовым классом», они обнаружили, что никому в этой стране по сути неизвестны и особенно не нужны, никто не отдаёт должного этим «социальным передовикам». Путинско-медведевский режим, хоть и заигрывает, но по-  прежнему делает ставку на бюрократию и олигархию. А «народ» и вовсе не замечает их «особости». Став «декабристами», они совершили революционный «гегелевский переход» из «класса в себе», в «класс для себя». Выйдя на площади, «декабристы» сказали власти и обществу: «мы есть, за нами будущее, мы - главные и требуем места под солнцем». От общества они требуют внимания и уважения; от государства - эксклюзивности и «вхожести». Но это пока вся их повестка - это «бунт престижа».

Безусловно, вся эта «повестка» - в «классовом подсознании», а на вербальной поверхности высокопарности о «гражданском достоинстве» и «гражданском обществе».

«Бунт против дефицита будущего»

«Декабрьские события» - это и эффект «24 сентября». Беспардонный передел страны дуумвирами на XII съезде «Единой России» символически закрыл проход в будущее очень многим, но, прежде всего им, будущим «декабристам». «Возвращение к Путину» - это «ренессанс архаики». Что бы ни говорил сам Владимир Владимирович, он не властен над той цивилизационной колеёй, в которую попал. «Коды архаики» - в его душе. А люди, живущие на пике «современности», это обострённо чувствуют. Отсюда знаменитое после «24 сентября» «Пора валить!». «Декабристский бунт» - это стихийное «последнее предупреждение» режиму, посланное перед «Рубиконом». По ту сторону «Рубикона» не революция, а исход.

«Демонстрация протеста»

В конечном счёте, страхи «ревофобов» и вожделения «ревофилов» иллюзорны просто потому, что среднестатистический участник «декабрьских событий» не хочет свергать режим, он хочет всего лишь попугать его (что очевидно и подмечено многими). Попугать и вернуться домой с понятным и светлым будущим в кармане, заручившись уважением того же, но уже исправившегося, режима. «Не свергать, а попугать» («наказать», «преподнести урок») - это то, что принципиально отличает большинство российских «декабристов» от «цветных революционеров» прошлых лет и от арабских бунтовщиков недавних дней.

Большинство участников «декабрьских событий» стеснительно надеются, иногда даже скрывая эту надежду от самих себя, что всё обойдётся и Владимир Путин останется у власти - только лучше после второго тура, а не после первого. Потому что стабильность - реальное благо, даже для протестующих «сетевых хомячков» и «креативного класса». Нефтегазовая рента реально объединяет страну. Все мы нефтегазовые рантье: от президента до вузовского преподавателя и рабочего Уралвагонзавода - как ни противно это им всем. Консервативный консенсус живущего нефтегазом народа никуда не делся. К нему бы только добавить эксклюзивный для «креативного класса» проход в будущее.

Декабрьские московские события - это не революция и даже не протест, это демонстрация протеста (вполне себе современный постмодерный тип политического поведения) в расчёте на сговорчивость режима, который и не мыслится массовым участником событий как абсолютно чуждый и враждебный - всего лишь «обнаглевший», «нюх потерявший» и так далее - всего лишь «жулики и воры». Изменению подлежит всего лишь политический дизайн режима, а не сам режим (в каком-то смысле Дмитрий Медведев и есть тот дизайн).

Отсутствие «истинной революционности» - это не признак политической отсталости московских массовых «декабристов» (как мечтательно думают наши украинские братья), наоборот - это признак их постмодерной политической продвинутости. Но именно эта «постмодерная продвинутость» и заточила демонстративный протест московских «декабристов» в московской же «постмодерной резервации».

***

О нереволюционности намерений «декабристов» свидетельствует и доминирующий стиль, и главный лозунг «декабристского протеста». Именно нереволюционность заставила «декабристов» в начале своего пути из многих возможных метафор «неприятного режима» выбрать именно «жуликов и воров».

Надо сказать, мне изначально не нравилось это навальновское послание про «партию жуликов и воров». Прежде всего, не нравилось «чисто по-человечески», по причине избыточной обзывательности и одновременно игривости и подспудной трусливости этого послания - лакейское такое обзывательство. Это, конечно, тонкость, но тонкость, которая задевает.

Все ведь понимают, что при нашем режиме личной власти в упаковке дуумвирата «Единая Россия» - всего лишь инструмент этой личной власти. Политическую ответственность за всё несёт именно Владимир Владимирович Путин и его команда, а не «единороссовские волонтёры» сами по себе. Но «массовые декабристы», начиная свой путь, политкорректно «крайним назначили» именно «Единую Россию», а не главное действующее лицо (как всегда,  «бояре виноваты»). Это потом, усилиями «профессиональных несогласных» из ПАРНАСа, «Солидарности», Левого фронта и благодаря несдержанности самого Владимира Путина,  протест персонифицировался. Но и в этом случае «массовые декабристы» предпочли перенести своё возмущение в сферу «презервативно-бандерлогского» озорства.

Стиль в политике имеет значение. Достаточно вспомнить «настоящие революции» последних десятилетий: всё те же «бархатные» (восточно-европейские) и «арабские». В Польской народной республике, в Чехословацкой социалистической республике, в Германской демократической республике, в Тунисской республике, в Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, в Арабской республике Египет восставшие массы тоже креативничали, но сурово. Политический стёб, конечно, был, но протестного стиля не определял. У нас же любимым символом декабрьского протеста стал милашка-Чебурашка и надутый презерватив - вполне в духе цивильных досуговых протестов благополучной объединённой Европы. Но сжигать чучела вождей, разрушать «берлинскую стену» и мстить режиму надувными презервативами да возмущёнными Чебурашками - «две большие разницы».

Это я, опять же, не о том, что «декабристский протест» какой-то неправильный или второсортный (протесты всякие важны, если людям в них «комфортно»), а о том, что он даже стилистически не революционный. Стиль этот адекватен «бунту престижа», «бунту рассерженных горожан», но не социальному бунту-революции угнетаемых против угнетателей.

Ярлык «жуликов и воров» в отношении «Единой России» и вообще всего режима не устраивал меня и сугубо политически - из-за своей именно политической бессодержательности, а, следовательно, и политической неэффективности - если эффектом «декабрьских событий» считать смену режима. Лозунг «Долой партию жуликов и воров!» изначально способен мобилизовать людей на «митинг возмущения», но не может мобилизовать их в поход за смену режима. А мне хочется именно «смены».

Но я понимаю, что именно метафора «жуликов и воров» как нельзя лучше отражает настроение тех, кто массово вышел на улицы, протестуя против фальсификаций и «Единой России». Протест против «жуликов и воров» по сути своей - это моральный протест, а не политический, протест против «плохих», а не против «врагов». «Плохие» есть всегда - их время от времени нужно наказывать и держать в рамках, а от «врагов» приходится избавляться, что хлопотно.

***

В чём конкретно «политическая бессодержательность» «жуликов и воров»?

В российском обыденном сознании любая власть всегда состоит из «жуликов и воров» - для российского простолюдина другой власти в родной стране и не бывает. «Жулики и воры» во власти - это лубочная норма российской жизни. Хоть и плохая норма, но норма - привычное состояние отношений. Против привычных норм, даже плохих, люди не восстают, но привычно возмущаются.

Утверждая, что «Единая Россия» - партия жуликов и воров», мы как бы ставим её в ряд с прочими предшествующими и будущими российскими властями. Как ни странно, через «жуликов и воров» мы как бы дополнительно легитимируем «Единую России», придаём ей почвенность, тем самым заранее устанавливаем невысокую планку протеста. Ну, ещё одни такие же, как все. По поводу «жуликов и воров» впрягаться в большую серьёзную политику в России как-то неуместно. Политическое зло должно быть исключительным, чтобы звать на борьбу с собой.

Утверждая в России, что какая-то власть является «властью жуликов и воров», мы оказываемся в позиции политической безысходности - ведь так было и так будет всегда, и все это знают. Где мобилизационный посыл?

В этой PR-находке Алексея Навального мобилизационный посыл, конечно, был, но ситуативный, вызванный легализацией «кухонного дискурса» «жуликов и воров во власти». Вытащив «жуликов и воров» из языковых подворотен в публичное пространство, легализовав эту простолюдинную характеристику российской власти, Алексей Навальный создал лишь иллюзию «политического откровения» и «большого зла». Все вскрикнули, ойкнули, но очень скоро обнаружили себя в привычной риторической колее. При этом легализованный дискурс «жуликов и воров» стремительно утрачивает свою былую «подпольную» экспрессию и мощь. Эффект примерно тот же, что имел место при легализации мата в России. Легализованный мат был призван служить «обновлению и оживлению архаичного литературного языка», «освобождению публичного общения» и так далее, но, став «литературным», он утратил свой языковой экспрессивный смысл.

Так или иначе, «партия жуликов и воров» - это всего лишь обзывательство, которое ничего не объясняет в этой партии и ни к чему конкретному не зовёт тех, кто ею недоволен - повод для хихиканья одних, и обидчивости - для других, не более того.
Что мне делать, если сосед у меня жулик и вор? В лучшем случае анонимки и жалобы писать. Ну, можно ещё для успокоения совести «по-мужски поговорить» (в нашем случае - идти наблюдателем на избирательный участок).
«Партия жуликов и воров» - это для «недовольства в лёгкую», для вполне гламурного сетевого протеста (наличие в декабристском протесте Божены Рынска и Ксении Собчак - это не курьёз, а закономерность). Надо сказать, Алексей Навальный вообще мастер политических иллюзий, он очень похож на нашего Марата Гельмана («Карфаген должен быть разрушен») - такой же эксперт по «пузырям» (достаточно провести анализ политической эффективности его личной борьбы с коррупцией).
«Борьба с коррупцией» в наше время в России - это как «борьба за права человека» во всём мире в ХХ веке - способ элит отвлечь простолюдинов от реальных социальных противоречий.

Именно поэтому в России и не будет революции, что креативно-сетевой люд начал протест с «жуликов и воров» и продвинулся в логике своего протеста до «сам дурак» в виде надутых презервативов.

Если бы «декабрьский протест» изначально формировался как революционный, иным был бы и изначальный лозунг, типа «Долой партию диктатуры!» или «партию душителей свободы», «партию эксплуататоров», «партию предателей Родины», «партию паразитов», на худой конец (сама вербальная форма «основного революционного лозунга» была бы, конечно, поизящнее, вроде «жуликов и воров»). Настоящий революционный лозунг должен возбуждать социальную злость и указывать врага, терпеть которого невозможно и разделаться с которым хочется раз и навсегда, и прямо сейчас. Но «Единая Россия» - всего лишь «партия жуликов и воров». По уровню политической экспрессии это так же вегетариански, как «партия бюрократов», даже «казнокрады» круче. Но в том-то и дело, что «декабристы» просто стилистически не смогли бы принять настоящий революционный лозунг, как и саму революцию. В этих кругах революционность - моветон, что меня устраивает и является гарантией очень многого?

«Декабристы» - не революционеры и не бунтовщики, а всего лишь «рассерженные горожане». Попробуйте назвать «рассерженными горожанами» ливийских повстанцев или каирских бунтовщиков, да даже киевских «оранжевых» - язык не повернётся.

***

И чего, казалось бы, многоопытный и заслуженный политический драматург, большой знаток символической политики и очень неглупый человек Сергей Кургинян так рьяно и безоглядно пугает нас «революцией»? А ему ничего другого не остаётся.

Каково место Сергея Кургиняна, патриота и классического постсоветского консерватора, в «декабрьских событиях» - в самом важном политическом действе за многие годы? Нет у него места, он чужой на этом празднике российского возрождения. То, что он вожделел последние 20 лет - нового российского прорыва в планетарное будущее - красиво, но неумело пытаются делать совершенно чужие для него люди - вестернизированные бескорневые обитатели «глобального сетевого офиса». А это ужасно для истинного патриота - быть лишним в самом главном для Родины. Но как только Сергей Кургинян называет «декабристское движение» «оранжевой революцией» - он тут же получает почётное место соспасителя отечества, он снова в большой политической игре, он опять в центре большой страны, героически противостоящей чужим и враждебным силам. Это уже его со страной привычная драма.

Революции не будет, но жупел её оказался очень удобным.

«Декабрьские события» создали в России очень сложную политическую ситуацию. Таких сложных проблем и задач жизнь не ставила перед российским политическим классом со времён парламентско-президентского противостояния 1993 года. Ни одна из противоборствующих сторон с этой сложностью пока явно не справляется. Поэтому многие, сознательно или подсознательно, чтобы обрести понимание, жаждут упрощения. И «революция» здесь как нельзя кстати - она предстаёт самым очевидным и как бы самым доступным проходом из царства политических сложностей в царство политической простоты. И неважно, жаждете вы революции или боитесь её - жизнь она упростит и тем, и другим, и те, и другие почувствуют себя свободнее и при деле, и тем, и другим ситуация будет представляться более «управляемой», если они убедят себя или окружающих в возможности революции.

Большая проблема с «декабристами» у Владимира Путина и всего «корпуса охранителей». На улицу вышли опасные для режима люди, но это приличные, культурные люди, более или менее добропорядочные граждане, насколько это возможно в России, и требуют они очевидных и реально трудно оспариваемых вещей - честных выборов и всего такого. Их протест, с точки зрения здравого смысла, общепринятых представлений о добре и зле, абсолютно оправдан и не вызывает особого раздражения в «путинском народе». Что с «декабристами» делать - совершенно непонятно: и «мочить в сортире» нельзя, и терпеть невозможно. И вот тут соломинка «оранжевой революции» как нельзя кстати - враз приличные, культурные люди превращаются почти в изменников Родины, в жалких услужителей иноземных недоброжелателей России. Кроме иррациональных обвинений в «оранжевости», нет у Владимира Путина никаких человеческих зацепок для оппонирования «декабристам». Миф об «оранжевой революции» в России - PR-спасение для режима. И вся «королевская рать» хором «включила оранжевую дурочку». Такая вот большая политика по-российски.

***

Тот, кто хочет серьёзных изменений в сегодняшней России, не должен рассчитывать на революцию - не тратьте время на пустые надежды, её не будет. Делайте, что нужно и возможно сейчас, с теми ресурсами, которые у вас есть. Других ресурсов в ближайшее время не будет, «революционный народ» не подоспеет.

«Декабристы», рассчитывайте только на себя, массы вам не помогут, но и не будут противиться, если не будете перенапрягать.

Тот, кто хочет серьёзных изменений, но боится своей активностью разбудить революцию - не ограничивайте свои возможности пустыми страхами, вам её не разбудить.

И страх, и ожидание революции очень отвлекают от реальных возможностей и дезориентируют в выборе политических методов. Революции не будет - будьте свободны, делайте, что хотите и что можете.

Революции не будет, не будет никакой: ни настоящей, как в Египте, ни «цветной», как Киеве. Даже если режим упрётся - революции не будет. Социальные группы, способные к  насильственному свержению режима - сегодня на стороне режима.
Представьте себе среднестатистического участника «Болотной-Сахарова». Представьте себе его папу-маму, детей-жён-начальников и его самого на их фоне. И вдруг вот этому ему надо впрягаться в кутерьму по захвату полицейских участков, забрасыванию бронетехники «коктейлями Молотова», с апофеозным штурмом Кремля, Думы, «Белого Дома» или чего там ещё. «Айтишный хомячок с гранатой» - абсурд, по крайней мере, до тех пор, пока его жену не изнасиловали «соломенные псы», а предков не обрекли на голодную смерть, чего не будет при любых раскладах, пока цел путинский режим, а нефтяная рента худо-бедно размазывается по расслабившемуся населению.

Но если режим упрётся, пропасть между ним и «модернизированными» слоями населения может стать фатальной для режима. И потому режим совсем уж не упрётся. Даже ползти в будущее трудно без «людей будущего».

Людей, способных в России действовать политически, да ещё оппозиционно режиму - крохотная горстка. И вот страна переживает ответственный момент, а значительная часть представителей этой «крохотной горстки» сковывают себя по рукам и ногам пустыми страхами и ожиданиями. Непорядок это.

Что делать без революции после победы режима на выборах? Да есть что делать, было бы желание и не «свалили» бы те, кто должен делать.

Снежная эволюция, Революшен интернетшенл, Есть такое мнение

Previous post Next post
Up