Дон Карлос / ГАБТ, историческая сцена

Jun 27, 2014 00:17



Если бы меня спросили, какую оперу Верди из всех 26 поставить для меня персонально, я бы ответила не задумываясь - "Дона Карлоса". Я очень люблю эту оперу, но живьем никогда ее не видела. И можно представить, какова была моя радость, когда именно эта опера была объявлена в ближайших планах Большого. Причем именно на исторической (большой) сцене, ибо именно эта опера, на мой взгляд, не терпит камерной, небольшой сцены, ей нужен настоящий имперский размах.

Радость моя слегка притихла, когда были озвучены цены - 4 тысячи за билет для меня был явный перебор. К моему великому счастью второй блок спектаклей после декабрьских премьер были поставлены на июнь, когда в театрах традиционная летняя недозагрузка и попасть на хорошее место за вменяемые деньги (2500 за второй ряд ложи бельэтажа) оказалось проще. При этом билет покупался сильно заранее и вслепую - из всего состава на сайте значился лишь дирижер. Жаль, но Большой потерял эту милую привычку ставить составы заранее, хотя билеты на "кота в мешке" успешно продает.

Спектакль еще не родившись, уже оказался в гуще скандала: ровно за две недели до премьеры не самой простой оперы театр покинул главный дирижер Василий Синайский. И не просто главдирижер, а музыкальный руководитель именно этой постановки. Ситуация у меня до сих пор плохо укладывается в голове. К счастью, упавшее знамя подхватил второй дирижер - совсем молодой Роберт Тревиньо, благодаря которому мы теперь все-таки имеем возможность послушать живьем "Дона Карлоса", за что ему особая благодарность.

Я не могу сказать, что эта постановка какая-то эпохальная для театра или знаковая для московской оперы (хотя присутствие в постоянном репертуаре Дона Карлоса уже знаковое событие). Не могу сказать, что там было что-то сильно меня поразившее или очень блестящее, но, как ни пародоксально, мне очень хочется сходить еще раз, а для меня это наивысшая оценка, при этом я вроде бы осознаю все минусы и плюсы, а дефицита хороших записей этой оперы нет.

Далее под катом:
  • А давайте вспомним, что мы тут играли полгода назад
  • Падал прошлогодний снег или зачем Родриго чемоданы...
  • Эту песню не задушишь, не убъёшь
  • С миру по нитке и вполне себе кафтан
  • И куда смотрит Минкульт или на злобу дня
  • И небольшая сравнялочка: а говорят непохож...


А давайте вспомним, что мы тут играли полгода назад

Нынешний странный гибрид репертуарно-антепризного театра (когда спектакль идет пару раз в сезон на протяжении нескольких лет блоками из 3-5 спектаклей подряд) приводит к странному положению: вот отыграли в декабре пять спектаклей и на полгода про оперу забывают, и это учитывая, что состав "с миру по нитке", причем не только солисты, но и дирижер, и постановочная часть. Наверное поэтому все воспринимается как начнем все заново (или вспомним, что мы играли).
Возможно поэтому мне не очень понравился оркестр, особенно по первому отделению (опера идет в "миланском" варианте, то есть без балета и первой сцены в Фонтебло, с одним антрактом перед последним действием). Было ощущение, что за полгода после последнего спектакля оркестр слегка подзабыл музыку, а дирижер слегка подзабыл чужой для него оркестр. После антракта мне показалось, что стало лучше: все друг друга вспомнили, а за пронзительное вступление к "Нет, никогда она не любила меня" я была готова простить предыдущие два часа.
При всем этом я еще раз отдам должное дирижеру: для него, как в голливудском кино, открылся внезапно шанс: был всего лишь ассистентом и вдруг дирижер-постановщик достаточно крупного проекта. Дли дирижера Симфонического оркестра Цинциннати (ГДЕ ЭТО??) наверное и неплохой шанс. Голливудского чуда не произошло, но и суперпровала тоже... Что уже радует.

Падал прошлогодний снег или зачем Родриго чемоданы...

Меня не слишком вдохновила режиссура Эдриана Ноубла. Она в стиле минимального вмешательства, режиссер не уродует оперу надстройками собственных концепций, временными переносами, шуточками-гэгами, пародоксами и пр., пр. Что и неплохо. Основная задача - грамотно развести персонажей, оформить движения, мизансцены, а остальное пусть домысливают-доигрывают сами актеры, чай - профессионалы, разберутся.
Все бы хорошо и даже здорово, но не хватает некоего стержня, основы, единого настроения, какой-то одной волны. Плюс очень странные режиссерские вставки, плохо связанные с сюжетом и выпадающие из действа, но оставляющие вопрос "зачем".
Вот появление Маркиза ди позы: на сцену он выходит с двумя огромными баулами-рюкзаками (хорошо, хоть не с чемоданами) в руках, демонстративно бросает их у двери. Что имел в виду режиссер? Маркиз привез секретные документы по восстанию для Карлоса, из-за которых они оба погорят? Или в баулах письма королевы-матери Екатерины Медичи, которые она писала Елизавете каждый день, но не могла переправить, и маркиз любезно подбросил "с оказией"? Или маркиз добирался из Фландрии автостопом, а слуг он как подлинный демократ революционер не имеет? Ладно, допустим это какая-то режиссерская случайность. Но, уходя со сцены, после клятв в вечной-превечной дружбы маркиз забирает свой баул, а второй подхватывает наследный принц империи, где никогда не заходит солнце. Типа - просто дружески помог отнести вещи, чай не графья, а всего лишь принцы-маркизы...
Было бы таких ходов много, мы бы дружно гадали над режиссерским символизмом (привет незабвенному Макбету Някрошюса, построенному на таких вещах). Но их мало, но от этого они становятся не загадочными, а странными...
Вообще вольностей в постановке много, что особенно странно при этом режиссерском минимализме и некотором даже историзме: так Эболи и Королева мило сидят на бортике какого-то водоема, хотя при королеве никто сидеть не мог, а уж какой-нибудь резной стульчик куча придворных явно бы нашла. При этом сценография подчеркнуто мрачная, испанская, та самая знаменитая - у королевы нет ног...
И снег... который сыпал на горячие испанские головы все действие оперы. У меня ощущение, что когда иностранец ставит у нас что-то, то он обязательно хочет привнести какой-то местечковый колорит - так в Сомнамбуле были чуждые героям березки, в Доне Карлосе - снег, далее, видимо, надо ждать тройки, медведей и балалайки где нибудь в Аиде...
Если задача была показать снег в чувствах, гнетующую атмосферу, замерзание, то это не слишком удалось - холодности не получилось, несмотря на бутафорский снег. Сценографически чего-то не хватало, мне кажется, что не до конца проработали и со светом - тени, периодически возникающие на стене, не добавили атмосферности, хотя казалось бы: гробницы, призраки, монахи... Вот и не покидало ощущение, что что-то не доделали, не додумали... Так строят шикарный дворец, потом что-то не складывается, а жить то где-то надо, и дворец потихонечку перестраивают-приспосабливают под обычный жилой дом...
Сравнение с Сомнамбулой было не зря, там похожее режиссерское участие, но, если Сомнамбула смотрелась сонно (сомнабулически), то про Карлоса этого не скажешь...

Эту песню не задушишь, не убъёшь
При всем вышесказанном - мне спектакль очень понравился.
Сравнение с Сомнамбулой неслучайно, там опера осиротела без нормальной режиссуры и актеры вытянуть ее не смогли. "Дон Карлос", при всей моей любви к Белинни, эта опера совсем другого уровня. Да, она проигрывает великой вердивской тройке, возможно ей не хватает цельности и законченности. И может не зря это (если не ошибаюсь) самая редактируемая опера у композитора: бедняги слушатели до сих путаются в многочисленных вариантах.
Но, в отличии от многих остальных опер Верди, здесь от Шиллера досталась вполне ладная история, с интересными яркими характерами, с хорошей драматической основой - есть, что играть, с адекватным (что так редко в оперном театре) вполне логичным сюжетом. Здесь в общем-то не нужен суперрежиссер, дабы концептуально придумывать то, что никогда не имел ввиду автор. Здесь самое важное не мешать самой опере. И отсюда столь пристальное внимание к солистам.

С миру по нитке и вполне себе кафтан
С составом я считаю повезло. Не знаю, кто был выбиральщиком именно такого состава (если это заслуга Синайского, то честь ему и хвала при всем вышесказанном), но кастинг (воспользуемся киношным словом) хорош, все абсолютно на месте. И наверное это главная победа театра. И что безусловно радует, не пришлось завозить целиком готовую труппу. Кого-то нашли у себя, кого-то пригласили из ближнего круга, кого-то высмотрели в соседнем театре. В родном отечестве (ну или среди бывших соотечественников) не смогли обнаружить только самого Карлоса (ну, это предсказуемо, он и на чужих территориях как-то плохо искался, судя по результатам). Вообще, забавная тенденция: театры по-прежнему активно собирают составы под конкретные спектакли (что правильно), но искать впервую очередь стараются среди бывших и нынешних соотечественников. Видимо приличная экономия на переводчиках :))

Самая главная для меня неожиданность - Дмитрий Белосельский. Я специально перед спектаклем не стала читать рецензий, имя для меня ничего не говорило, послужной список биография на сайте - ну, обычная такая биография, вообщем-то все лауреаты чего-то и кого-то... К тому же при моей любви к Нестеренко и Гяурову, я заранее списывала любого Филиппа. Ну, признаюсь, была неправа... Хороший Филипп, проживал (другого слова не подберу) Дмитрий Белосельский своего героя активно, ярко, с чувствами, можно сказать со смаком. Очень харизматический получился король...

На фоне "отца" принц Карлос (Димитриос Питтас) получился очень исторически адекватным, то есть бледноватым на фоне прочих ярких личностей... Несчастного Карлоса активно забивали коллеги по сцене. И мне показалось, что подустал он к концу сдвоенного действия... Его Карлос не влюблен в Елизавету, он влюблен в некую мечту о другом мире, в воспоминания о том, что находится вне Эскориала и двора отца. Для него Елизавета - это прекрасная манящая Франция, для него Фландрия со всеми ее проблемами - это шанс вырваться из душного окружения, для него защита невинно-осужденных - это противостояние с отцом. Вот таким жалким герой и получился...

Особенно это чувствовалось на фоне Родриго, маркиза ди Поза. Игорь Головатенко как подобает настоящему революционеру не обращал внимание на чины и звания, а взывал, взывал, взывал, при этом слегка оглушая и забивая коллег по цеху. Красивый голос, хорошая актерская игра, но вот что-то мне мешает, причем подобные ощущения были и в Новой опере.

Ну, и абсолютно на месте Вячеслав Почапский (Великий Инквизитор) из старой гвардии и Николай Казанский (Монах). Что интересно: ведь смогли собрать трех приличных басов на один спектакль. А еще пару лет назад все кричали, что Годунов в наших театрах обречен, петь некому, все подались в тенора (и где???)...

Дамы были чудо как хороши. Мария Гулегина была ожидаемо хороша, пусть в экспериментальной для себя партии. Есть у нее что-то ведьминское, тёмное, очень люблю ее Леди Макбет, вот и с Эболи мне кажется она попала. Вероника Джиоева была неожиданно (для меня) хороша, недооценила я ее.

И куда смотрит Минкульт или на злобу дня

Ну, и немного про саму оперу. А она оказалась просто дико злободневной, как-то раньше я так сильно в ее текст не влезала. Я бы на месте Минкульта и Роскомнадзора озаботилась бы тем, что там писали в 19 веке и что у нас ставят государственные театры. По-моему чистый призыв сами знаете к чему...

Вот кусочек диалога между Маркизом и Королем, даже комментировать не надо :((

Маркиз ди Поза
О, сеньор, я только что из Фландрии,
эта земля была когда-то так прекрасна.
Сейчас она погружена во мрак,
и кажется могильной тишина.
Там бездомные сироты
бродят по улицам в слезах,
Сталь и огонь уничтожают все вокруг,
жалость из сердца изгнав.
Вода в реке смешалась с кровью
и кажется красной река,
Слышен всюду лишь плач матерей,
что рыдают над погибшими детьми.
...

Король Филипп II
Спокойствие в стране
лишь с кровью водворится!
Мой меч уничтожит реформы
и всех тех гордецов,
что наполняют головы людей
напрасными мечтами.
Смерть соберет из рук моих
большую жатву...

Маркиз ди Поза
Неужели Вы надеетесь, что смерть посеяв,
бессмертие Вы обретете?

Король Филипп II
Только взгляни на Испанию!
Торговцы в городах,
крестьяне на полях
преданы Богу и Королю
и не высказывают жалоб!
Мир и покой я принесу фламандцам..

Маркиз ди Поза
То будет страшный мир,
то будет мир могил!
О, мой Король,
Вы не боитесь, что история
Вас назовет еще одним Нероном?
Это и есть покой, что Вы несете миру?
Таков подарок Ваш - террор и ужас?
Вы даете мир, где солдат - бандит,
где священник - палач!
Слышен лишь плач вокруг,
безвинно гибнут люди...
И Ваша империя похожа на пустыню,
где звучат проклятья..
Да, сир, проклятья Вам.
Вы можете уподобится Богу,
Создать этот мир, свою империю вновь,
подняться на высоту,
недоступную другим королям,
принести в мир радость и счастье,
Бесценный дар дать миру - свободу!

Король Филипп II
О, странный мечтатель!
Вы стали думать бы иначе
когда б сердца людей
вы знали как Филипп.

Очередной раз можно пожалеть, что наши верхи предпочитают искать амфоры и летать с птицами, а не терять время в театрах (если конечно не надо развестись). А то может бы задумались бы о параллелях.

Филипп всячески пытался сохранить империю, был дико работоспособен, при этом не доверял никому и не на кого не опирался, сосредоточив абсолютно всю власть в собственных руках, в результате чего просто не успевая реагировать на все, подавив любое инакомыслие. Каждый кто был в Эскориале помнит эту ужасную холодную гранитную громаду, абсолютно подавляющую человека и на контрасте пара маленьких спартанских комнат - личные покои короля, его странный надгробный памятник, где король изображен сразу с четырьмя женами одновременно. И что в итоге? Крах империи, ставший понятным и осознаваемым еще при жизни Филиппа, несчастная семья и крайне нелестные оценки потомков. Если не ошибаюсь, это самый нелюбимый испанцами король. И это на фоне вечного сравнения с отцом - Карлом I (V) который, наоборот: детство провел не в Испании, родного языка (кастильского) долго не знал, в страну приезжал наездами, имел кучу друзей, жизнь проживал для себя, а не ради глобального, был настоящим сластолюбцем и эпикурейцем, к концу жизни растолстев настолько, что не мог забраться на лошадь. Но на фоне дико правильного сына именно он (вместе с бабушкой и дедушкой) любимец народа... Вот тебе и рассудит история. Может она судит как-то по-своему...

И небольшая сравнялочка: а говорят непохож...

Ну, и не могу удержаться (а то жаловались, не похож). На привычных Филиппов (от того же Нестеренко), действительно, не похож, возраста не хватает (и обязательной бородки), а на подлинного - вполне.

Сравните















Что характерно - костюмы просто брались прямо с портретов, в первый раз я такое вижу.
Дон Карлос был точно таком же костюме (даже цвет совпал, хоя солиста он не красил), правда плащика и беретика не было. Экономим?



А на Веронике Джиоевой было практически такое же платье



Хотя самый любимый мной портрет Елизаветы Валуа вот такой. Хоть история и вымышленная, а ее все равно жалко...



Дж. Верди
ДОН КАРЛОС
ГАБТ, историческая сцена
25 июня 2014 г.

Дирижер Роберт Тревиньо

Филипп II, король Испании ..... Дмитрий Белосельский
Дон Карлос, инфант Испанский ..... Димитриос Питтас
Родриго, маркиз Поза ..... Игорь Головатенко
Великий инквизитор ..... Вячеслав Почапский
Монах  ..... Николай Казанский
Елизавета Валуа  ..... Вероника Джиоева
Княгиня Эболи ..... Мария Гулегина

Фото с сайта театра

Большой театр, опера, наблюдательное

Previous post Next post
Up