На этой неделе
стартовал очередной весенний призыв, и в СМИ сразу появилась информация о том, что призывная комиссия Москвы начнет отлавливать уклонистов через социальные сети. Мы узнали у экспертов и специалистов IT-индустрии, насколько такая мера будет эффективной.
Отлавливать призывников, чтобы вручить повестки, московские власти намерены по чекинам в Facebook, Вконтакте и Instagram, сообщил
телеканал «Москва 24».
Часть опрошенных нами экспертов положительно оценила идею и полагает, что «это очевидно и несложно».
Шеф-редактор портала о технологиях chezasite.com Николай Турубар считает, что в первое время такой способ может оказаться крайне эффективным для того, чтобы «достучаться» до призывников: «Современная молодежь, для которой зачастую „ВКонтакте“ и есть весь Интернет, пока не отдает себе отчет, что их публичные профили в социальных сетях могут рассказать о них все, в том числе компетентным органам. Плюс, это новый и весьма прогрессивный способ со стороны призывных комиссий наладить коммуникацию с призывниками, это общение не на территории государственных структур, а на территории молодежи. В будущем это будет дисциплинировать обе стороны диалога».
С этим согласен генеральный директор агентства «Социальные сети» Денис Терехов. «Если молодые люди постоянно находятся в социальных сетях, то там их и нужно ловить», говорит эксперт. По мнению Терехова, данная мера приемлема и этична, так как формально уклонист нарушает закон.
Однако не все эксперты столь оптимистичны в оценке данной инициативы. Например, директор краудфандинговой онлайн-платформы Василий Черный выразил сомнение в отношении ее необходимости. По его словам, она может помочь отслеживать ситуации с призывом, но не решит проблему с уклонистами. Кроме того, затея с соцсетями технически сложно реализуема, полагает эксперт: «Не могу себе представить эффективно работающий инструмент. Обнаруживать ребят можно, но конвертировать эту информацию в реальный приход в военкомат - вряд ли». По мнению Черного, соцмедиа лучше использовать для улучшения отношения к службе в армии, а «насильственные меры в любом варианте менее эффективны».
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко разделяет такой подход: «С помощью социальных сетей нужно не отлавливать, а создавать атмосферу. Тем более «сегодня армия меняется, позитивные изменения на лицо. Молодежь идет служить осознанно». Однако решать проблему с уклонистами Коротченко предлагает более радикально. «Уклонисты - это социальные паразиты», которых нужно не отлавливать соцсетями, а жестко наказывать, считает эксперт: «Те, кто не желает исполнять свой долг перед обществом и государством, должны поражаться в правах. В отношении них надо включать меры по ограничению их дееспособности - в частности, запрет на получение загранпаспорта и выезда за рубеж, запрет на получение водительских прав и пожизненный запрет на то, чтобы занимать государственные должности. Такие механизмы будут работать, а отлавливать их с помощью социальных сетей - кто и как их будет отлавливать? Это лишь громкие заголовки», - резюмирует Коротченко.
В компании «Одноклассники», входящей в холдинг Mail.ru Group, отказались комментировать прошедшую в СМИ информацию. На момент сдачи материала ответы от представителей компаний «ВКонтакте» и Facebook в России получены не были.
Беседовала Дарья Баринова
Источник