Unlocked Achievment: забанен v_vodokachkin'ым

Dec 30, 2013 12:16

Приятно побеседовав с self-proclaimed позитивистом гражд. Совком (http://red-chain-saw.livejournal.com/25246.html) на тему тараканообразных, я заинтересовался его recent activity и заглянул в его журнал. Так я вышел на его пост в "группе за 6-часовой рабочий день" : Read more... )

Leave a comment

red_chain_saw January 3 2014, 10:53:52 UTC
>>И он гораздо круче Соловьева и остальных :)

Поздний - да, но только потому, что аццкие коммуняки "сломали оригинального философа" и он ушел в эстетику (впрочем и там выражал свое средневековое презрение к возрождению, например). Не знаю, может кому-то это покажется неправильным, но считаю, что истинность идей мыслителя оценивается в том числе и обликом его последователей. От Лосева мы имеем типичную диссиду Тахо-Годи. То же с кланом Лифшица (Арсланов и Ко).

Ильенковцы не скатываются до банального антиоктябризма, но только что и могут с томным видом вздыхать об безвозратно ушедшем гении. Дальше Ильенкова они даже и не мыслят выходить. Очередной культ личности, на самом деле. Будто-бы Ильенков у нас без ошибок! Но мыж культисты, еба. А значит - хотим, чтобы наш идол был всегда в белом фраке и изящно танцевал C-walk.

А еще ильенковцы как-то странно сосредоточились на апологетическом изучении Спинозы, что представляется несколько ошибочным курсом. По-моему, всех их до сих пор колбасит ОВФ, и они просто не могут постоянно не делать реверансы в сторону тематики психофизического параллелизма, подчеркивая свое мнимое разрешение проблемы дуальности. Но Спиноза...

Субстанция в представлении Спинозы - это всепоглощающая абстрактность (притом оставляющая дуализм атрибутов), и марксистам просто глупо брать за образец подобное её понимание. Спинозизм прямым путем ведет к унифицированному пониманию "единства" и именно Спиноза, а не Гегель с его "тотальностью" и государством, к чему прицепились всякие антиавторитарии, не понимая даже суть этих слов, является теоретической причиной тоталитарных кренов в марксизме. Диаматское "науколюбие" отсюда же. Leo Nafta писал об этом, приводя Шеллинга (!) : http://leo-nafta.livejournal.com/26424.html

>>Серьезно, из современных (ну, живших после Маркса) идеалистов-диалектиков он был еще сравнительно вменяемый, какие-нибудь Кожев с Батаем гораздо хуже.

Только потому, что Лосев был платонистом и понимал диалектику (хоть и по-религиозному искаженно), а указанные личности - нет (или понимали её как гераклитизм - отсутствие опосредствования, прямое "перетекание" _метафизических_ противоположностей, и потому отрицали её).

Reply

istp2012 January 4 2014, 20:49:26 UTC
Да, со Спинозой Ильенков что-то намутил. Я так понимаю, он в данном случае руководствовался логикой "чтобы выпрямить, нужно перегнуть". Ведь уклонения от строгой диалектики могут быть и "вправо" (когда за деревьями не видят леса), и "влево" (когда за лесом не видят деревьев). Какой была ситуация вокруг Ильенкова? Существовали позитивисты - правые и "диаматчики" - левые. "Диаматчики" серьезной интеллектуальной силы не представляли, соперничать на равных с позитивистами не могли и постепенно сходили со сцены. Позитивисты побеждали, их становилось все больше, это был тренд, мода, эпидемия. Вот Ильенков и бил гадов Спинозой - "ультралевым" автором: "А что если посмотреть не на Спинозу сквозь кривое пенсне лорда Рассела, а, наоборот, взглянуть на лорда Рассела через линзы понятий, отшлифованные Спинозой?"

Мы ведь вообще живем в чрезвычайно "правую" (поскольку буржуазную) эпоху, и нам, действительно, было бы разумно ориентироваться на Спинозу - не в качестве конечной точки движения, а в качестве вешки, указывающей, в какую сторону, в каком направлении идти. Чистый "спинозизм" явился бы перегибом, но сейчас до этого далеко, налицо сильнейший противоположный перегиб. Так же и Энгельс, когда говорил, что марксизм - разновидность спинозизма, желал, видимо, просто предостеречь марксистов от опасности "справа", от опасности впадения в различные формы позитивизма.

Reply

red_chain_saw January 5 2014, 11:42:10 UTC
>>Да, со Спинозой Ильенков что-то намутил. Я так понимаю, он в данном случае руководствовался логикой "чтобы выпрямить, нужно перегнуть".

Я вообще считаю Спинозу «тоталитарным» философом, так как, несмотря на всю его возвышенную этику, столь восхваляемую ильенковцами, невозможно отделаться от впечатления, что эта-то этика пристегнута к идее субстанции механическим образом. Что она в действительности обращается диктатом, подминающим под себя всякое многообразие. Что субстанция Спинозы - это абстрактная, недиалектическая (абсолютный детерминизм) черная дыра. И что диамат в конечном есть именно такое понимание субстанции (и не важно, что сами диаматчики вообще не мыслят этими понятиями, важно какие выводы они при этом делают в социологическом плане). Плеханов, например, перся от Спинозы, сводя диалектику к «примерам и примерчикам», «фактам и фактикам». Чем не диаматчик-robustus? Диаматчик и есть. Вслед за ним - его ученик Деборин, тоже диаматчик, который _отрицал категории_ в диалектике, но пиздел как Троцкий.

Офигенные, короче, у нас в раннем Союзе были «теоретики». Какой-то невообразимый пиздец, если честно.

>>Вот Ильенков и бил гадов Спинозой - "ультралевым" автором: "А что если посмотреть не на Спинозу сквозь кривое пенсне лорда Рассела, а, наоборот, взглянуть на лорда Рассела через линзы понятий, отшлифованные Спинозой?"

Честно говоря, я не знаю насколько «легенда об Ильенкове» соответствует его реальному историческому образу (биография есть своеобразный миф о человеке), поэтому сужу только по его теоретическим выводам. И мне вот кажется, что он просто не туда пошел, причем, сам это осознавал.

Он не смог дать отповедь диаматовскому образу Гегеля (тоже пел в хоре группы «идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса»), хотя всё прекрасно понимал - что нет никакой ни «материалистической», ни «идеалистической» диалектики, а есть одна Диалектика.

Спиноза, видимо, был «безопасней» для его очередной «мужественной гражданской выходки». Слабо, панимашь, было учебник истории философии написать со своих позиций - глотку заткнут и печататься больше не дадут, ибо "крамола". Ну, тогды бы хоть в стол писал побольше, но нет же ж? Отсюда у меня несколько двойственное восприятие его мыслей, хотя во многом просто нечего добавить.

Ильенков - это образ гениальной андерграунд-группы, эксплуатируемой мажорными имитаторами.

>>Чистый "спинозизм" явился бы перегибом, но сейчас до этого далеко, налицо сильнейший противоположный перегиб. Так же и Энгельс, когда говорил, что марксизм - разновидность спинозизма, желал, видимо, просто предостеречь марксистов от опасности "справа", от опасности впадения в различные формы позитивизма.

Мне что понравилось в посте Leo Nafta, так это то, что цитируемый там Шеллинг говорит о склонности спинозизма перетекать в условно говоря «диамат».

Спинозизм мы и имели в СССР, не было и не будет в головах диаматчиков никакого Гегеля, хе-хе.

Reply

seashellfreedom January 7 2014, 00:52:49 UTC
Было бы хорошо, если бы вы сформулировали более-менее развёрнуто своё понимание диалектики. Критика у вас интересная, но непонятно с каких позиций вы критикуете.

Касаемо Спинозы, важно понять, что субстанция - это, прежде всего, Первопричина. Насколько я понимаю, Спиноза пытается ответить на вопрос о причинности всяческого. Отсюда и causa sui. Вариантов ответов на вопрос о причине в истории философии, конечно, было много. Плюрализм алхимиков (субстанций много, отсюда композиционность сущего и возможность всей их магии), дуализм Декарта (субстанций две - res cogitans и res extensa), монизм Спинозы. И кстати сказать, у Спинозы нет дуализма атрибутов субстанции. Он просто говорит, что нам известно всего лишь два из них (те самые res cogitans и res extensa), а потенциально атрибутов бесконечно множество. Чтобы понять Спинозу, надо его как-бы перевернуть, от дедукции к индукции. Спиноза утверждал, что мы существа не столько мыслящие, сколько желающие и аффективные. Недаром его называют первооткрывателем бессознательного. То есть, он задаётся вопросом: какова причина аффекта? Обычный человек склонен отвечать обывательски, а Спиноза сразу отсылает к тому, что позже Фрейд назовёт "другой сценой". Вот откуда спинозовская пресловутая необходимость, как мне кажется.
Но вообще - да, "чёрная дыра", так и есть. Это с необходимостью следует из любого последовательного монизма. Почему Гегель позже и говорил, что субстанцию следует понимать и как субъект.

Reply

red_chain_saw January 7 2014, 11:30:07 UTC
Попытаюсь в отдельном посте сформулировать общие черты своего понимания диалектики.

Reply

seashellfreedom January 7 2014, 11:32:19 UTC
Ага.

Reply

ams345 May 21 2014, 18:23:38 UTC
"именно Спиноза, а не Гегель с его "тотальностью" и государством, к чему прицепились всякие антиавторитарии, не понимая даже суть этих слов, является теоретической причиной тоталитарных кренов в марксизме" - к числу этих тоталитарных кренов следует причислить саму идею социализма. Идея социализма является порождением того спинозистского и механическо-материалистического ума. Социалистическая экономика - это тот же Мертвый Левиафан материализма (и спинозизма), о котором писал великий Лосев в своей "Диалектике Мифа". Коммунистам именно потому по душе детерминизм, материализм и спинозизм, что их коммунистическая экономика - это мертвая машина, бездушный бюрократический автомат, отрицающий все истинно живое, человеческое, и она противостоит капитализму именно как сознательной свободной деятельности живых людей (как раз в этом видел основное различие между капитализмом и социализмом Мизес). Социализм по природе своей глубоко антидиалектичен, в социалистическом хозяйстве нет подлинной, живой диалектики. Сосалистам-калмунистам не понятна и не нужна истинная диалектика, которая несовместима ни с материализмом, ни со спинозизмом, ни с плоским атеизмлм, им нужна только гераклитистская и диаматовская псевдодиалектика, которая должна гальванизировать труп их Левиафана.

Reply

red_chain_saw May 22 2014, 12:05:06 UTC
Во многом согласен. У эпигонов марксизма не осталось никакой диалектики (Гегель же это какой-то шизик-идеалист с мутными речами), взамен были усилены "утопические" составляющие социализма и экономический детерминизм, которые в совокупности дали совершенно убийственный эффект. Но! Мы не должны только из-за этого табуировать слово-знак, которое в ходе истории "впитало" в себя чуждые ему по определению смыслы. Я имею в виду "социализм", "коммунизм" и т.д. Я бы предпочел всегда иметь в виду как "реальный" (во что все превратилось), так и идеальные смыслы слов, иначе возникает путаница. Да и велика ли победа, если слово заклеймят, а сама тенденция останется ("жопа есть, а слова нет").

Reply


Leave a comment

Up