Массовое сокращение пригородных электричек возымело закономерный эффект: пассажирские бунты входят в моду. Очередная буза случилась на прошлой неделе в безропотной Чувашии.
http://vz.ru/columns/2012/6/17/584128.html...Может быть, вы не заметили, но с 1 января 2011 года ОАО «РЖД» больше не является пригородным перевозчиком вообще. Теперь этим неблагодарным делом занимаются десятки региональных пригородных пассажирских компаний (ППК), в которых РЖД принадлежат лишь 49 процентов акций, а 51 процент - местным властям. ППК, которые за редким исключением называются красивым словом «Содружество», теперь могут лишь брать у РЖД в аренду подвижной состав на то количество рейсов, которые они (читай, местные власти) способны оплатить. Сбылась мечта монополиста: больше не надо думать, как грамотно бороться с зайцами, и вообще - чрезмерно напрягать управленческую мысль. Отношения между регионалами и железнодорожниками теперь такие же, как между шофером и заказчиком на автобазе. Хочешь ехать - плати. Нет денег - иди пешком и как можно дальше.
...Логика капиталистического крокодила понятна. Не понятна логика государства. Национальная экономика - это все-таки не ларечный бизнес, и длина мысли в ней должна быть на порядок больше. Без мобильности населения говорить об экономическом развитии можно лишь в жанре народного фольклора. То, что пассажирские перевозки не приносят быстрой прибыли конкретной компании, еще не значит, что они не окупаются в результате мультиэффекта для всей экономики. Вырождение пригородных электричек аукнется тем, что миллионы граждан России совершат очень много нехороших поступков, за которые государству придется так или иначе расплачиваться. Например, люди пересядут на автотранспорт и тем самым уплотнят пробки и попортят дороги. Отцы и матери будут позже возвращаться домой, забудут про воспитание детей, в результате окрепнет и без того неслабое криминальное сообщество. А те, кого окончательно отрежут от больших городов, просто станут безработными, перестанут платить налоги и пойдут клянчить пособия в собес. Это что - не убытки?!
И это уже не говоря о политических издержках. Электрички, набитые битком злыми людьми, - очень хорошее средство распространения оппозиционных настроений среди «некреативного класса», который пока худо-бедно голосует за стабильность. А если завтра очередная сотня доведенных до гражданского бешенства пассажиров не захочет уходить с рельс даже под суровыми взглядами омоновцев - что прикажете делать? Бить дубинками стариков, детей и добропорядочных граждан среднего возраста? А если ОМОН откажется?
Осторожно, двери закрываются, следующая станция - конечная.
______________________________
В комментариях не нуждается.